Азбука дорожного движения в ДОУ
статья на тему

Пудова Ольга Федоровна
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. В ГБОУ СОШ №8 детского сада №4 по обучению этой проблеме уделяется особое внимание. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения в ДОУ ведется по направлению "Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_dorozhnogo_dvizheniya_v_dou.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Азбука дорожного движения в ДОУ»

                                                                         

                                                                         Старший воспитатель Пудова О.Ф.

      В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. В ГБОУ СОШ №8 детского сада №4  по обучению  этой проблеме уделяется  особое внимание.

     Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения в ДОУ ведется по направлению "Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах”.

      Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

      Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших. Это задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

-  формирование координации движения;

-  совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и    

    деятельности в условиях дорожного движения;

- повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице.

 При обучении ПДД наши  педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Работа осуществляется по нескольким направлениям:

  -с детьми;

  -сотрудниками;

  -родителями.

 Разработана нормативно-правовая база по профилактике ДДТТ,  воспитатели собирают дидактический материал, разрабатывают  пособия, мастерят своими руками  развивающие игры,  макеты улиц,  организуют совместную деятельность (праздники и развлечения с участием детей и родителей, тематические беседы, экскурсии).  Изучение правил дорожного движения проводится, начиная с младшей группы. Занятия по ПДД ведутся систематично, в регламентированной деятельности, раз или два в месяц в каждой возрастной группе. Руководствуясь программой "Обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах”, воспитатели в рамках непосредственно образовательной деятельности проводят целевые прогулки, экскурсии, где знакомят детей с правилами безопасного поведения на улице и упражняются их в выполнении этих правил. Знания детей по правилам дорожного движения  будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым  действенным методом  доведения до детей элементарных правил  поведения на дороге является игра, в которой  они сами  участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики Учебный материал воспитатели преподносят в наглядно - действенной форме с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются на интегрированных занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, физической культуре, музыке.

         

        Педагогами в каждой возрастной группе в соответствии с возрастом детей  и требованиями программы созданы  уголки  безопасности дорожного движения.

      В младшей группе в уголках по ПДД  дети играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть большие и маленькие дома, дорога и  тротуар, отличают понятия « улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре,  при переходе дороги, что главным на дороге является светофор.

      В средней группе оформлен уголок с  перекрестком.  Дети, играя, знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее двустороннее  движение. Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся  правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди. В этой группе  используются не простые, а «живые», эмоциональные  дорожные знаки.

      Основная  работа по обучению детей правилам дорожного движения  продолжается в старшей и в подготовительной группе.

 Содержание материала в этих группах более сложное: в уголках обозначены  различные типы перекрестков с нанесенной разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», средства регулирования дорожного движения.   Дети этого возраста  уже имеют определенное количество знаний  и представлений об окружающем. Поэтому основным направлением работы  является  интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

        Работа дошкольного учреждения  по усвоению детьми правил безопасного поведения на улицах города быть может эффективной только при условии его сотрудничества  в этом вопросе с родителями.      Анкетирование родителей показывает, что 98% родителей придают большое значение изучению правил дорожного движения. В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения. Особой популярностью у родителей пользуются наглядная агитация. Для закрепления программного материала, детям, дают задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй  несуществующий знак”, "Сочини стихотворение о правилах дорожного движения” и д.р.

      При  организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить  назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников  мы строим контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения.       В  нашем  ДОУ частыми являются встречи с участием инспектора-майора полиции по пропаганде БДД МО РФ (Отрадненское) Богдановой Юлии Николаевны. Она проводит обсуждение проблем детского дорожно-транспортного  травматизма, беседы, содержащие практические советы и рекомендации для родителей по обучению детей правилам  безопасного  поведения  в  процессе пешего движения, разбираются конкретные  дорожно- транспортные происшествия с участием детей      С этой же целью в родительских уголках  каждой возрастной группы имеется  иллюстративный  материал  и  рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

      Для повышения  интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные  виды  досуговой  деятельности: викторины, конкурсы, праздники.

       В помощь педагогам  по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан  учебно- методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игры, стихотворений, загадок, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей.

      Для  выявления уровня  образованности детей по знаниям дорожного движения   мы используем  педагогическую диагностику.  Результаты оценки сравниваются с допустимыми  критериями для того, чтобы воспитатели планировали  дальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком.

      Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, но у него нет  детского дорожного движения.

      Поэтому,  при обучении детей  основам  «дорожной грамоты» педагогический коллектив  ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный структурного подразделения дошкольного образования   придерживается следующих правил:

- не механически  заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.

-  сочетать изучение Правил  с развитием у детей координации, внимания,

наблюдательности.

- использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ  и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить  на службу  воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

      Результатом работы нашего образовательного учреждения является отсутствие фактов детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной группе Тема: "Азбука дорожного движения"

Тема:"Азбука дорожного движения"Задачи: Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на дорогах.Восспитывать чувство ответс...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Программное содержание:* обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;* довести до сознания детей, к чему может при...

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»...

Азбука дорожного движения.Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения....

Конспект совместного мероприятия с родителями и воспитанниками младшей группы и старшей группы «Азбука дорожного движения (Правила дорожного движения)».

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; формировать представления о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных прав...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"

Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...