Конспект познавательной викторины для родителей и детей Мы - дети планеты Земля!
учебно-методический материал на тему

Данный конспект мероприятия поможет педагогам вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavat.viktorina_my_-_deti_planety_zemlya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной викторины для родителей и детей

Мы - дети планеты Земля!

Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Накануне викторины дети вместе с родителями выполняют рисунки «Мы - путешественники», в которых отражают свои впечатления о поездках по России или в другие страны.

Подготовка к викторине. Приготовить шесть столов с мольбертами для удобного выполнения различных заданий командам детей и родителей; разместить выставку рисунков «Мы - путешественники»; оборудовать в удобном месте зала «Магазин сувениров», где будут представлены предметы и изделия народно-прикладного творчества.

Ведущий. Культуру России невозможно представить без народного искусства. Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все что их окружало в труде и быту. Народные умельцы и мастера делали на забаву и на потеху ребятишкам игрушки (дать короткий комментарий представленным в «Магазине сувениров» экспонатам.)

Вот сестрицы-матрешки мал-мала-меньше, чем не забава - спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Богородские мастера вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева не прячется под слоем краски, и для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

В прошлом крестьянские дети воспитывались в строгости, но родители не забывали порадовать их, например дымковскими глиняными расписными игрушками.

Задание детям. На столах у каждой команды по конверту с элементами росписи народных промыслов России:

Хохлома, Гжель, Дымково, Филимоново, Полхово-Майдан, Городец, Жостово и т. д.

Предлагается в соответствии с предложенными элементами росписи отобрать из «Магазина сувениров» изделия, выполненные в технике вышеуказанных промыслов. Ответить, как называется вид росписи? Почему ее так назвали? Из какого материала сделаны изделия?

Задание родителям. На карточках написаны тексты стихотворений, описывающие определенные народные промыслы. По ходу выбора детьми изделий взрослые читают соответствующие стихи. Например:

Хохлома:          И богаты, и красивы,

Гостю рады от души

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Дымково:         Все игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Гжель:             Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или не быль –

Изделия рук золотых.

Филимоново:  Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Городец:           Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса:

Конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит,

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

Жостово:          Расписной поднос красивый,

Ярок в нем узор на диво,

В нем вся русская краса,

Красок дивных чудеса.

Ведущий. Национальная одежда - это своеобразная «книга». Научившись ее читать, можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. На нашей выставке представлены куклы, одетые в праздничную национальную одежду. В нее наряжались женщины, проживающие в той или иной губернии России: Тамбовской, Калужской, Орловской, Нижегородской и др.

Для каждой команды родителей предлагается табличка с номером, на которой дается название какого-либо элемента национального женского или мужского костюма: понёва, навершник, кика, коротеня, порты, повойник. Родители выбирают куклу с соответствующим номером и в ходе совместного рассматривания и обсуждения деталей ее наряда находят необходимую часть или элемент одежды в ее костюме.

Комментарии ведущего.

Понёва - самая главная деталь в южнорусском женском костюме. Понёва - это прабабушка современной юбки. Она непременно надевалась поверх рубахи. В ней особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма.

Навершник - верхняя наплечная одежда из домотканой шерстяной ткани, по типу демисезонной, носили весной или осенью. Навершник всегда старались как-то украсить - вышивкой, аппликацией из дорогих тканей, блестками.

Коротеня - элемент праздничного девичьего наряда - коротенькие кофточки на лямках, похожие на маленькие сарафанчики.

Кика, повойник - головные уборы замужних женщин. По древнему обычаю они должны были тщательно закрывать волосы.

Порты - основная часть мужской одежды. Они были темных расцветок, иногда - в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти или сапоги.

Игра Что лишнее

На предложенных карточках выбрать «лишнее» слово, подчеркнуть его и объяснить свой выбор.

Например: «Россия, Египет, Турция, Волга». Волга - лишнее слово, так как это река, а остальные слова - названия стран.

Саманта, Моника, Маша, Рига.

Москва, Белгород, Париж, Сочи.

Волк, жираф, лиса, ежик.

Попугай, воробей, голубь, орел.

Киви, банан, малина, ананас.

Ведущий привлекает внимание участников викторины вопросом: Как можно показать время того или иного события? Представим себе, что мы путешествуем на «машине времени», делаем моментальные снимки и помещаем их в альбом: что-то было очень давно, а что-то позже.

Задание Путешествие во времени

Каждой команде предлагается набор картинок с изображением предметов. Эти картинки следует расставить на мольберте в порядке возникновения нарисованных вещей в жизни человека.

  1. Пещера, избушка, особняк, современный многоэтажный дом.
  2. Костер, лучина. Керосиновая лампа, люстра.
  3. Телега, карета, старинный автомобиль, современное авто.
  4. Человек в набедренной повязке, платье 18-19 веков, современная одежда.
  5. Бревно, лавка, старинное кресло, кресло в стиле модерн.
  6. Плот, лодка, парусник, пароход, лайнер.

Игра Московская мозаика

Взрослым предлагаются демонстрационные рисунки и пазлы с изображениями деталей московских памятников архитектуры: Третьяковской галереи, Триумфальной арки, Церкви Вознесения Господня в Коломенском, Исторического музея, Царь Пушки, Царь-Колокола. Нужно составить целостную картинку с изображением этих памятников и правильно назвать их.

Игра Выбери дом

Ведущий. Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. В разных странах используются различные материалы для строительства домов.

Задание родителям. В соответствии с предложенной для каждой команды одной из табличек с географическим названием: «Океания», «Северная Америка», «Полярный круг», «Россия», «Африка», «Средняя Азия» выбрать на выставке рисунок дома, подходящего для проживания в той или иной местности.

Комментарии ведущего.

В Африке многие жилища построены из глины, высушенной солнцем. Толстые стены защищают от солнца, и в доме всегда прохладно. Снаружи такой дом расписан красками. Хижины африканцев покрыты сверху соломой.

В Океании жарко и сыро. Дома там стоят на сваях, чтобы в них было прохладно и сухо.

За Полярным кругом оленеводы живут в ярангах. Их собирают из длинных шестов и покрывают оленьими шкурами.

Северная Америка: коренные жители США – индейцы – живут в хижинах – вигвамах, сооруженных из веток и покрытых корой.

Средняя Азия: многие народы Средней Азии – узбеки, таджики, туркмены – живут и в настоящее время в аулах в глинобитных домах.

Россия: в сельской местности многие люди и в настоящее время предпочитают строить свои дома из дерева.

Задание детям. Каждой команде предлагается дополнить тот или иной дом фигурками людей, животных или объектов растительного мира, характерных для соответствующей местности (чукча и олень, полинезиец на лодке и кокосовая пальма, узбек в тюбетейке и ослик, мужчина в косоворотке и береза, индеец и конь, африканец и слон).

В помощь педагогу

Конспект познавательной викторины для родителей и детей

Мы - дети планеты Земля!

Сост. Л. А. Ермаковой, д/с 2317. Использована книга Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины для родителей и детей «Мы — дети планеты Земли»

Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу общности интересов и эмоциональн...

Конспект на ООД по познавательному развитию в подготовительной группе ""Мы все- жители планеты Земля"

Обобщение и систематизация знаний и представлений детей о планете Земля....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми Тема: «Живая планета Земля» для детей средней группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельностипедагога с детьми Тема: «Живая планета Земля» для детей средней группы Образовательная область: социально-коммуника...

Конспект ООД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Наша планета Земля»

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета Земля" (экологическое воспитание)....

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и познавательному развитию в рамках реализации экологического проекта «Наша планета-земля»

Конспект интегрированного занятия  в подготовительной группе по обучению грамоте и познавательному развитию в рамках реализации  экологического проекта «Наша планета-земля»...