Конспект познавательной викторины для родителей и детей «Мы — дети планеты Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Дятлова Алина Александровна

Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Накануне викторины дети вместе с родителями выполняют «Мы -- путешественники», в которых отражают свои впечатления о поездках по России или в другие страны.

Подготовка к викторине. Приготовить шесть столов с мольбертами для удобного выполнения различных заданий командам детей и родителей; разместить выставку рисунков «Мы -- путешественники»; оборудовать в удобном месте зала «Магазин сувениров», где будут представлены предметы и изделия народно-прикладного творчества.

Ведущий. Культуру России невозможно представить без народного искусства. Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту. Народные умельцы и мастера делали на забаву и на потеху ребятишкам игрушки.

Вот сестрицы-матрёшки мал-мала-меньше, чем не забава—спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Богородские мастера вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева не прячется под слоем краски, и для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

В прошлом крестьянские дети воспитывались в строгости, но родители не забывали порадовать их, например дымковскими глиняными расписными игрушками.

Задание детям. На столах у каждой команды по конверту с элементами росписи народных промыслов России: Хохлома, Гжель, Дымково, Филимонова, Полхово-Майдан, Городец, Жостово и т. д.

Предлагается в соответствии с предложенными элементами росписи отобрать из «Магазина сувениров» изделия, выполненные в технике вышеуказанных промыслов. Ответить, как называется вид росписи? Почему её так назвали? Из какого материала сделаны изделия?

Задание родителям. На карточках написаны тексты стихотворений, описывающие определённые народные промыслы. По ходу выбора детьми изделий взрослые читают соответствующие стихи. Например:

Хохлома: И богаты, и красивы,

Гостю рады от души

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Дымково: Все игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски—

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Гжель: Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль –

Изделия рук золотых.

Филимоново: Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Городец: Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса:

Конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит,

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

Жостово: Расписной поднос красивый,

Ярок в нём узор на диво,

В нём вся русская краса,

Красок дивных чудеса.

Ведущий: Национальная одежда – это своеобразная «книга». Научившись её читать, можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. На нашей выставке представлены куклы, одетые в праздничную национальную одежду. В неё наряжались женщины, проживающие в той или иной губернии России: Тамбовской, Калужской, Орловской, Нижегородской и др.

Для каждой команды родителей предлагается табличка с номером, на которой даётся название какого-либо элемента национального женского или мужского костюма: понёва, навершник, кика, коротеня, порты, повойник. Родители выбирают куклу с соответствующим номером и в ходе совместного рассматривания и обсуждения деталей её наряда находят необходимую часть или элемент одежды в её костюме.

Комментарии ведущего.

ПОНЁВА – самая главная деталь в южнорусском женском костюме. Понёва – это «прабабушка» современной юбки. Она непременно надевалась поверх рубахи. В ней особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма.

НАВЕРШНИК – верхняя наплечная одежда из домотканой шерстяной ткани, по типу демисезонной, носили весной или осенью. Навершник всегда старались как-то украсить – вышивкой, аппликацией из дорогих тканей, блёстками.

КОРОТЕНЯ – элемент праздничного девичьего наряда – коротенькие кофточки на лямках, похожие на маленькие сарафанчики.

КИКА, ПОВОЙНИК – головные уборы замужних женщин. По древнему обычаю они должны были тщательно закрывать волосы.

ПОРТЫ – основная часть мужской одежды. Они были тёмных расцветок, иногда – в полоску. Их заправляли в сапоги или обёртывали онучами, а поверх надевали лапти или сапоги.

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по Великой России. Вы познакомились с народно-прикладным творчеством и элементами русского национального костюма нашей страны. Предлагаю под русские народные песни пуститься в пляс с детьми.

Родители с детьми приглашаются в группу, для чаепития и дальнейшей беседы об устном народном творчестве русского народа (байки, анекдоты и др.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины для родителей и детей Мы - дети планеты Земля!

Данный конспект мероприятия поможет педагогам вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу...

Конспект на ООД по познавательному развитию в подготовительной группе ""Мы все- жители планеты Земля"

Обобщение и систематизация знаний и представлений детей о планете Земля....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми Тема: «Живая планета Земля» для детей средней группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельностипедагога с детьми Тема: «Живая планета Земля» для детей средней группы Образовательная область: социально-коммуника...

Конспект ООД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Наша планета Земля»

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета Земля" (экологическое воспитание)....

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и познавательному развитию в рамках реализации экологического проекта «Наша планета-земля»

Конспект интегрированного занятия  в подготовительной группе по обучению грамоте и познавательному развитию в рамках реализации  экологического проекта «Наша планета-земля»...