Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведческого материала
консультация на тему

Кривобородько Оксана Сергеевна

консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведческого материала

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

 

Введение

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Для человека естественно любить – эта мысль должна красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось. Что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые  не имеют четких очертаний.

Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной  плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.

Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России. Кого же можно назвать патриотом?

Для ответа на этот вопрос необходимо определиться с терминологией, характерной для этого понятия.

1. Дошкольное детство, как важнейший период становления духовно-нравственных основ личности ребенка и будущих

граждан Отечества

1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, неполноценности или отчаяния и др.); и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.); к коллективу (чувство коллективизма, солидарности); к искусству (эстетические чувства). [20]

У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как например, справедливость, любовь к Родине, толерантность к детям других национальностей.

К концу дошкольного детства, внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредствами чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка, своеобразно установленным эстетическим, этическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха осуждения.

Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение эстетических эталонов, через рассудочное эмоциональное общение с взрослыми или другим ребенком. Эстетические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. [20]

Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с эстетическими эталонами.

Нетрудно передать ребенку знания об эстетической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее, выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний эстетических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступил нравственно.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом,  пусть маленьком деле. [6]

Французский психолог А. Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет, привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний и у него наступит психологическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле». [5]

Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.

Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.

Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства». [6]

Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание и стремление трудиться на общую пользу. Чтобы воспитать у детей живое, эмоциональное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. [17]

Для воспитания положительного отношения к труду большое значение имеет наличие у ребенка чувства собственного достоинства. Дошкольник, который чувствует себя беспомощным, не способным ни на что, слабо включается в работу. Напротив, ребенок, который уверен в себе, обычно трудится с большим напряжением, максимально используя свои возможности.

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

В процессе такого разностороннего воспитания, зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

1.2. Гражданско-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы

В детстве начинается длительный процесс познания – познания и умом и сердцем тех нравственных ценностей, которые лежат в основе человеческой морали.

Мораль – традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением. Социальная суть морали появляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение. [2]

Педагогическая функция состоит в том, что с ее помощью дети осваивают мир социальных отношений, происходит процесс адаптации ребенка к общественной жизни, мораль помогает удерживать ребенка в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль – отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.

Нравственно – моральные качества личности – первая ступень формирования нравственного и морального человека, которая закладывается в детстве. Поэтому главная цель педагога – создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им. [2]

Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения с взрослыми. Потребность в общении – важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность ребенка.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг пред обществом, Родиной, Обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь». «Родина». [19]

Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по – хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну. [18]

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками. И родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. [17]

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни (товарищество, оптимизм, вера в человека…); общественные события, факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение. [18]

Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живет. Родная природа… один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю. [17]

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образе  воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной горки.

Воспитывая у людей любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты. Недаром В.А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: «От любования прекрасным и пониманию прекрасного – к созданию прекрасного стремлению жить по законам красоты: через красивое - к человечному». [6]

Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребенка не только в чувствах, но и в красоте поведения, и в отношении с людьми.

Наши дети живут в трудовой атмосфере. Ребенок видит трудовую жизнь города: строители возводят многоэтажный дом, рабочие расширяют автомагистраль. В детском саду воспитатель и няня, заведующая и повар, врач и медицинская сестра выполняют свои обязанности. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей. Требует от них слаженности, взаимопомощи, четкости знания своего дела, что труд взрослых надо беречь. [17]

Эти понятия дети осмысливают с помощью взрослого. Здесь важны специально организуемые наблюдения за трудовой деятельностью, умение привлечь их внимание к нужному объекту, доходчивое разъяснение, меткое слово, помогающее маленькому человеку вникнуть в суть происходящего.

Созидательная сила труда открывается ребенку не только благодаря тому, что он увидел и услышал, но и в результате собственного участия в общественно – полезных делах. Если ребенок вместе со взрослыми посадил деревце на ближайшей улице или в детском саду, участвовал в субботнике, приводя в порядок двор, то он скорее сможет ощутить свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит становление личности. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств. [18]

Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Старший дошкольник должен осознать: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах./18/

Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.

Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а, значит. И будущие воины, должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а, если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны.

Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашистами, потому что люди любят свою Отчизну.

Быть гражданином России – это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну. /18/

Правильное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка под влиянием взрослых, благодаря постоянному соприкосновению с окружающей средой и общественными событиями. Ребенок становится свидетелем многих интересующих его явлений.

Воспитывать хозяев страны – проблема нравственной и социальной значимости. Сегодняшние дети завтра станут распоряжаться огромными материальными ресурсами. Природными богатствами, землей, техникой. Это обязывает педагога и родителей уже сейчас заботиться о формировании в ребенке будущего хозяина, которому присущи такие качества, как бережливость, чувство созидания, добросовестное отношение к труду и народному добру. Из наших детей должны вырасти не только хорошие люди, но и трудолюбивые, честные, экономные хозяева.

Бережливость, хозяйское отношение к общественному имуществу вырастают из трудолюбия. Труд для других – источник формирования общественного сознания. Ребенок в трудовой деятельности постигает важные понятия: если все дружно трудятся – работа спорится; что одному не под силу, всеми вместе легко преодолевается. [18]

Каждому ребенку становится близка каждая мысль: все, что окружает тебя – твое, мое, наше. Оно принадлежит всем, в том числе и тебе. И это надо беречь.

Осознание этого не только предостережет ребенка от эгоистичного, потребительского отношения к народному достоянию, но и поможет созидателем и хранителем всех богатств, которые принадлежат народу и служат общему благу.

Чувство долга… оно начинается с сознания необходимости делать то и поступать так, как этого требует общество. Чувство долга к родителям, учение проявить сыновнее внимание тогда, когда это необходимо, в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг. Это чувство формируется всей предшествующей жизнью.

Подчиняясь общим законам семьи, не нарушая общего течения жизни взрослых, ребенок приобретает первоначальный опыт заботливости, внимания и уважения к делам старших, на практике доходит до понимания, что такое права и обязанности каждого члена семьи – большого и маленького.

Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое – чувство долга по отношению к обществу, Родине.

1.3. Теоретические подходы к воспитанию патриотизма у детей

дошкольного возраста

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

Потому – то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник».

Здесь важен акцент, не только на пассивно – созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна, с точки зрения потребительского сознания, но только она создает Человека с большой буквы.

С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего Российского воспитания является патриотизм.

Исторические элементы патриотизма, в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, начали формироваться еще в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси 10-12 веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).

Изучение истории проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы – первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачев. /6/

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. «Пути и средства патриотического воспитания русского человека» включают в себя:

  1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
  2. Взгляды на патриотизм в летописях.
  3. Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
  4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
  5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
  6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Для формирования чувства патриотизма важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от «ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже, в свою очередь, любящее сердце, создает патриотическое мировоззрение. [6]

Очень важно осознать именно духовно – нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно – нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем, в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2000-2005 годы» записано: «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время». [6]

Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.

Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории и культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему.

Не секрет, что патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений на некоторое время практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Представления выпускников детского сада о русской культуре, родном городе, своей стране были отрывочны и поверхностны. Объяснением этому в определенной степени может служить заидеологизированность данного раздела в условиях функционирования тоталитарного государства.

В современном российском обществе, социально – экономические инновации вызвали определенное расслоение общества, произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания личности гражданина и патриота России и способного отстаивать ее интересы. [6]

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших.

Реформы многое поставили с ног на голову. А многое, напротив, вернули на их прежнее место. Изменилась страна. Изменилось  и отношение ее граждан и идее патриотизма. [15]

В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира, иным смыслом наполнились слова – демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях, с помощью нас, взрослых и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, журналов, фильмов.

Многие молодые люди, стараясь подражать чужой, массовой культуре, все чаще включают в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из героев Западного телевидения, очень мало интересуются историей соей страны.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше врем, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.

Россия по праву вписана в мировую историю особой страницей мужества и стойкости. Она, по сути, является носителем идей мира и созидания, о чем говорят памятники и возрожденные после войны города. Но будем честными: и здесь, на героической земле, порой совершаются безнравственные и жестокие преступления со стороны взрослых и подростков, конечно, под разными лозунгами, но объединенные идеей нетерпимости.

Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать и сами дети.

Социологическое исследование (М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова 2001г.) показало, что 11% дошкольников, среди своих страхов и опасений родителей называют различные социальные факторы: повышение цен, воровство, бандитизм, стрельба на улице, война.

Как помочь детям сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия мира, толерантности, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях?

Раньше считалось, что малышам нельзя показывать отрицательные стороны жизни. Конечно, специально фиксировать внимание на негативных проявлениях людей не следует, но и боязнь объяснить детям, что в окружающей жизни не все прекрасно, ведет к тому, что у детей не развиваются реалистические представления и не воспитывается оценочное отношение к общественным явлениям. Педагог подчеркивает, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек – гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Отчизны и желать их устранить. [5]

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

В связи  с этим, значительно возросла роль образовательных учреждений, детских организаций, в рамках которых происходит духовно – нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни.

Программа Министерства Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней от дошкольного до высшего профессионального. [5]

В последние годы усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме, в том числе, «Концепция модернизации Российского образования до 2010г.».

В «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, в частности, говорится: «Воспитателю необходимо способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма-любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам. Осознанию себя, как гражданина своей страны.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

1.4. Воспитание любви к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей

«Маленькая родина все равно большая,

ведь она единственная»

Ж. Ренар

Малая Родина… у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если не сказать – все. [1]

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурой среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

Известно, что дошкольное детство – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления, обществе, культуре.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. [1]

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Но все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный. С точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям. [20]

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик. Высокие дома, широкие проспекты. Другой - славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге. Широко раскинулось в степи или на берегу моря. [19]

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, рабочие.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей. В другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлопкоробов и т.д. замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, палеховские мастера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует малышей деревянными игрушками. [19]

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако, было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны, в которой они живут. И задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, магазинах… они всегда готовы помочь друг другу. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем. Кто живет в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов;

- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа. [19]

Чтобы дети, узнавая какие – то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений, лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Давным-давно, наш край назывался Пермь – Великая. Позднее территория Перми – Великой стала называться пермской губернией. Размеры ее были огромны. В нее входил весь Урал и земли за Уралом. В 1938 году эта территория разделилась на Пермскую, Свердловскую и Челябинскую области. С севера на юг нашего края протянулись Уральские горы. По ним проходит граница между европейской частью России и Сибирью. Вдоль Уральского хребта можно увидеть пограничные столбы. На них, с одной стороны написано «Азия», а с другой - «Европа». [16]

Пермский край богат лесами, полезными ископаемыми (это нефть, алмазы, соли, золото, каменный уголь, железная руда …). По территории края течет одна из крупнейших рек России – Кама. В переводе с коми – пермяцкого языка «Кама» - «большая вода». В нее впадает множество больших и малых рек, каждая из которых по – своему красива. Но человеку обычно дорога та, с которой связана его жизнь, детство. Приятные воспоминания природы, пермских вод и прибрежных лесов воспеты в рассказах и стихах. Больше всего стихов посвящено Каме, труженице и красавице. Ей посвящали свои стихи В. Родкевич, Б. Ширшов, В. Каменский. Много сказаний сочинил о Каме сам народ.

В Прикамье живет более восьмидесяти народов. У каждого народа свой язык, своя история и своя культура. Самый многочисленный народ – русский. На втором месте – татары. На третьем – коми – пермяки. Наш край силен и славен не только своими природными богатствами. Но и дружбой народов, живущих на этой земле. У каждого народа есть свои улицы и герои, свои легенды и песни. Загадки и пословицы.

Немало замечательных людей принесли славу пермской земле. Среди наших земляков можно назвать поэтов и писателей: А. Мерзлякова, Д. Мамина – Сибиряка, Ф. Решетникова, М. Осоргина, П. Бажова. Творения талантливых архитекторов А.Воронихина, И. Свиязова украшают и сейчас облик российских столиц и Перми. Изобретатель радио А. Попов. Изобретатель сварки Н. Славянов, изобретатель чудо – молота Н. Воронцов еще сто лет назад прославили наш город на весь мир. Конструктор Аркадий Швецов строил моторы для самолетов, и дело его продолжил П. Соловьев.

Среди замечательных людей Прикамья немало деятелей медицины. Навсегда остались в памяти пермяков имена врачей Ф. Граля, П. Серебренникова. Сегодня их традиции наследуют сотни самоотверженных докторов.

И., конечно, всегда на пермской земле было много прекрасных учителей, ученики вспоминают с любовью своего педагога В.В. Молодцова.

В 1950-1990 годы, в Перми издавалась серия «Замечательные люди Прикамья». Ее книги познакомили пермских читателей с десятками их славных земляков. История Перми – это история всей России. Вместе со всей страной выстояла Пермь годы лихолетий, боролась с честью, выходя из тяжких испытаний, праздновала победы.

Наш край находится в глубине России, далеко от границы.

Где-то там, далеко от наших мест, рвались снаряды и бомбы, умирали на полях сражений бойцы. Но прошла эта война через каждый город, через каждую самую маленькую деревеньку, оставила след в жизни каждой семьи.

Пермская земля взрастила сотни мужественных воинов. Среди них трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А.И. Покрышкин. Герой Советского  Союза – это звание было в нашей стране самой высокой наградой за боевой подвиг. В годы Великой Отечественной войны его были удостоены более двухсот пермяков.

Тысячи пермяков храбро сражались на фронте. А в тылу их матери, жены, дети работали под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!». Пермяки делали пушки, снаряды, бронекатера и другую продукцию.

Прикамье – лесной край. Деревья в наших лесах растут разные: хвойные и лиственные. На севере – густые, тенистые, хвойные леса из пихты и ели. В южной части встречаются липа, клен, дуб и др. леса богаты ягодами, грибами… В пермском крае обитает много животных: лось, бурый медведь, волк, лисица, соболь, рысь, куница и др. многие животные и растения занесены в «Красную книгу» Прикамья и России.

На десятки километров вдоль Камы раскинулась Пермь - областной центр. В городе семь районов: Ленинский, Свердловский, Кировский, Мотовилихинский, Дзержинский, Орджоникидзевский, Индустриальный. Пермь – крупный культурный центр, город театров, музеев, исторически архитектурных наследий.

Пермь – крупный промышленный центр. Здесь много фабрик и заводов. В Перми делают моторы для самолетов, оборудование для нефтяников, телефоны, велосипеды, станки и еще огромное количество полезных и нужных вещей. Пермь – крупный научный центр. В городе много высших учебных заведений. В них готовят инженеров, учителей, врачей, агрономов…

Пермь – огромный транспортный узел. Каждый день десятки поездов следуют через станции Перми.

На берегу Камы расположены два речных порта: пассажирский и грузовой. С ранней весны и до поздней осени, воды реки бороздят разнообразные суда. Самолеты летают из пермского аэропорта в разные уголки не только нашей страны, но и мира.

В Перми есть лесопарки: Балатовский, Закамский, Липовая гора.

Всем жителям хорошо знаком парк имени Горького. Сейчас он находится в самом центре города, а когда-то на этом месте город заканчивался, и сад назывался Загородным.

В нашем краеведческом музее собраны интересные материалы и документы об истории Перми и Пермского края.

Красивые старинные и современные здания украшают город. Прекрасна набережная реки Камы. О ней сложены стихи, песни, былины, легенды.

«Шумит над Камой вольный ветер,

В лучах рассвета майский лес,

И нет наряднее на свете

Осинок этих и берез.

Поют березовые шири,

Звенят мелодии весны,

И нет прекрасней в целом мире

Прикамской нашей стороны.

К. Зубарева.

2.4. Устное народное творчество как средство воспитания гуманных чувств

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

Ответить на эти вопросы сегодня – значит установить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор – ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Устное народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает, его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств у ребенка, приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, слепо следует усвоенным правилам поведения. [2]

В детском саду, нередко, на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.

Устное народное творчество должно чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. [2]

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Детская книга должна рассказать ребенку о добре и зле.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером. А также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки показывают:

- как дружба помогает победить зло;

- как добрые и миролюбивые побеждают;

- что зло наказуемо.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица- умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный. [2]

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Многократно возвращаясь к тексту сказки. [2]

Во всех сказках есть персонажи, которые помогают положительному герою сохранить свои моральные ценности. Этот персонаж всегда появляются в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из–за внутренних или внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например, в форме проницательного старца. Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Богат сказками наш Урал, наше Прикамье. Их очень много. Есть в Пермском крае сказки и легенды о природе, о народных героях Ермаке и Пугачеве, есть о простых людях, их жизни.

Не только малые дети, но и взрослые, старики любили слушать сказки во время сенокоса, у костров, на берегу родной Камы, В праздники на деревенских полянках вокруг сказочников обычно собирались многочисленные слушатели.

Многие сказки народов Прикамья внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Для воспитания у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств, мы используем различные сказки народов Прикамья. Например, «Сила великая», «Вася Балабурда», «Ема и Чача», «Верешок», «Дверь на лугу», «Медвежья нянюшка»…

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку. [2]

Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают, и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки, слушают сказки.

В детском фольклоре особое место занимают считалки, потешки, дразнилки. Их так много, как детей на земле, потому что каждый ребенок, играя, может придумать свои слова. Но какой – то стишок оказался  наиболее удачным и его начинают повторять другие.

Для ознакомления детей с родным краем и воспитания у них патриотических чувств, мы используем сказки и фольклор народов Прикамья.

Из далекого прошлого пришла к современным детям коми – пермяцкая считалка. Кто ее придумал и когда – никто не знает:

Екута – мокута,

Чукота, ма,

Явися, павися,

Чур – чурима.

Криво да косо,

Ерш да галец,

Голо да босо,

Вот и конец!

Настоящим кладезем народной мудрости, можно назвать фольклор русского народа Прикамья. Воспитывая детей, мы используем пословицы и потешки – чтобы развеселить загадки – чтобы научить думать. Большинство загадок людей Прикамья было о природных явлениях.

Вот, некоторые из них:

«Синяя шубка весь мир одела».

«Один пастух тысячу овец пасет».

«Пришла Маланья – зажглось пламя. Пришел Рахом – затрясся дом».

Воспитывая у детей положительное отношение, чувство симпатии ко

всем народам, населяющим наш край, мы знакомим детей с добрыми традициями башкирского и татарского народов.

«Украсить дом» – это все равно, что на человека надеть нарядное платье. «До сорока домов по обе стороны» – это все твои соседи. И ко всем ты должен быть одинаково уважителен…

А сколько хороших, добрых напутствий придумал русский народ Прикамья! Гости, входя в новый дом, говорили новоселам: «Совет да благ, во всех углах». Уходящему человеку желали: «Счастливого пути, как ласточка лети».

В народном творчестве Прикамья отразилось отношение к тем или иным качествам человека, его поступкам. Пословицы говорят: «своя земля и в горести мила» (русская).

«На Родине и пасмурный день светел» (коми – пермяцкая).

«В чужом краю и своей вороне рад» (коми – пермяцкая).

Потому что самым важным для человека считалась любовь к большой и малой родине, своей семье и родителям.

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.

Устное народное творчество народов Прикамья мы используем во всех формах работы по нравственному воспитанию. Например,

  1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
  2. Сюжетно – физкультурные занятия, с «вкраплением», «вплетением» элементов сказок.
  3. Театрализованные занятия, с  использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок.
  4. Музыкально – ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
  5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями (конспект прилагается).
  6. Интегрированные знания, сочетающие фольклор и изобразительную деятельность.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся и драматические сценки, пьесы, а так же кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, синтетичность драматических действ включает в себя и создание костюмов, и использование декораций, а, нередко, и пляску, исполнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с народным театром, мы собрали все необходимое для драматизации сказок народов Прикамья, для кукольного театра. Большая часть реквизитов сделана руками родителей. Какая радость для детей – быть персонажами сказок, варить кашу в чугунке, выковывать подкову…

Мы используем устное народное творчество и в повседневной жизни детей. Подобрана картотека потешек, частушек, прибауток в работе с детьми.

Для того, чтобы показать, как можно применять устное народное творчество в повседневной жизни детей, нами разработана серия занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме рассказов, бесед, форме сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой.

Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Весной мы встречаем и провожаем масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц.

Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями, мы учим детей соотносить увиденное в природе с народными приметами.

В старшем дошкольном возрасте, одновременно с развитием восприятия художественного слова, мы развиваем в детях творческие способности и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов и сказок (альбом «Сочиняем сказки и стихи о родном городе» прилагается). Желание детей высказаться – естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, прыжки, хлопки в ладоши, по поводу чего – то увиденного, поразившего, – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.

Таким образом, устное народное творчество является важным и неотъемлемым звеном в воспитании патриотических чувств.

2.2. Создание предметно-развивающей среды группы при ознакомлении детей с родным городом и Пермским краем

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.

Понятие «среда», буквально означает «середина» - это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом.

«Социокультурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому ребенку, социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества». [2]

«Образовательная среда – часть социокультурного пространства. Зона взаимодействия образовательных систем, их элементов… Образовательная среда каждого, есть, в конечном счете, особое – личностное – пространство познания и развития». [2]

«Культурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее те же основные параметры среды… Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона…» [2]

 

Исходя из этого, проектирование культурно – образовательной среды в дошкольном учреждении, необходимо осуществлять, базируясь на естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.

По нашему мнению, центральным звеном в ознакомлении детей с родным краем должен стать центр краеведения, где бы дети могли, в условиях ежедневного свободного доступа, помнить знания о родном городе, крае, стране.

В соответствие с этим, подобран материал о Перми и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике края. Мы имеем широкий спектр иллюстраций и фотографий родного города. Это панорамные снимки достопримечательностей Перми, картины с изображением родных пейзажей.

В центре краеведения мы разместили альбомы «Моя семья», «Моя улица», «Мой город Пермь», макет улицы Перми, а также специальную литературу (художественную, справочно-информационную, детскую, о Перми и пермском крае.

Широко представлен материал о Пермском крае: отобраны те города и районы области, где, в основном, развивалось народное искусство Прикамья (Пермская деревянная скульптура, Пермская роспись по дереву, деревянная архитектура, обработка поделочного камня). В центре краеведения имеется материал о городе Кунгуре, коллекция камней и изделий из камня. А также литература о полезных ископаемых Прикамья.

Кроме того, для ознакомления взяты города, где развивались специфические виды промышленного производства (г. Соликамск, Краснокамск, Губаха и др.) так же, взяты города и населенные пункты, связанные с именами знаменитых людей нашего края.

Схемы – модели, символы для ознакомления с этими городами, помогают детям лучше усвоить материал, имеется карта Пермского края и буклеты о городах Прикамья. Мы подобрали материал о заповедных местах Пермского края и его заказниках., куда вошли иллюстрации и природных богатствах этих прекрасных мест. Рассказы о труде людей, создавших и работающих в заповедных зонах.

Нами изготовлены схемы – карты города Перми и Пермского края. Серия дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем, кроссворды «Наш край».

Для ознакомления с устным народным творчеством Прикамья разработана картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок; альбом с изображением костюмов народов, населяющих наш край, предметов быта, библиотека народных сказок Прикамья, набор народных инструментов, магнитофон, фонотека, в которую входят стихи о Перми, Каме, музыкальным фольклором края, конспекты занятий.

Знакомя детей с государственными символами России, мы разместили в центре образцы Российского герба и флага. Герб Перми и гербы городов Пермского края.

В целях обеспечения творческого развития детей, в группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы.

Изготовлены персонажи настольного театра к сказкам Прикамья, создана мастерская ручного труда «Умелые ручки», приобретены раскраски «Мой город» художника А. Филенко.

Предлагаемый детям материал, в обязательном порядке, меняется, в зависимости от изучаемых тематических блоков.

2.5. Народная игра как средство воспитания патриотических чувств

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств. [4]

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Например, знакомя детей с правилами коми – пермяцкой народной игры «Молчанка», мы предварительно рассказываем о жизни коми – пермяков. Показываем  иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываем народными обычаями и фольклором.

Для знакомства детей с народными  играми Прикамья мы разработали картотеку народных игр, считалок, жеребьевок, потешек, изготовили элементы костюмов, атрибуты для игр.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, поэтому народный праздник является именно такой большой, яркой и глубокосодержательной игрой. [4]

Проживая с детьми  любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям так же лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

В нашем детском саду уже стало традицией отмечать такие народные праздники, как «Масленица», «Встреча весны», «Рождество Христово» и др.

Так, например, подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду  начинается заранее – еще в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей. Очень ими любимы и  создают настоящее праздничное настроение.

Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды, и начинается интересное действо – игра – колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости. Поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки – самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. Это очень ограничено для психики детей, и наши дети от яслей до самых старших, с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней.

При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.

Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители, и сотрудники.

На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом, в соответствие со склонностями и способностями: кто – то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто – то первый запевала, а у кого – то актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх.

Но, если даже у ребенка нет ярко – выраженных музыкальных и актерских способностей или он долго не посещал детский сад, например. из – за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность, благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовную чистоту и физическое совершенство.

В соответствие с этим, подобран материал о Перми и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике края. Мы имеем широкий спектр иллюстраций и фотографий родного города. Это панорамные снимки достопримечательностей Перми, картины с изображением родных пейзажей.

В центре краеведения мы разместили альбомы «Моя семья», «Моя улица», «Мой город Пермь», макет улицы Перми, а также специальную литературу (художественную, справочно-информационную, детскую, о Перми и пермском крае.

Широко представлен материал о Пермском крае: отобраны те города и районы области, где, в основном, развивалось народное искусство Прикамья (Пермская деревянная скульптура, Пермская роспись по дереву, деревянная архитектура, обработка поделочного камня). В центре краеведения имеется материал о городе Кунгуре, коллекция камней и изделий из камня. А также литература о полезных ископаемых Прикамья.

Кроме того, для ознакомления взяты города, где развивались специфические виды промышленного производства (г. Соликамск, Краснокамск, Губаха и др.) так же, взяты города и населенные пункты, связанные с именами знаменитых людей нашего края.

Схемы – модели, символы для ознакомления с этими городами, помогают детям лучше усвоить материал, имеется карта Пермского края и буклеты о городах Прикамья. Мы подобрали материал о заповедных местах Пермского края и его заказниках, куда вошли иллюстрации и природных богатствах этих прекрасных мест. Рассказы о труде людей, создавших и работающих в заповедных зонах.

Нами изготовлены схемы – карты города Перми и Пермского края. Серия дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем, кроссворды «Наш край».

Для ознакомления с устным народным творчеством Прикамья разработана картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок; альбом с изображением костюмов народов, населяющих наш край, предметов быта, библиотека народных сказок Прикамья, набор народных инструментов, магнитофон, фонотека, в которую входят стихи о Перми, Каме, музыкальным фольклором края, конспекты занятий.

Знакомя детей с государственными символами России, мы разместили в центре образцы Российского герба и флага. Герб Перми и гербы народов Пермского края.

В целях обеспечения творческого развития детей, в группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы.

Изготовлены персонажи настольного театра к сказкам Прикамья, создана мастерская ручного труда «Умелые ручки», приобретены раскраски «Мой город» художника А. Филенко.

Предлагаемый детям материал, в обязательном порядке, меняется, в зависимости от изучаемых тематических блоков.

А сколько хороших, добрых напутствий придумал русский народ Прикамья! Гости, входя в новый дом, говорили новоселам: «Совет да благ, во всех углах». Уходящему человеку желали: «Счастливого пути, как ласточка лети».

В народном творчестве Прикамья отразилось отношение к тем или иным качествам человека, его поступкам. Пословицы говорят: «своя земля и в горести мила» (русская).

«На Родине и пасмурный день светел» (коми – пермяцкая).

«В чужом краю и своей вороне рад» (коми – пермяцкая).

Потому что самым важным для человека считалась любовь к большой и малой родине, своей семье и родителям.

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.

Устное народное творчество народов Прикамья мы используем во всех формах работы по нравственному воспитанию. Например,

  • Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
  • Сюжетно – физкультурные занятия, с «вкраплением», «вплетением» элементов сказок.
  • Театрализованные занятия, с  использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок.
  • Музыкально – ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
  • Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями (конспект прилагается).
  • Интегрированные знания, сочетающие фольклор и изобразительную деятельность.
  • В русском фольклоре к драматическим действиям относятся и драматические сценки, пьесы, а так же кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, синтетичность драматических действ включает в себя и создание костюмов, и использование декораций, а, нередко, и пляску, исполнение требует употребления жестов и мимики.

Для знакомства детей с народным театром, мы собрали все необходимое для драматизации сказок народов Прикамья, для кукольного театра. Большая часть реквизитов сделана руками родителей. Какая радость для детей – быть персонажами сказок, варить кашу в чугунке, выковывать подкову…

Мы используем устное народное творчество и в повседневной жизни детей. Подобрана картотека потешек, частушек, прибауток в работе с детьми.

Для того чтобы показать, как можно применять устное народное творчество в повседневной жизни детей, нами разработана серия занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме рассказов, бесед, форме сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой.

Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Весной мы встречаем и провожаем масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц.

Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями, мы учим детей соотносить увиденное в природе с народными приметами.

В старшем дошкольном возрасте, одновременно с развитием восприятия художественного слова, мы развиваем в детях творческие способности и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов и сказок (альбом «Сочиняем сказки и стихи о родном городе» прилагается). Желание детей высказаться – естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, прыжки, хлопки в ладоши, по поводу чего – то увиденного, поразившего, – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.

Список литературы

1.Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 – 92

2.Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000

3.Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

4.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.– М.: 1979, т.11.- 640 с.

9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г. Заславская. – М.: Педагогика, 1979.- 267

10.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.

11.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. – М.: Просвещение, 1979.- 198 с.

12. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 1988.- 280 с.

13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология/ Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964.- 390 с.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 431 с.

15.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.

16. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с.

17. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 1990.- 423 с.

18. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –14 с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990.- 367 с.

20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. — 144 с.

21. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 37-38.

22. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.

23. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.- С. 32-35.

24. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. – 1997. №1. – С. 21.

25. Шарапова О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников// http://1.emissia.peterhost.ru.

26. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.    Как и вся Росси...

Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»

Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению  нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект содержит персп...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...