Консультация для педагогов по теме: «Индивидуальный подход при формировании детского коллектива»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Прозорова Татьяна Васильевна

Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, ее многогранной творческой деятельности.

Важной составной частью сложного и многостороннего процесса воспитания является формирование личности в системе коллективных отношений. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind.podhod_pri_form.d.kol_.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ  №1512»

Дошкольное отделение №1125

 

Консультация для педагогов

по теме: «Индивидуальный подход при формировании детского коллектива»

                      подготовила и провела

                                     воспитатель 5 группы

                           Прозорова Т.В.

Москва, сентябрь 2015г.

Тема: Индивидуальный подход при формировании детского коллектива.

Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, ее многогранной творческой деятельности.

Важной составной частью сложного и многостороннего процесса воспитания является формирование личности в системе коллективных отношений. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»

        В сферу общественных отношений и деятельности человек включается с детского возраста; под их воздействием осуществляется процесс его общественно-политического, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. В коллективе ребенок формируется и развивается как гражданин, как член общества, как творческая индивидуальность. Детский коллектив является органической ячейкой общества, в котором реализуется его важнейшая задача: формирование нового человека. В силу этого детский коллектив воспроизводит в определенной мере систему отношений, присущих обществу. Поэтому детские коллективы должны быть базой накопления детьми разностороннего положительного социального опыта.

Применительно к дошкольникам еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле слова, однако, объединяясь в группы под руководством взрослых, они устанавливают начальные формы коллективных взаимоотношений.

Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста.

Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослым и сверстникам.

Развитие деятельности детей (игры и общения) 

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, взаимоотношения - личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности, а взаимодействия - компонент совместной деятельности и отношений. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями, например нуждой в тепле, пище, во впечатлениях и активности или стремлении к безопасности». (Лисина М. И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность. - В кн.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. /Ред. - сост. М. И. Лисина. М., 1974, с. 9). Общение обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на третьем-четвертом году жизни, однако при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением и умением общаться. Отсутствие умения или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает, непрочность, конфликтность контактов между детьми этого возраста.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого.

Воспитание мотивов, навыков и привычек поведения. 

Трех - четырехлетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе слова, наглядного примера. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов.

Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, отношений, как способ их усвоения, как форма взаимоотношений между детьми. Однако даже в подражательной деятельности ребята проявляют известную активность и самостоятельность, например в выборе предмета подражания, способах выражения и др. Поэтому психологами и педагогами (Г. М. Лямина, Т. И. Горбатенко, Г. Н. Година) самостоятельность рассматривается как необходимое условие организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Подчеркивается, что детей нужно приучать к самостоятельности с раннего возраста и на ее основе воспитывать взаимоотношения  Накопление опыта самостоятельного поведения обеспечивает установление между детьми взаимной помощи, сотрудничества как главных компонентов положительных взаимоотношений. Наиболее значимым является именно то, что формирование самостоятельности у детей способствует приобретению умения устанавливать подлинно гуманные отношения со сверстниками, осознавать свои обязанности по отношению к ним.

В процессе формирования взаимоотношений следует сообщать детям соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки, прежде всего умение организовывать собственную деятельность, вступать в контакт, действовать согласованно с другими, а также умения и навыки игры, нравственного поведения, привычку делать полезное и приятное для других

При формировании навыков общения в группе важно воспитывать у детей доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности и первых признаков коллективизма. Однако выработка этих навыков поведения в обществе сверстников возможна только при условии развития у детей общественных интересов и мотивов. Поэтому при организации педагогического процесса особое внимание должно быть уделено развитию социальной мотивации поведения детей, осознанию Социальной значимости и мотивов игры.

Уже в начале второго года жизни у ребенка легко возникают социально значимые для его возраста побуждения (мотивы): пожалеть товарища, если он огорчен, обнять, взять за руку, подвести к игрушкам, вместе посмотреть что-нибудь интересное, поиграть. Дошкольный возраст является значительным этапом в становлении и развитии индивидуальных и коллективных интересов.

Уровень развития общих (коллективных) интересов детей в некоторой степени определяет и уровень взаимоотношений. Дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр.

Взаимодействия между детьми, как отмечала А. П. Усова, характеризуются прежде всего тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, когда дети играют, объединяясь только заданным содержанием игры, или они объединятся на более высоком уровне на основе интереса друг к другу. Игровые группы, возникающие на основе интереса к содержанию игры и личного интереса, представляют собой самые устойчивые объединения по составу играющих, именно на их основе создаются играющие коллективы.

Интерес детей к совместной деятельности является началом формирования коллективистской психологии. При целенаправленном педагогическом воздействии у ребенка могут быть рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью, побуждающей их к активному выражению сопереживания. В первую очередь они отзываются на ярко выраженные внешние переживания сверстников. Под влиянием чувств, связанных с похвалой или порицанием взрослого, они могут изменить свое поведение, решиться на определенный поступок, отказаться от удовольствий. В этом возрасте при условии хорошо организованного коллектива возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств, которые во многом определяют содержание отношений.

Таким образом, предпосылками формирования положительных взаимоотношений детей младшего и среднего дошкольного возраста являются развитие самостоятельной деятельности (игры и общения), воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи и воли. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития этих качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.

В каждой группе есть несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе, в нашей группе таким ребенком является Саша Ульхов, с другой стороны, есть дети, находящиеся в подчинении у первых.

Основные недостатки в плане нравственной воспитанности детей сводятся в основном к их неумению согласовывать свои действия с действиями сверстников, нежеланию поделиться, а иногда уступить товарищу игрушку, роль в игре, оказать помощь, проявить заботу.

Изучение опыта педагогической практики дошкольных учреждений показало, что уровень совместной игровой деятельности и взаимоотношений детей не всегда удовлетворителен: игры кратковременные, бедные по содержанию, отношения конфликтные.

Мы стремимся управлять детскими взаимоотношениями, используя различные приемы (создание атмосферы доброжелательности, сердечности, установление контактов, участие в игре воспитателя, объединение детей в игре, положительная оценка воспитателем поведения ребенка, размещение игрушек и др.), однако без активного влияния на содержание деятельности дошкольников. В целях повышения уровня взаимоотношений в коллективе мы стараемся обогащать знания детей, развивать интерес к явлениям общественной жизни и на основе этого повышать уровень игр детей и взаимоотношений в них. Общественные представления у детей они формируют в ходе экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы, 'рассматривания картин, организуя беседы с интересными людьми (строителями, моряками, шоферами), создавая оптимальные условия развития совместных игр (подбор игрушек и др.). Иногда более результативным является непосредственное руководство творческими играми детей.

В процессе изучения детских взаимоотношений важно установить, осознают ли дети свои отношения со сверстниками, понимают ли, на чем эти отношения основаны, как их оценивают и чем руководствуются в своих оценках. Для этой цели используется один из наиболее распространенных методов - метод беседы. Учитывая, что при прямом обращении к ребенку с вопросами об отношении к сверстникам он может дать стереотипные, заученные ответы или ничего не ответить, мы ведем беседы в естественной и самой непринужденной обстановке: во время игр, в свободное от занятий время, в часы утреннего приема или на прогулке. Беседы проводим в доброжелательном тоне, взрослый постепенно подводит ребенка к ответам на интересующие исследователя вопросы. Это дает возможность сблизиться с дошкольником, завоевать его доверие и в то же время определить его умение вести беседу, охарактеризовать особенности его личности, его отношение к сверстникам. Эмоциональная окрашенность ответов позволяет до некоторой степени судить о чувствах детей.

Вопросы могут быть следующие: «С кем ты чаще всего играешь?» (Для выявления постоянных партнеров в играх.) «Почему ты с ним играешь?» (Для определения мотивов общения детей.) «С кем ты еще хотел бы играть?» (Для установления желательных объединений детей в играющих группировках.)

Часто при достаточно высоком уровне взаимодействий среди детей младшего дошкольного возраста наблюдаются низкие по нравственному содержанию взаимоотношения.

В качестве примера остановимся на характеристике детских взаимоотношений в нашей группе. Преобладающее большинство детей вступают во взаимоотношения со сверстниками, но отношения их при этом различны. Прежде всего контактные взаимоотношения крайне непродолжительны (2 - 7 мин). В них, как правило, отсутствует гуманная направленность: забота, внимание, взаимопомощь. Значительную часть времени занимает индивидуальная деятельность - индивидуальные игры или наблюдения за играми других. Многие бесцельно проводят время  (Рыкалин Владик, Степанова Настя, Абрамушкина Эльвира), не проявляя интереса к играм, не заняты какой-либо другой полезной деятельностью. Отмечена некоторая разобщенность мальчиков и девочек. В Поведение детей четвертого года жизни наблюдается стремление к индивидуальным (одиночным) играм. Если дошкольники этого возраста и объединяются для совместных игр, то такая деятельность кратковременна. Наряду с этим можно видеть детей (Ульхов Саша, Пахомова Соня, Жежель Кристина), которые наблюдают интересные совместные игры своих товарищей: иногда они дают советы, делают замечания, в других случаях, постояв некоторое время возле играющей группы, сами включаются в игру. Некоторые, такие как Скрипова Вика, переходят от одной группы играющих к другой, выбирая для себя игру, более интересную и близкую их желаниям и склонностям.

Одиночные игры детей четвертого года жизни по содержанию бедны (многократное повторение однообразных действий), но длительны. На наш взгляд, эти игры имеют большое педагогическое значение, так как предоставляют ребенку простор для проявления самостоятельности, сосредоточенности. В них ребенок претворяет все то, что ему интересно и дорого, что оставило яркое впечатление в памяти, повлияло на воображение. Таким образом, одиночную игру можно рассматривать как пробу сил, накопление опыта в развитии сюжета, необходимого в игре воображения, творчества. Обычно ребенок предлагает сверстнику в общей игре то, что им пережито, испробовано в одиночной игре. В таких играх хорошо отрабатывается сюжет.

У детей данного возраста ограничен запас представлений об окружающей жизни, и в совместных играх они избирают небольшое количество ролей. На протяжении двух месяцев было зафиксировано в группах четвертого года жизни всего 12 - 15 ролей (мама, папа, дочь, сын, шофер, солдат, капитан, летчик, воспитатель, продавец и др.). Часто в совместных играх дети объединялись по двое - трое, но все выполняли одну и ту же роль. Например, играя в «строительство», все дети были строителями, в играх с машинами – шоферами

Нельзя игнорировать и тот факт, что у детей во второй младшей группе уже сложились устойчивые игровые группировки на основании личных склонностей и симпатий (Жежель Кристина и Степанова Настя, Лепенкин Миша и Рыкалин Владик). В результате нередко можно видеть ребят бесцельно проводящих время в ожидании своих постоянных партнеров.

Индивидуальный подход в формировании коллектива проявляется  в утренних играх, где наблюдается преобладание речевого общения: рассказывают об увиденном и услышанном. Это можно рассматривать как положительный фактор, способствующий накоплению социального опыта ребенка.

Дневные прогулки и особенности поведения детей в это время дня наилучшим образом способствуют установлению контактов в совместных играх. Однако на протяжении полуторачасовой прогулки совместная деятельность претерпевает некоторые изменения: в начале прогулки менее половины детей группы объединяются в совместных играх, а спустя 40 - 60 мин совместная деятельность является преобладающей. В конце же прогулки значительно увеличивается количество одиночных игр. Это объясняется, с одной стороны, физиологическими особенностями детей четвертого года жизни (неустойчивостью и быстрой утомляемостью нервной системы), а с другой - недостаточным руководством играми со стороны педагога (в конце прогулки игровая деятельность особенно нуждается в целенаправленном педагогическом руководстве).

С помощью специально заданных игровых ситуаций и игровых заданий устанавливаются склонности детей к общению с отдельными сверстниками. Почти все называют 1 - 2 детей, с которыми часто играют. Но называют также и тех, с которыми хотели бы играть. На вопрос «Почему ты с ним играешь?» отвечают односложно («люблю», «дружу», «хорошая», «все мне дает», «не дерется» и др.).

Этические беседы помогают обнаружить также некоторые особенности в социальном опыте детей. На вопрос «Как бы ты поступил, если бы у тебя был красивый большой мяч, а у другого мальчика (девочки) не было и ему бы очень хотелось играть в мяч?» почти половина детей отвечает, что отдали бы мяч. Однако последующее реальное поведение далеко не всегда подтверждает этот ответ.

Таким образом, уровень осознания детьми основных правил поведения и взаимоотношений неодинаков. Эти различия зависят не только от возраста детей, но и от их социального опыта, приобретенного в детском саду и семье.

Педагогическое руководство игрой требует от воспитателя особого такта, умения, не нарушая сюжет, регулировать ход игры и взаимоотношения изнутри. Педагог своими действиями, советами помогает обогатить игру новыми сюжетами, ролями, действием, умело использует представления детей о правилах поведения, взаимоотношений.

Тип игры, содержание ее, а иногда игрушки и игровой материал до некоторой степени определяют уровень взаимоотношений в игровой деятельности детей. Игры с мячами, прыгалками и некоторыми другими пособиями и игрушками требуют участия партнера, а игры с маленькими машинами, куклами удовлетворяют ребенка как индивидуальные или «игры рядом». Игры с большой машиной на участке, постройки парохода или лодки, трамвая из стульчиков могут проводиться только в большой группе (из 5- 7 человек).

Хотя в разные периоды развития игры руководство взрослого детскими взаимоотношениями неодинаково, несомненно то, что главным условием налаживания правильных отношений являются обеспечение единства в обучении, воспитании и организации жизни дошкольников, установление связей между разными видами их деятельности, и прежде всего между обучением и игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...

Обобщение опыта работы на тему: "Формирование детского коллектива посредством трудовой деятельности"

Данный опыт представлен для воспитателей детских садов, раскрывает актуальность трудового воспитания в период формирования детского коллектива....

Проект по теме «Формирование детского коллектива через развитие дружеских взаимоотношений».

laquo;Формирование детского коллектива через развитие дружеских взаимоотношений»...

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"...

План работы по самообразованию Тема: «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива»

План работы по самообразованиюТема: «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива»2019-2020 учебный год (старшая группа)Цель: ...

Консультация "ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".

Формирование детского коллектива - длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; э...