КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СТРАТЕГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ» .
консультация на тему

Понуровская Юлия Борисовна

Естественным образом реагируя на выходки детей, целью которых является привлечение внимания, мы как будто даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя их плохое поведение. Они начинают чувствовать себя увиденными (не «пустым местом») только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategii_vospitatelnogo_vozdeystviya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«СТРАТЕГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ» .                                                                                                                       Подготовила и провела: Понуровская Ю.Б.

Стратегия 1. Минимизация внимания

Происходит парадоксальная вещь: естественным образом реагируя на выходки детей, целью которых является привлечение внимания, мы как будто даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя их плохое поведение. Они начинают чувствовать себя увиденными (не «пустым местом») только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение? Стратегия минимизации внимания содержит множество

приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.Игнорируйте такое поведение.

Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение — перестать на него реагировать. «Нет ответа» — значит, цель не достигается с помощью этого действия. Когда ребенок ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую его выходку?» Если вы

ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится моего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ребенок прекратит вести себя подобным образом.

Контакт глазами.

«Пристально посмотрите на него, — советуют опытные педагоги. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они

знают, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) — это все внимание, которое они «выручили» за свою проделку. Никаких слов — только взгляд.

Встаньте рядом.

Физическое приближение — другой инструмент, помогающий

минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вестизанятие (читать сказку и т.д.), просто подойдите и встаньте рядом с ребенком. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда воспитатель стоит так близко.

Используйте имя ребенка.

Этот прием позволяет одновременно дать минимум

внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ребенку присоединиться к тому, что делают все ребята. Педагог делает это, периодически вставляя имя ребенка в контекст занятия. Это может звучать так: «Таким образом, по правилам этой игры, Вова, нельзя заходить за черту...». Или «Тогда, Игорь, Белоснежка решила остаться у гномов...».

Пошлите «секретный сигнал».

Вы можете использовать какие-то жесты, смысл

которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «Тсс». Вот интересный рассказ одной воспитательницы. «Однажды, разговаривая с шестилетним Борей, который очень раздражал меня на занятиях по рисованию, я поинтересовалась:

«Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Боря поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» — спросила я. «Это значит, что игра окончена», — ответил Боря. Теперь, когда Боря шалил, я делала ему этот знак — и он помогал!

Я часто добавляла подмигивание к этому основному сигналу, и Боря улыбался и успокаивался, удовлетворенный тем, что получил хотя бы две секунды моего вниманиятолько себе».

Формулируйте «Я-высказывания».

Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают,и просто хочется крикнуть ребенку, который заводит всю группу:«Прекрати немедленно!».

В этих случаях эффективным оказывается «Я-высказывание». Это

словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример:«Катя, когда я слышу, как ты разговариваешь с Леной во время тихого часа, я сержусь, потому что другие ребята не могут уснуть. Пожалуйста, перестань».

«Я-высказывание» состоит из четырех частей:

первая— содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты разговариваешь с Леной во время тихого часа...»;

вторая— называет чувства взрослого в этот момент: «...я чувствую сильное

раздражение...»;

третья— описывает эффект от плохого поведения: «...потому что другие ребята не могут уснуть»;

четвертая— содержит просьбу: «...пожалуйста, перестань».

Стратегия 2. Разрешающее поведение

Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным. Вот рассказ педагога-психолога одного из подмосковных ДОУ.

«Мои ребята очень любят игру-разминку «Я — паровозик». По правилам игры  ведущий подходит к любому ребенку из группы и говорит: «Я — паровозик Ваня (называет свое имя). Будешь моим вагончиком?» Другой ребенок берется руками за талию «паровозика» и говорит: «Я — Петя (называет свое имя), буду твоим

вагончиком». Теперь вдвоем они «едут» по группе и подъезжают к кому-нибудь из ребят. Вагончик Петя говорит: «Мы — паровозик Ваня и вагончик Петя. Будешь нашим вагончиком?» Теперь они едут втроем. И т.д. В группе есть мальчик, который раз за разом отказывается принимать участие в игре. Он медленно-медленно говорит: «А я не буду с вами играть, не хочу». Я разрешаю ему не играть и спокойно отвечаю: «Тогда порисуй, пока другие играют». Ребенок тут же просится в игру».

Стратегия 3. Делайте неожиданности!

Прекратить поведение НПВ мы можем, действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно «выкидываем», мы как будто говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Игра требует по меньшей мере двух участников. Когда же взрослый отказывает в игре, лучше делать это необычным способом. Скажем, короткие вспышки хохота лучше, чем что-либо другое, могут разрядить атмосферу в группе. Чем больше юмора в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии.

Выключите свет.

Это старый, испытанный способ, который педагоги используют

давно. Когда кто-то из детей или вся группа становится неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько секунд. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, как дети плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают поведение. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова.

Издайте музыкальный звук.

Преподаватели музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино

может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке.

Начните говорить тихим голосом.

Когда мы начинаем говорить тише, дети начинают прислушиваться и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

Измените ваш голос.

Используйте необычную манеру говорить, звуки, произношение, ударения или другой язык, может быть, даже бессмысленную речь.

Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Какие-то из этих вокализаций отвлекут детей от того, чем они занимаются, нарушая поведение, и заставят обратить на вас внимание.

Стратегия 4. Отвлеките ребенка

Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ребенок нарушает поведение. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?

Задавайте прямые вопросы.

В момент, когда ребенок нарушает поведение, полезно задать ему прямой вопрос:«Роман, какое задание я только что дала?»или «Миша,

что ты думаешь о том, чем сейчас будет заниматься вся группа?».

Такие вопросы и отвлекают от плохого поведения, и направляют внимание ребенка на то, чем он сейчас должен заниматься. Эту технику мы рекомендуем сочетать с приемами стратегии 1

«Минимизация внимания».

Попросите об одолжении

. «Саша, собери, пожалуйста, рисунки ребят!», «Маша, не

могла бы ты отнести этот список нашей заведующей, Марии Ивановне, прямо сейчас?», «Гриша, сходи к Татьяне Петровне в младшую группу и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?». Только не используйте этот прием часто, так как ученики с поведением НПВ могут решить, что именно такое их поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо.

Стратегия 5. Обращайте внимание детей на примеры хорошего поведения

Полезнее не говорить ребенку-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из группы, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо. Так вы подчеркнете, что хорошее, а не плохое поведение заслуживает внимания взрослого и его уважения.

Благодарите детей.

Благодарите и отмечайте тех детей, которые делают то, что вы

просили сделать:

«Спасибо тебе, Саша, что ты внимательно слушаешь, как

выполнять это задание!», «Спасибо, Оля, что твои руки заняты поделкой».

Такие утверждения, обращенные к соседу по парте или приятелю ребенка-нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна. Этот прием работает, только если мы описываем желаемое поведение в объективных терминах.

Стратегия 6. Меняйте детей местами

Дети, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Когда вы убираете таких детей от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет их успокаиваться.

Меняйте детей местами.

Иногда этого вполне достаточно.

«Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место, рядом с Таней».

И продолжайте занятие, пока Игорь пересаживается. Возможно, такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным, будет воспринят как награда.«Стул размышлений».

Некоторые воспитатели ставят в группе специальный «стул

размышлений». Подойдет любой стул, не похожий на остальные. Его можно

перекрасить, например, в ярко-красный цвет или покрыть куском яркой ткани. Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Две-три, пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальные ребята должны понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».

Но может быть так, что когда вы говорите ребенку-нарушителю:

«Женя, пожалуйста, сядь на «стул размышлений»,— он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ребенка — власть, а не внимание. Если вернувшись на свое место, Женя вновь делает то же, используйте в этом случае техники экстренного вмешательства при властолюбивом поведении.

Теперь, когда вы познакомились со стратегиями обхождения с поведением,

направленным на привлечение внимания, вам легче будет выбрать подходящую стратегию и прием.

Учитывайте при выборе три основных фактора:

1) возраст ребенка,

2) что будет для него самым впечатляющим,

3) что подходит вам, как личности и как профессионалу.

Обобщающая схема ориентировки по работе с детьми, постоянно привлекающими внимание:

Активное поведение, направленное на привлечение внимания

Приемы: дети делают то, что отвлекает внимание других ребят и воспитателя.

Пассивное поведение, направленное на привлечение внимания

Приемы: дети демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-

ложке», то есть то, что от них ждут, они выполняют очень и очень

медленно (не путать с детьми просто медлительными!)

Спонтанное чувство воспитателя

Раздражение, негодование и возмущение.

Спонтанная реакция (что хочется сделать?):

делать замечание, выговор, наконец, применить угрозу

Ответная реакция ребенка: временно прекращает.

Происхождение (причины) поведения

1. Дети часто испытывают дефицит уважительного внимания к себе,  чувствуют себя «пустым местом» (даже если родители проводят с ребенком много времени, их внимание не всегда уважительное, учитывающее чувства и потребности ребенка).

2. Дети замечают, что дефицит внимания можно вероятнее удовлетворить, когда ведешь себя непослушно, вызывающе (только тогда тебя замечают) — выученный способ поведения.

3. Дети не научились пока просить внимания и вступать в конструктивный диалог со взрослыми и сверстниками (у них не было образцов для подражания, или уже слишком сильны страхи показать свое «настоящее лицо» из-за прежних обид)

Сильная сторона поведения, направленного на привлечение внимания

Дети нуждаются в диалоге со взрослым, готовы меняться ради внимания и понимания со стороны взрослого.

Принципы предотвращения такого поведения

1. Больше внимания уделять хорошему поведению, минимизировать внимание к плохому.

2. Строить с детьми диалог, в котором они будут поняты.

3. Учить детей просить внимания  (формировать социальные

умения: «Как начать беседу», «Как познакомиться», «Как примкнуть к

группе, которая занимается каким-то делом», «Как попроситься в

игру» и т.д.)

Для профилактики нарушений поведения, направленного на привлечение

внимания, предлагаем вам несколько игр-упражнений для детей-дошкольников. Эти игры можно проводить в течение дня в группе, на прогулке, как ритуал приветствия утром или прощания в конце дня.

1. Игра-упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цели:

В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по

парадоксальной логике.  Последние становятся ,первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всей группы. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция:

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта

или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает эти овации всем своим телом, душой, как приятное волнение. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит так. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из ребят и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.

Затем они оба выбирают следующего ребенка, который тоже получает их

аплодисменты, — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его в...

Консультация для педагогов "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями"...

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитательно-образовательная работа и взаимодействие педагогов с детьми в ДОУ».

   В Примерной программе «От рождения до школы» выделен раздел «Роль педагога в организации психолого-педагогических условий». В данном разделе содержится неск...

консультация для педагогов "Технология музыкального воздействия"

Презентация  для педагогов по теме: "Технология музыкального воздействия"...

Консультация для педагогов «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Формирование стандартов ФГОС дошкольного образования, призывает нас педагогов, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ  нацелены...