Доклад из опыта работы: «Интеграция музыки в различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»
материал

        На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_muzyki.docx24.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 8 г. Курганинска

Доклад из опыта работы:

«Интеграция музыки в различные виды продуктивной деятельности

 детей дошкольного возраста».

Воспитатель: Гусева Лариса Николаевна

        «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).

        На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. В связи с введением ГОС к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребёнка, педагоги дошкольники комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.

        Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач:

‒ сохранение здоровья ребёнка;

‒ развитие базовых качеств личности;

‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

        Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный государственными образовательными стандартами — принцип интеграции образовательных областей. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.

        Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Рассмотрим потенциальные возможности музыкального развития для организации интегративных процессов в ДОУ.

        Музыкальное развитие ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

        Один из вариантов интеграции музыкального развития в педагогический процесс связан с использованием музыки в режимных моментах.

        Музыка в режимных моментах является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

        Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни.          

        Звучание музыки в режимных моментах (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе.

        Музыкальный репертуар для использования музыки в режимных моментах, совместно подбирают музыкальный руководитель и воспитатель.

Утренний прием:

        Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми. Рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку.

Музыкальный репертуар:

  • П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
  • И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
  • Ф. Шопен Вальс №17.

Гигиенические процедуры:

        При проведении гигиенических процедур (особенно в группах раннего возраста) уместно использование музыкального репертуара (попевок, потешек, частушек) в исполнении воспитателя. Воспитатель должен уметь исполнить музыкальное произведение в правильной музыкальной тональности, с позитивными эмоциями.

Утренняя гимнастика:

        Музыка на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

Музыкальный репертуар:

  • П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  • Г. Свиридов «Военный марш»
  • И. Штраус «Полька Трик – трак»
  • М. Глинка «Полька»

Прием пищи.

        Мажорная и минорная, спокойно звучащая музыка, благотворно влияет на различные функции организма, в том числе и на пищеварение.

Музыкальный репертуар: П. Чайковский «Апрель»

Занятия

        Музыкальные занятия – форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут, слушают музыкальные произведения, различные по жанру, темпу, музыкальным характеристикам. Главная задача, стоящая перед педагогом на музыкальном занятии: вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства, обучить необходимым умениям и навыкам, которые они затем смогут применить в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье.

Однако, следует отметить, что музыкальное сопровождение уместно не только на музыкальных занятиях, но и успешно применяется при организации любого вида образовательной деятельности.

        Музыка на занятии дает широкую возможность для оптимизации педагогического процесса: привлекает внимание, вызывает эмоции, стимулирует умственную активность и способствует развитию творческого воображения.

        Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. Особое внимание следует уделять использованию музыки для передачи настроения произведений изобразительного искусства (например: «Найди соответствие между музыкой и изображением», «Что нам нарисовала музыка», «Нарисуй свою картину под музыку»).

Музыкальный репертуар: Г. Свиридов «Музыкальный ящик», Э. Григ «В пещере горного короля».

        Широкие возможности дает применение музыкальных игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Например: «Выложи чередование звуков», «Высоко-низко», «Повтори музыкальный ритм».

        На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

Музыкальный репертуар: русские народные мелодии «Ах вы сени»«Полянка»«Я на горку шла» «Ах, ты береза».

        Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Игра в лошадку». В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в записи «Осеннюю песню» П. И. Чайковского. Особое внимание можно обратить на знакомство и выразительное разучивание стихов под классическую музыку и с показом иллюстраций к стихотворениям.

Пример: С. Есенин «Поёт зима – аукает». Музыкальный репертуар: музыка А. Лядова «Волшебное озеро» (я читаю под музыку).

Прогулка:

          Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы. На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору»«Теремок» и др.).

          Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.

Дневной сон.

        В дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Музыкальный репертуар:

  • К. Сен-Санс «Карнавал животных» «Лебедь».
  • Ф. Шуберт «Ave_Maria».
  • В. Моцарт «Ночная серенада»
  • Г. -Ф. Гендель «Музыка на воде».
  • Л. Бетховен «Лунная соната»
  • звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и т. д.)

Подъём после сна, закаливающие процедуры:

        Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Музыка должна быть тихой, не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

Музыкальный репертуар:

  • Э. Григ «Утро»
  • В. Моцарт «Соната»
  • А. Лядов «Музыкальная табакерка»
  • А. Гречанинов «Материнские ласки»

Игровая деятельность детей.

        В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт»«музыкальное занятие»«цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Дети с удовольствием включаются в сюжетно – ролевую игру, она вполне может стать музыкальной.    Например«Игра в оркестр»«Музыкальный магазин»«Музыкальная шкатулка»«Игра в театр»«Музыкальное занятие»«Ищем таланты»«Народный артист»«Концерт по заявкам» и так далее. Использование простых приёмов игры, музицирования на народных инструментах, участие в шумовых оркестрах позволяют создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, что служит ведущим фактором формирования устойчивого интереса к музыкальному искусству. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек.

Музыкальный репертуар:

  • В. Шаинский «Все мы делим пополам»;
  • Ю. Энтин «Где водятся волшебники»

        Особое внимание следует уделить проектной деятельности в детском саду. Именно метод проектов помогает реализовывать принципы интеграции на практике. Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативная», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое». «Физическое». В течение тематической недели дети с удовольствием слушают произведения о маме (В. Осеевой, Ю. Яковлева, Е. Благининой и др.), рассматривают репродукции с картин знаменитых художников (например, А. Шилова «Портрет матери»), фотографии мам, заучивают стихи и песни о маме. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделятся с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки. Дети сами рисуют портреты своих мам, а затем организовывается в группе выставка портретов «Мамы всякие важны», где дети рассказывают о своих мамах. Также дети мастерят своими руками подарок для мамы и бабушки — аппликационную открытку. Организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируются у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональность отзывчивость, креативность.

        В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

        Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса. Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют ребёнку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребёнка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.


Литература:

  1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии.- М.: ИЦ Академия, 2012 Скоролупова О. П.
  3. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция./ О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. № 7.
  4. Трубайчук Л. В. «Интеграция как средство организации образовательного процесса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности детей дошкольного возраста

        Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно ак...

«Вариативность использования различных видов театра в дошкольном возрасте»

Выступление на педсовете Вариативность использования различных видов театра...

Условия организации различных видов труда детей дошкольного возраста

Условия организации труда детей дошкольного возраста....

Использование метода проекта в организации различных видах деятельности детей дошкольного возраста

Статья посвящена решению воспитательно -образовательных задач, формированию достаточного уровня знаний и умений детей. В ней рассматриваются процессы социально-личностного развития дошкольников, метод...