Проектная деятельность в ДОУ
статья на тему

Насурлаева Наталья Александровна

  Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию образовательного процесса. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность в ДОУ

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию образовательного процесса.

Инновации определяют новые методы, формы, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Этот метод очень актуален и очень эффективен, так как даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя успешно адаптироваться к школе. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В этом возрасте в основном используются ролево-игровые и творческие проекты.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

В связи с вышесказанным, актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольников поисковой деятельности, требующей использования 

знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция в будущем (в школе, в жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей детей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

 Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе. В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Первый этап – выбор темы. Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”: 1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

 Последовательность работы педагога на данном этапе: 
 - ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка; 
 - вовлекает дошкольников в решение проблемы; 
 - намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

 - обсуждает план с семьями на родительском собрании; 
 - обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; 
 - вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

 - собирает информацию, материал; 
Второй этап – реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:
- педагог проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), даёт домашние задания родителям и детям; 
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.); 
Третий этап – презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом  совместно с детьми.
Педагог подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы). 
Четвёртый этап – рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающее - организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Организуя работу над проектами, я учу детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником). В процессе совместной деятельности педагога, детей и родителей в рамках технологии проектирования, мы поняли, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности.

Так, например, в старшей группе был реализован детско-взрослый проект «Осень золото роняет». На первом этапе работы над проектом мы провели общее обсуждение, что дети уже знают об определённом предмете или явлении и определили проблему, которую нам нужно решить в ходе данного проекта. Формами работы могут быть чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам. На втором этапе для активизации детского мышления я предлагала  детям решение проблемных ситуаций, головоломок, развивая тем самым пытливость ума. Среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой. Необходимо, создание такой ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. На данном этапе я использовала следующие формы работы: экспериментирование, создание коллекций, альбомов, организация и проведение экскурсий, выставок и т. д. Во всех формах работы принимали участие родители. Они участвовали в выставке осенних поделок «Осенние фантазии», создали фотогазету на тему «Осень», приносили природный материал. Заключительным, третьим этапом работы над проектом было проведение родительского собрания, на котором дети совместно с родителями в нетрадиционной техники аппликации создали коллаж «Что нам осень принесла» и осенний утренник. Состоялась  презентация проекта.

Мною был проведен мониторинг знаний, умений и навыков детей по теме проекта, где я выясняла уровень знаний дошкольников. Выяснилось, что лишь 24% группы детей имели высокий уровень знаний по теме,  средний уровень – 48%, а низкий – 28%. К окончанию проекта  уровень освоения детьми материала вырос: высокий – 47%, средний – 53%, так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено.

Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно - исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей. Так возникла идея создания проектов. Я занимаюсь проектной деятельностью 3-ий год. На протяжении этого времени были реализованы следующие проекты:

- Познавательно-творческий проект в старшей группе «Великая Отечественная война глазами детей», краткосрочный. Проект был подготовлен к 70-летию Великой Победы.

- Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Дети и дорога», краткосрочный. Этот проект направлен на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу. И метод проекта является одним из наиболее действенных и эффективных.

- Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Вместе весело шагали и о школе всё узнали», долгосрочный. Проект формирован на представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

- Творческий проект в подготовительной группе «Мультипликация в жизни детей», краткосрочный. В рамках этого проекта мы с детьми сняли свой собственный мультфильм по русской народной сказке "Теремок". Дети с огромным интересом работали над созданием мультфильма: творили, играли, общались, создавали все своими руками. Проявляли самостоятельность при создании поделок, персонажей, декораций, использовали знакомые им техники, применяли на практике навыки, которые у них уже были сформированы. Учились новым интересным техникам, актерскому мастерству. Попробовали себя в роли сценаристов, художников-иллюстраторов, художников-декораторов, актеров. Родители тоже подключились к работе, и в целом получился мультфильм.

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества. Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...