Cеминар - практикум "Игра-ведущая деятельность в ДОУ"
методическая разработка по теме

Донец Светлана Леонидовна

Семинар для педагогов ДОУ, ст. воспитателей, методистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар практикум «Игра - как ведущий вид деятельности в ДОУ- требования ФГОС ДО»

Дата проведения: 28.11.2017

Выступающие:

Игра - как ведущий вид деятельности в ДОУ- требования ФГОС ДО- ст.воспитатель Донец С.Л.

Этапы проведения дидактической игры – воспитатель Бескровная Т.Н

Разнообразные виды игр – воспитатель Вахрушева О.С.

Игры драматизации – воспитатель Сурганова Г.В.

Участники: воспитатели, педагоги специалисты.

Ход:

По требованиям ФГОС: «1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.»

     - А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? Почему вы любили играть? (ответы воспитателей). 

Мы как педагоги, работающие в детском саду должны понимать важность проживания детства и организовывать обучение и воспитание через игру.

 Играя ребенок обобщает способы взаимодействия и переносит их в другие ситуации. Игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.

Использование игры в режимных моментах.

- Приведите примеры использования игровых примеров в режимных моментах.

Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей) делает их для малышей более привлекательными, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педагогом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Использование игры и игровых приёмов в образовательной деятельности.

Присутствуя на ваших занятиях, отмечаешь доброжелательную, творческую, активную атмосферу, если используется игровые приёмы.

Проводя работу, направленную на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей, педагоги должны использовать игру в качестве основной формы организации детской деятельности (предметной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, физкультурных занятий и др.) и не подменять ее занятиями по образцу школьного урока. Элементы игры включаются также в наблюдение, детское экспериментирование, бытовые занятия (сервировка стола, поддержание порядка в групповых помещениях и на участке и т.п.).

Педагоги должны ежедневно выделять специальное время для организации детских игр; стремиться к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новому; предложить детям на выбор ту или иную коллективную игру: в прятки, хоровод, лошадки, паровозик и вагончики и т.п. Дети, не умеющие играть, могут наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, взрослый должен предложить, но не настаивает на участии в игре. Вместе с тем он постарается найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Воспитатель должен также поддерживать инициативу детей в развертывании той или иной игры. Помимо коллективных игр, необходимо организовывать индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка, воспитатель делает это ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера. Для индивидуальной игры с каждым лучше всего подходят игры-потешки, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками.

Игрушки.

Атрибутом игр являются игрушки. По ФГОС ДО рекомендуется не большое количество игрушек, игрушки могут быть изготовлены самими воспитанниками, их поделками украшается интерьер группы. На пример в д/с Санкт -Петербурга проводят День без игрушек.

В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду давать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.

  • Игра облегчает адаптационный период.
  • Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
  • Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
  • Игра — окно в мир взрослой жизни.
  • Игра способствует развитию речи.
  • Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за играми детей.)

Вывод. Из сказанного следует, что:

- элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;

- игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности;

- в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр.

2. Этапы проведения дидактической игры.

Выделение дидактических игр в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Что бы получить педагогический результат необходимо грамотно соблюсти все этапы работы над дидактической игрой.

«Этапы проведения дидактической игры» – воспитатель Бескровная Т.Н

Дополнительный материал. Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания  и преставления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью;

участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

3. Занимательные игры.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включать в себя элементы сюжетной игры или игр-забав, или сама становится их частью. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

С вариантами занимательных игр вас познакомит Вахрушева О.С.

4. В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

Сюжет игры – выбор сказки.

Пересказ, её обсуждение.

Организация игры – распределение ролей.

Обустройство игрового пространства.

Непосредственная игра детей.

Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т.п.

Слово предоставляется Сургановой Г.В

Дополнительный материал. Упражнение. «Каша из топора»

Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

В сундуке следующие предметы:

- Картон, ножницы,

- Прищепки и лист А-4,

- Спички или деревянные палочки,

Итог: Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.
Предметно-игровую среду организовывать так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр; сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Создавая игровую среду, нужно будить познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

CЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»

Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.    Одним  из условий развития диалогической  речи является организация речевой  среды, взаимодействия...

Cеминар-практикум для родителей "В гости к сказке"

Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи: 1.​ Сплочение коллектива родителей. 2​. Создание доверительной атмосферы в группе родителей. 3.​ Поддер...

Cеминар – практикум для педагогов. «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Я предлагаю вам, ...

Cеминар – практикум «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Cеминар – практикум  «Формирование творческих способностейдетей дошкольного возраста черезтеатрализованные игры»...

Cеминар-практикум для педагогов "Знакомство с одним из направлений артпедагогики – нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в...

Cеминар – практикум для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Цели:Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.Задачи:- создавать условия для организации совместной театральной...