Представление опыта работы на тему "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)

Кукушкина Юлия Алексеевна

Для воспитания гуманнойдуховно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской народной культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовно - нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Для воспитания гуманнойдуховно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской народной культуры.

Погружать детей в разнообразие народной культуры начинаю с самого раннего возраста. Для этого использую следующие средства:

1.Устное народное творчество: пестушки, сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки.

2. Народные игрушки и декоративно-прикладное искусство

3. Народные праздники и игры.

4. Посещение краеведческого музея.

                1. Устное народное творчество как ничто другое, сохранило особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Пестушки, потешки, колыбельные сопровождают наших младших воспитанников во всех режимных моментах («Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Сорока-белобока», «Ножки бегали с утра, глазкам спать давно пора», «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса» и т. д.) .

На Слайд («Сова, совушка, сова, Большая голова», «Солнышко, ведрышко», «Петушок, Золотой гребешок», «Кот на печку пошёл», «Горшок каши нашёл» и т.д.).

Потешки, как ласковый говорок, выражают заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Взрослея, дети знакомятся с пословицами, поговорками («Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», сказками («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» в младшем возрасте, старше- «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.)

Дети не только слушают, но и читают наизусть потешки, заклички, считалки. Пересказывают и драматизируют сказки. Всё это способствует познавательному и нравственному развитию.

        На слайд («Жили у бабуси, два веселых гуся», «Валенки», «Калинка», «Каравай», «Во саду ли, в огороде», «Во поле березка стояла» и др.). Так же душа народа в народных песнях, которые способны выработать эстетические вкусы и взгляды, привить любовь ко всему прекрасному. Все события жизни народа сопровождались песней, поэтому в ней собрано все: радость, горе, переживания, гордость.

        2. Обращаясь к народным игрушкам: погремушкам, матрёшкам, барышням, свистулькам, неваляшкам, различным куклам и многим другим, которые окрашены в яркие цвета, украшены растительным орнаментом, формируем эстетический вкус.  В старших группах родители с детьми создавали мини-музей «Матрешка», как почитание символа русского народного искусства и более глубоко знакомства с ним. Создание мини-музея декоративно-прикладного творчества «Расписное чудо» знакомит детей с видами народной росписи, «Моя родина Россия»- с красотой уголков России, народными промыслами, традициями, игрушками, инструментами и многим другим. А так же «Малая родина –Колпашево», «Народные инструмены», «Живописные места моей родины», «Русская изба», «О народных праздниках..» и многие другие.

СЛАЙДЫ ИЗ МИНИ-МУЗЕЕВ И МЕТОД КАБ.

Народная декоративная роспись пленяет душу ребёнка гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. В нашем детском саду дети с большим интересом рассматривают изделия с дымковской, городецкой, хохломской росписью. В различных видах деятельности, в большей степени в  изобразительной деятельности осваивают навыки изображения этой росписи. Всё это пробуждает душу ребёнка, воспитывает чувство красоты, любознательность.

Из года в год все глубже происходит знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них в детском саду (Рождество, Масленица, Пасха, Иван Купала).

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь.

Советую родителям погружаться в историю и традиции это праздника с детьми, во время посещения Рождественского вертепа.

Детям старшего дошкольного возраста рассказать о символах Рождества (Вифлиемская звезда, Свечи, Рождественские венки, Ангел и др)

Например, праздник Масленицы дети ждут каждый год. Он знаменует конец зимы и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать. Ведь в эти праздничные дни устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.

        Такую же атмосферу стараемся передать детям.

Слайды Традиции в саду: катание на санях, блины, сжигание масленницы, катание на горке.

Накануне праздника вместе с детьми изучаем его особенности, детей знакомлю с народными поговорками( Не житьё, а Масленица. Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны) и попевками (Вот приехала Масленица!  Сударыня-боярыня Масленица! С сыром, маслом, и блином,  И румяным пирогом!), педагоги наряжаются в соответствующие костюмы, устраивают развлечения для детей (игры «Гори, гори ясно», перетягивание каната, катания с ледяной горки).

Пасха или Воскресение Христово — один из величайших праздников для православных христиан. Праздник Пасхи у детей в детском саду ассоциируется с раскрашиванием и росписью яиц. В простые узоры детей вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. Пасхальные игры очень нравятся детям («Сдувание яйца», «Два зайца», игра в «Каточки», Чоканье яйцами и т.д.) 

Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству («Жмурки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Дождик», «У медведя во бору» и др.) Они влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Готовя консультации в приемных для родителей, основным в содержании которых выделяю то, что в семье даже самых маленьких ее членов стоит приобщать к празднованию Светлого Христова Воскресения. А начинать приобщение можно с совместного окрашивания яиц и сбора корзинки в церковь, ее посещение — это будет интересно даже 3-летнему малышу, пусть он пока и не совсем понимает всей сути происходящего.

Во время экскурсий детей в краеведческий музей дети прикасаются к старинным предметам быта, инструментам, разглядывая кружева, вышивку, резьбу по дереву ребёнок переносится в мир наших предков.

Все перечисленные формы работы направлены на оздоровление нравственной атмосферы в группах детей и семьях, способствуют воспитанию гуманнойдуховно-нравственной личности, уважающих русскую народную культуру, а так же православные традиции и обычаи русского народа.

         


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

Тема моего опыта работы: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят,очень любят рисовать.На бумаге,на асфальте, на стене,и в трамвае на окне….»...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫНА ТЕМУ  «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Презентация опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Одним из действенных средств развития речи является сказка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая...