ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

НА ТЕМУ

 

 «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 

НА ТЕМУ

 «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Музыкальный руководитель:

Акимова С. А

Стрежевой

январь 2022 г.

МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития перед обществом стоит первостепенная задача - воспитать всесторонне гармонично развитую личность. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

ФГОС уделяют большое внимание эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. Отмечается, что пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи, декоративно-прикладному искусству, музыке, начинается уже со второй младшей группы.

Что такое эстетическое воспитание дошкольников?

ЭСТЕТИКА (от греческого – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром, а также – как область художественной деятельности людей.

Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства, а также на развитие у ребенка способностей к творчеству, искусству и созиданию.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Эстетическое воспитание дошкольников—это довольно широкое понятие. В него входят:

развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, труду, общественной жизни.

Предметом данного вида воспитания является - развитие в детях с помощью средств искусства художественного восприятия внешнего мира.

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Поэтому, в дошкольном детстве, раздел познания искусства и воспитание средствами искусства называется художественно – эстетическим.

Эстетическое воспитание, как элемент знакомства ребенка с красотой окружающего мира, не только развивает его ум и чувства, но и способствует развитию фантазии и воображения.

Эстетическое восприятие – это совокупность чувств и эмоций, проявление радости, недовольства, печали, счастья, удовольствия.

В процессе эстетического воспитания задача педагога – состоит в том, чтобы направлять ребенка в его эмоциях, оставляя ему свободу выбора в творчестве.

На этапе дошкольного детства заметную роль в эстетическом развитии детей играет музыка – как источник эстетического восприятия и первых эмоциональных переживаний.

Таким образом, эстетическое воспитание - воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным.

Одновременно с этим эстетическое воспитание формирует у дошкольников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, отвергать все уродливое, безобразное, низменное. А также стремление и умение посильно проявлять себя в искусстве.

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве.

Так же, как на ранних этапах развития человечества, искусство существовало в синкретичном виде, на ранних этапах для гармонического развития ребенка необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе, в их триединстве.

Многие ведущие специалисты по дошкольному детству также считают, что для гармоничного развития ребенка необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе в синтезе. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре,

Самый эмоциональный вид искусства – музыка.

Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство.

 МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Музыка – самый эмоциональны вид искусства, она имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, тем самым является «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский.

Музыка является одним из главных средств эстетического воспитания (равно как и другие виды искусства), направленного на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

      Работу по музыкально-художественному развитию строила в соответствии с примерной программой «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова– СПб: 2014г.

. Использование данных программ даёт мне возможность творческого подхода к организации работы с детьми, перед собой поставила задачи:

  • 1.приобщать детей к музыкальному искусству;
  • 2.формировать основы музыкальной культуры;
  • 3.развивать музыкальный слух, чувство ритма, формирование песенного и музыкального слуха;
  • 4.реализация самостоятельной творческой деятельности.

Во время традиционного или типового музыкального занятия дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности: муз. ритмическая деятельность, слушание, пение, игра на

детских музыкальных инструментах.

Ритмические упражнения, для развития чувство ритма у детей дошкольного возраста, выполняемые под музыку, являются основными базовыми при овладении двигательной культуры, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, координации движений; развитие слуха способствует развитию ритмичности и музыкальности .Использование музыкального этюда, дает возможность детям выразить свои чувства в танце, что способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника.

Особенностью развития чувства ритма у старших дошкольников - является особенность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, через приобщение к музыкальной деятельности и развития музыкальных и творческих способностей.

Хореографические занятия это, прежде всего успешное развитие у детей эстетических чувств, творчества, развитие чувства ритма.

Ведущим видом детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие.

Слушание - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности.

Например, «Кукушка» А. Аренского — печальная, грустная, «Кукушка в чаще леса» К. Сен-Санса - таинственно-удивленная, песня Д. Кабалевского о кукушке «Артистка» — смешная, веселая, песня «Кукушка» М. Красева - лиричная, светлая. Подобным образом сравниваются «Дождик, дождик», «Окликание дождя» А. Лядова, «Дождь и радуга» С, Прокофьева, «Дождик» Г. Свиридова, «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Облака плывут» С. Майкапара, «Гроза» JI. Бетховена (фрагмент из VI симфонии) или «Баба-яга» П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Баба-яга» А. Лядова. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию уже на пред коммуникативной стадии восприятия, заинтересовывают детей, заостряют внимание.

Процесс восприятия музыкальных произведений должен быть активным, творческим. Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. В процессе слушания я предлагаю детям закрыть глаза и представить себе картину, которую навеяли звуки музыки. По окончании прослушивания дети рассказывают, какую картину нарисовало их воображение. Так же после прослушивания я иногда даю детям творческое задание - передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению. Слушание музыки, как правило, сопровождается беседой о композиторе, написавшем данное произведение. На своих занятиях я предлагаю детям просмотр видеозаписей концертов классической музыки в исполнении симфонических оркестров. На таких занятиях дети знакомятся с разными музыкальными инструментами, их звучанием, историей создания. Эстетическое отношение детей к окружающему, к природе, достигается, в том числе, и средствами музыкального искусства

        Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию, через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей. Например, (Можно предлагать детям совершить чудо – заставить картину «заговорить» и «зазвучать». Дети с удовольствием рассматривают произведения живописи русских художников. Совместно с детьми составляем рассказ по картине, включая в него стихи А. С. Пушкина, С. Есенина, А. Блока, Ф. Тютчева и других великих русских поэтов. Затем подбирается музыка. Для озвучивания предлагаются классические произведения П. Чайковского, С. Майкапара, Г. Свиридова, С. Прокофьева, А. Вивальди и других композиторов. В результате такого творческого процесса рождается истинный шедевр – синтез трёх видов искусств).

Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы, окружающего мира, персонажам сказок и театральных постановок. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе, и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.).

Слушая музыку, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности

    Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация

слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует

выработке вокально-слуховой координации. Пение оказывает влияние на формирование эстетического вкуса, способствует становлению характера, норм поведения. Оно обогащает внутренний мир человека яркими переживаниями.

В разделе «Пение» на муз. занятиях использую попевки упражнения, применяю упражнение на дыхание перед пением (дышим носиком подуй на свечу) и другие.

Игра на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах является отличным средством приобщения детей к коллективному музицированию. Инструменты всегда привлекают детей, и они занимаются этим видом деятельности с удовольствием.

В раздел «Игра на музыкальных инструментах» можно включать упражнения на развитие чувства ритма (речевые и ритмические упражнения; упражнения, соединяющие в себе слово и звучащие жесты или движение).

Первоначально вся работа строится на воспроизведении метрической пульсации и равномерного ритма, а также развития интереса к музыкальным инструментам. Далее можно использовать все возможности музыкальных инструментов: составление партитур и игра в ансамбле или оркестре, сопровождение пения и движения, инструментальное творчество.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

  Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием танцуют. Таким образом, правильно организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей-создание условий для него-организация учебно-воспитательного процесса-позволяет создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и. как результат худ. эстетического воспитания-духовно богатую, всесторонне развитую личность. В итоге у детей сформировались подпевания и пение, простейшие певческие навыки, научились сольному пению. Появился интерес к музыке, дети научились различать звуки по высоте, воспринимать музыку через движения, выполнять плясовые движения в кругу, научились ходить на носках, высоко поднимая ноги, прямому галопу. и т д.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

  ВЫВОД

Музыка - одно из важнейших средств этико - эстетического воспитания дошкольников.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии.

Эстетическое воспитание – это не только расширение кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.

Эстетическое воспитание совершенствует природу человека, возбуждает высокие чувства, приучает пользоваться сокровищницами искусства.

Эстетическое воспитание дошкольников предъявляет самому педагогу высокие эстетические требования.

Педагог должен сам хорошо разбираться в красивом, прекрасном, изящном. Только тогда он сможет раскрыть эстетические свойства предметов и явлений перед детьми.

Педагог обязан знать как теоретические, так и практические законы творчества, уметь создавать прекрасное, изящное на деле. Кроме того, педагогу следует быть осведомленным в детской психологии, и также в частной методике ряда предметов.

Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Библиографический список:

  1. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2000. – 249 с.
  2. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества: Учебное пособие. – М.: Аквариум, 1999. – 272 с.
  3. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка». М., Просвещение, 1968.
  4. Вайчене А. И. «К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания». - М., Просвещение, 2007.
  5. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко И. М. «Методика музыкального воспитания». – М., 1998. Дубогрызова Г. Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999.
  6. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». - М., 2000.
  7. Мелик–Пашаев А. А. «Педагогика искусства и творческие способности». - М., 1981.
  8. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». – М., 2005.
  9. Метлов Н. А. Музыка - детям: «Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада». - М., 1985.
  10. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. «Искусство преподавания». – М., 1999.
  11. Петрушин В. И. «Музыкальная психология». – М., 1997.
  12. Радынова О. П. «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников».- М., 1999.
  13. Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М., 1999.
  14. Радынова О. П., Катинене А. И. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М., 2000. 16. Тарасова К. В. «Музыкальность и составляющие её музыкальные способности», Музыкальный руководитель. - 2009. 17. Тарасова К. В. «Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении», Музыкальный руководитель. - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Формирование, реализацияние,развитие  художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста....

Доклад на тему: Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"

Эстетическое воспитание является частью общего воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует всестороннему развитию ребенка, воспитание у него художественных вкусов, помогает воспитывать кра...

Доклад из опыта работы "Использование мультимедийных технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Качественные преобразования в науке, технике и социальной структуре общества, как следствие,  влекут за собой необходимость повышения качества  дошкольного образования. Это обуславливает нео...

Доклад из опыта работы: «Интеграция музыки в различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»

      На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной кар...

Презентация на тему: «Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста »

Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ детский сад №10 города Алушты Иванюк С.А....