Проект "Организация туристической деятельности в ДОУ"
проект на тему

Менькова Надежда Владимировна

Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, активному отдыху

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Организация туристической деятельности в ДОУ»

Вид, тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный

Участники: воспитатель-дети-родители

Актуальность:

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе. Медицинская статистика многих поколений отмечает, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывая особую роль детского сада в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью. Исходя из всего, что было сказано выше, можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день и не должна оставаться без внимания и решать её нужно.  В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками. Детский туризм – это эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения. Поэтому в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья и совершенствование двигательной сферы дошкольников важное место должно принадлежать простейшему туризму.

Цель: организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка; его физическое, интеллектуальное, нравственное развитие через использование средств туризма в физическом воспитании.

 Задачи:

- расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений (в том числе и на свежем воздухе);

- совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт;

-  развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка – будущего туриста;

-  способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения;

- формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

План реализации проекта:

Форма организации, название

Задачи

Участники

Анкета для родителей "Физическое воспитание в семье"

Выявить отношение родителей к туризму, уровень их знаний о пользе туризма для оздоровления детей.

Воспитатель,

родители.

Презентация "Туризм и туристы ". Беседа.

Презентация  «Как вести себя на природе (часть первая)».

Познакомить детей со значением слов туризм, туристы. Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. Познакомить с  туристским снаряжением.

Закрепить знания детей о безопасном поведении в лесу, у водоёма, во время грозы …

Воспитатель,

дети.

Дидактическая игра «Виды туризма. Собери и расскажи»

Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.

Воспитатель,

дети.

Занятие «Укладка рюкзака».

Дидактическая игра по карточкам «Собери рюкзак в дорогу".

Учить правильно собирать рюкзак.

Закрепить знания детей о том, что нужно класть в рюкзак, (умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода).

Воспитатель,

дети.

Занятие «Виды костров и правила их разведения» .

Дидактическая игра «Разложи костер».

Цель: знать и различать виды костра, правила их разведения.

 

Уметь выкладывать костер по предложенному рисунку и называть его.

Воспитатель,

дети.

Презентация на экологическую тему «Природа – наш общий дом».

Дидактическая игра «Что будет, если…? Собери и расскажи».

Цель: Закреплять правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Воспитатель,

дети.

Занятие на экологическую тему «Лекарственные растения».

Дидактическая игра «Зеленая аптека».

Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, растущие в родной местности. Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства. Учить правильно собирать растения, не нанося вред окружающей среде.

Закрепить полезные свойства растений.

Воспитатель,

дети.

Чтение художественной литературы.

Занятие - беседа.

Дидактическая игра «Съедобную ягодку, съедобный грибок положи в кузовок».

Загадки о ягодах и грибах. Сказка" На лесной тропинке ", " Советы лесной мышки " Т. Шорыгина; "Не ешь незнакомые ягоды в лесу" Г. Шалаева; " Наказание за незнание" М. Фисенко; " Ландыш "

Е. Серова

Закрепить знания детей о ядовитых ягодах, грибах.

Воспитатель,

дети.

Разучивание туристских речёвок, песен.

Познакомить детей с тур. речёвками, песнями, разучить их, объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

Воспитатель,

дети.

Физкультурное занятие  " На туристической  прогулке "

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, ловкость, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.   Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков.                                                  

Воспитатель,

дети.

Занятие " Компас, четыре части света" с использованием презентации «Ориентирование».

Игра поискового характера " Найди клад

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором.

Совершенствовать умение детей определять местонахождение предмета  с  помощью компаса. Закрепить умение находить север, юг, запад, восток с помощью компаса.

Воспитатель,

дети.

Занятие с использованием презентации. " Что такое карта? Топографические знаки"

Знакомство с картой, назначение карт. Знакомство с простейшими топографическими знаками.

Воспитатель,

дети.

Дидактическая игра «Назови правильно».

 Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, их значении.      

Различать  топографические знаки на плане.

Воспитатель,

дети.

Консультации для родителей:

  • " Семейная прогулка + поход ".
  • «В поход со всей семьей».
  • «Памятка путешественнику»

Познакомить родителей с детским туризмом, его пользой; побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к водоёму, знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе, правилам оказания первой помощи.

Воспитатель,

родители.

Туристическое развлечение - поход «Вместе мы идем в поход»

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через детский туризм, закрепление полученных знаний о туризме; вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

Воспитатель,

дети, родители

Кроссворд для детей

«Ребята-туристята»

Выявить знания детей о туризме.

Воспитатель,

дети.

Выставка рисунков "Если с другом вышел в путь...".

Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

Воспитатель,

дети, родители.

Автор проекта: Менькова Надежда Владимировна, воспитатель

Список литературы:

  1. Завьялова Т. П. Туристята. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание.- 2003.-№8-С.50.
  2. Завьялова Т. П. Подготовка юных туристов // Дошкольное воспитание.- 1994.-№9- С.29-30.
  3. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми// Дошкольное воспитание. -1988. -№ 3. – С. 56-58.
  4. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. -1995. -  № 6. – С.11-17.
  5. Мамонова Ю.Н. Туризм в детском саду // Дошкольное воспитание.- 1994.-№9- С.27-29
  6. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение,   1986.-304 с.
  7.  Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М.: Просвещение, 2002.- 256с.
  8. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.: Просвещение,1984.-159 с.

Интернет ресурсы

  1. Змановский Ю. Ф. Программа «Здоровый дошкольник» - http://www.ucheba.com
  2. Завьялова Т. П.  Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в ДОУ – http://www.disserСat.com

Пупырева Н.Ю. Авторская программа «Мы туристы» – http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О значении туристической деятельности в экологическом воспитании

К туристической деятельности, как к одному из средств экологического воспитания детей, прибегают крайне редко....

Туристическая деятельность дошкольников, как средство экологического воспитания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 52...

проект «Краеведческо - туристическая деятельность в работе с дошкольниками через содружество семьи и детского сада»

Воспитание  любви  к  родине  –  задача  на  сегодняшний  день чрезвычайно  сложная по  причине того,  что формирование таких нравственных ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

ОПЫТ ПО РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ,НА ОСНОВЕ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА И ВЗАИМОСВЯЗИ С ГОРОДСКИМ ЦЕНТРОМ ТУРИЗМА....

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания:  идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей госуда...

Мультимедийная игра "Четвертый лишний" в рамках общения по туристической деятельности "Минутки туризма"

Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошк...