План работы по самообразованию Тема: «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива»
методическая разработка (старшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

План работы по самообразованию

Тема: «Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива»

2019-2020 учебный год (старшая группа)

Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе,

является поиск  эффективных средств и методов педагогического и психологического воздействия на формирование детского коллектива.

Задачи:

·          Раскрыть теоретические  аспекты формирования детского коллектива

·          Проанализировать роль педагога в формировании детского коллектива

·          Изучить особенности формирования коллектива на этапе старшего дошкольного возраста

·          Выявить положительные стороны влияния детского коллектива на  развитие личности ребенка

    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

Тема:

«Педагогическое сопровождение дошкольников

в процессе

формирования детского коллектива»

2019-2020 учебный год

(старшая группа)

Воспитатель старшей «А» группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2019год

ВВЕДЕНИЕ

«Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

(Антон Макаренко)

«Собраться вместе - это начало. Держаться вместе-это прогресс. Работать вместе- это успех»

(Генри Форд)

Тема самообразования

«Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования детского коллектива».

Условия реализации:

В группе «Солнышко» - старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе,

является поиск  эффективных средств и методов педагогического и психологического воздействия на формирование детского коллектива.

Задачи:

  • Раскрыть теоретические  аспекты формирования детского коллектива
  • Проанализировать роль педагога в формировании детского коллектива
  • Изучить особенности формирования коллектива на этапе старшего дошкольного возраста
  • Выявить положительные стороны влияния детского коллектива на  развитие личности ребенка

       Для решения намеченных задач использовать методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической литературы, беседы с детьми.

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Этапы

I этап: подготовительный (цель: изучить  методическую литературу по данной проблеме и сделать ее анализ );

II этап: социометрический (цель: выявить уровень сформированности детского коллектива  на начало учебного года для дальнейшей работы с детьми).

III этап: плановый (цель: планирование работы по формированию детского коллектива)

IY этап: контрольно – аналитический (цель: выявить уровень сформированности детского коллектива в конце года, сделать выводы)

     

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ  РАБОТЫ

Цель:  Описание научно – обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования  детского коллектива и роли  воспитателя в этом процессе.

Гипотеза: Целенаправленная, спланированная  работа воспитателя  оказывает благоприятное воздействие  на формирования детского коллектива

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи

Задачи работы:

  • Выявить особенности формирования детского коллектива
  • Определить методы и приемы создания детского коллектива и применить их на практике
  • Определить уровень сформированности коллектива в начале и в конце года
  • Экспериментально проверить эффективность предлагаемых методик развития  детского коллектива

II этап: планирование педагогической деятельности

Цель: составить перспективное планирование по формированию детского коллектива

Исходя из интересов детей и родителей составлено перспективное планирование по данной теме

III этап: индивидуальные формы работы

Цель: расширить  и углубить имеющие положительные интересы у детей, адаптировать  к новым условиям в коллективе

Проведя социометрическое обследование и выявив «непринятых», «изолированных» детей, я начать индивидуальную работу с ними. Проводить индивидуальные беседы по темам: « Как я  провел лето», «Моя семья», «Расскажи о своих друзьях»  и другие. Беседы помогут выявить интересы и склонности ребенка, узнать его, понять его душевный микроклимат, способствовать доверительному отношению между мной и ребенком. Вместе с детьми, заниматься изобразительной деятельностью  (рисование, лепка, оригами, конструирование), которая поможет, как воспитателю понять ребенка, выявить его интересы, способности, адаптировать к новым условиям.  В своей работе использовать – трудовые поручения (дежурство по столовой, полить цветы, разложить дидактический материал). Большое значение здесь имеет грамотная организация развивающей среды, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои интересы. Для этого в  нашей группе созданы развивающие зоны речевого и математического развития, «уголок психологической нагрузки», игровая зона с набором  атрибутов к различным сюжетно – ролевым играм. Это позволит детям заняться любимыми делами и играми. Но самое главное, я обеспечить эмоциональный комфорт ребенка – моральная поддержка, похвала.

YI этап: групповые формы работы с детьми

Цель: объединить детей на основе общих интересов и положительных взаимоотношений в дружный коллектив.

Занятия по нравственному развитию («Мой друг», «Нет друга -  ищи, а нашел -  береги», « Дурные привычки», « Позвони другу», «Самый дорогой человек», «Посиделки»).  

  • Викторины (по сказкам русских писателей, по сказкам А.С. Пушкина, по стихам К. Чуковского», «Комнатные растения» и др.)., КВН
  • Игра – тренинг («Магазин игрушек», «Учим мышонка»
  • Психогимнастика (этюды, занятия игры).
  • Совместный труд (« Чистим участок от снега», «Моем игрушки», «Наводим порядок в группе», «Сажаем растения»)
  • Создания ситуаций взаимопомощи («Друг заболел», «Встречаем новенького»)
  • Коллективные игры (сюжетные, подвижные, словесные  («Волшебные очки», «Подарки», «Царевна  Несмеяна», «Зеркало»)
  • Праздники и развлечения («День рождения группы», «Именины», «Осенины»)

IY этап: сотворчество родителей и детей

Цель: создать условия для совместного общения детей и родителей старшей группы

Для достижения положительных результатов по формированию доброжелательных отношений в детском коллективе большое значение имеет работа с родителями. Эффективное взаимодействие с родителями было достигнуто на основе личностно – ориентированного подхода. При этом использовать традиционные педагогические приемы:

  • Индивидуальные беседы с родителями («С чего начать», «Как и во, что играть с детьми», «Порисуем вместе» и др.)
  • Анкетирование родителей
  • Консультации для родителей («Уроки вежливости», «Научите ребенка дружить»)
  • Посещение семей
  • Совместные праздники («День здоровья», « День рождения группы», « Как на наши именины» и др.)
  • Родительские собрания  («Детская агрессивность», «Семья вместе и душа на месте)

В конце учебного года  провести   диагностическое обследование.

Y этап: контрольно – аналитический

Цель: сделать анализ  взаимодействия коллектива детей старшей группы

Влияние педагогического общения на формирования детского коллектива в старшем дошкольном возрасте

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение педагога и ребенка в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.

 Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

В соответствии с центральным назначением педагогического  воздействия общения выполняет три функции:

Первая функция – «открытие» ребенка на общение – призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

Вторая функция – «соучастие» ребенка в педагогическом общении – проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребенку справиться с трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества»

Третья функция – «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Выделяют следующие виды педагогического общения:

  1. Авторитарный стиль

При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Это выражается в том,  что воспитатель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Любая инициатива дошкольников воспринимается таким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство. Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки. Такой стиль общения способствует развитию у детей пассивности, слепого послушания, снижает инициативность и самостоятельность, отрицательно влияет на характер взаимоотношения между детьми. В группе такого воспитателя дошкольники, особенно старшего возраста, пытаются разговаривать со сверстниками тоном приказа, заимствуя у педагога авторитарные формы и способы общения.

  1. Попустительский, или игнорирующий стиль

Попустительский стиль характеризуется стремлением педагога максимально обеспечить свою задачу и не брать на себя лишнюю, по его мнению, ответственность. Формально выполняя свои обязанности, такой педагог на деле пытается самоустраниться от руководства коллективом детей.

Этот стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, своеобразного «мирного сосуществования», в основе чего лежит равнодушие. Дисциплина в группах, руководимых такими педагогами, нередко бывает неудовлетворительной.

  1. Демократический стиль

«Один в поле не воин» - гласит старинная пословица. Пожалуй, нигде так убедительно не проявляется справедливость этой мудрости, как в воспитании подрастающего поколения. Любые усилия даже самого знающего и опытного наставника пропадут в пустую, если он не добьется поддержки от своих подопечных, не увидит в них возможных союзников и помощников.

При демократическом стиле руководства педагог не только никогда не бывает,  одинок, но и в меньшинстве оказывается крайне редко. Все дело в том, что основной рычаг управления, используемый таким  педагогам, - опора на коллектив.

Демократический стиль руководства детьми – единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и дошкольников.

Для того чтобы обеспечить полноценное воспитание, необходимо ориентироваться в общении с детьми не только на поддержание дисциплины, достижения успехов в различных видах деятельности, но и на нравственное развитие, на формирование гуманных отношений к окружающим.

Важно отметить, что общения к детям должны быть индивидуальными; необходимо учитывать положение ребенка в группе сверстников, особенности его характера.

В общении с детьми полезно уравновешивать свои отрицательные и положительные оценки, чтобы первые не забивали вторых, и ни в коем случае не использовать общие отрицательные оценки с пессимистическим прогнозом. Вместо предвосхищающих отрицательных оценок, которые следует вовсе исключить из общения как антипедагогические, использовать предвосхищающие положительные, поддерживающие веру ребенка в свои силы. Только гибкое педагогическое общение, отличающееся высоким уровнем доброжелательности,  аргументированностью, учитывающее психологические особенности дошкольников, будет способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка.

Рекомендации для воспитателей

  1. Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь лидером может быть ребенок и с доминированием отрицательных качеств.  Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый), а совсем по другим – красивый, конфеты дает и т.д.
  2. Шести – семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием, объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться секретами.
  3. Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на тему дружбы и товарищества, викторины. Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их коллектив. У них появляются общие  интересы, они стараются помочь друг другу, если что – то не получается.
  4. Из всего выше перечисленного  можно сделать вывод, что сам по себе детский коллектив дружным не станет. Здесь нужна целенаправленная работа педагогов , родителей , специалистов учреждения.

Заключение:

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы предметным миром.

Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, этап развитий взаимоотношений между сверстниками. Общения со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развития начал коллективных взаимоотношений в группе детского сада.

Вот, почему так актуальна, данная тема в старшем дошкольном возрасте.

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастания самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Таким образом,  проблема формирования детского коллектива важна. Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него воспитателя и хорошо сформированном педагогическом общении. На этапе старшего дошкольного возраста педагог является старшим помощником, наставником, другом. Воспитатель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из авторитетных  взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации педагогического общения.

Ожидаемый результат:

Дети изменились, им интересно общаться друг с другом, они откликаются на просьбы друзей о помощи, радуются успехам других, вместе переживают неудачи. Дети стали более самостоятельны, отзывчивы, заботливы.

Работая над этой проблемой, основной приоритет  отдан вопросам взаимоотношений детей в коллективе. Решение этой проблемы состоит в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия ребенок – ребенок, ребенок – педагог, ребенок – родитель.

В работе по изучению формирования  коллектива в группе детского сада прийти к выводам:

1. У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива;

2. Взаимоотношения довольно устойчивые.

3. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой, нравственный.

4.Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.

5.У детей шести лет можно сформировать осмысленные нравственные представления о взаимоотношениях в детском коллективе.

Литература

  1. Анин Б., Видеть каждого ребенка.// Дошкольное воспитание. – 1985, № 3
  2. Антонова Т., Особенности общения старших дошкольников со сверстниками.// Дошкольное воспитание. – 1975, № 10
  3. Бардиер Г,  Ромазан И. , Чередникова Т., Я хочу. – Санкт – Петербург «ДОРВАЛЬ». – 1993.
  4. Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности.// Дошкольное воспитание. – 2007, № 8
  5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение. – 1993
  6. Гангус В.Г. «Азбука вежливости». – М.: РОСМЭН. – 1996г.
  7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.
  8. Гиппенрейтер., Общаться с ребенком, Как. – М.: ЧеРо. – 2000
  9. Данилина Т.А.. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: АЙРИС ПРЕСС. – 2004
  10. Даренская Л. Воспитание культуры общения. // Ребенок в детском саду. – 2002, № 1
  11. Засобина Г.А., Кабыльницкая С.Л., Савин Н.В., Практикум по педагогике. – М.: Просвещение. – 1986
  12. Иваненко М.Педагогическое сопровождения социально – личностного развития.// Дошкольное воспитание. – 2007, № 4
  13. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей.// Дошкольное воспитание. – 1986, № 1
  14. Коломинский Я.П. Психология детского коллектива. – М. - 1984
  15. Карташова Л.О. О самоорганизации детей в подвижной игре.// Дошкольное воспитание. – 1981, № 11
  16. Калишенко К.К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений.// Дошкольное воспитание. -1984, № 4
  17. Кунько Т.Ф., Смирнова А.И. Дети – наше будущее. – Киев. – 1980
  18. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1998
  19. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. – 2004.
  20. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение. ,  1982
  21. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика. ,  1978.
  22. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство»/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина.; Под. Ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС». ,  2008
  23. Репина Т. Воспитатели и дети, общение.//Дошкольное воспитание. – 1989, № 10
  24.  Родионова И.В. Стиль общения педагога с детьми.// Старший воспитатель. – 2008, № 6
  25. Роббер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и групп. – М., 1988
  26.  Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников.// Психолог в детском саду. – 2007, № 2
  27. Смыш В.П. Моя профессия воспитатель детского сада. – М., 1989
  28. Сушков И.В. Социально – личностное развитие // Ребенок в детском саду. – 2002, № 1
  29. Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях.// Дошкольное воспитание. – 1984, № 4
  30. Тихомирова О.А. Дошкольное образовательное учреждение, как социальная ступень развития ребенка.// Дошкольная педагогика. – 2007, № 7
  31. Тюников Ю; Мозниченко М Когда мои друзья со мной //дошкольное воспитание. – 2004, № 10
  32.  Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: 1989
  33. Чадова Н.А. Воспитатель – творческая профессия.// Старший воспитатель. – 2007, № 1.
  34. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995
  35. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: 2002
  36. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – Санкт – Петербург.: ДЕТСТВО – ПРЕСС., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Jзнакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

План работы по самообразованию Тема: «Организация образовательной деятельности детей 1 ГРВ детского сада».

План работы по самообразованию. Тема: "Организация образовательной деятельности детей 1 ГДРВ детского сада"...

План работы по самообразованию Тема «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Задачи:1.   Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.2.   Разработать перспективный план работы с детьми.3.   Обогатить центр...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

план работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников

план работы по самообразованиюТема: "Экологическое воспитание дошкольников"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников.  В мире профессий»...

План работы по самообразованию Тема: «Профессии в детском саду»

Цель:Расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада.Задачи:1. Познакомить детей с различными профессиями взрослых в детском саду, их значимостью в обществе;2. Знакомить детей с трудов...