Мастер класс по теме "О правилах хорошего тона".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

В рамках проведения конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольного образования , проводимого педагогическим клубом "  Совершенство " , мною был проведён мастер - класс " О правилах хорошего  тона" , надеюсь некоторые приёмы  окажутся  для Вас  полезными и  помогут Вам  в  вашей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

     

                          Мастер класс

                   Тема :   «О правилах хорошего тона».

Цель проведения: поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании

                                               Вступление.

На фоне музыки из песни «Прекрасное далёко»(композитор Е.Крылатов )

    Всем нам хочется заглянуть в будущее. Каким оно будет  зависит от нас с вами,взрослых, от нашего серьезного,вдумчивого подхода к решению любого вопроса в воспитании и правила поведения за столом, как и все другие ,направлено на совершенствование нравственных качеств.

  Известно изречение педагога А.С. Макаренко: «Культурное воспитание начинается очень рано, когда  ребёнку очень далеко до грамотности ,когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придётся перевоспитывать.»

  Перед нами ,педагогами, стоит далеко не праздный вопрос , как обучать  детей  правилам  культурного поведения, ибо, как подметил  народ: « Самый громкий барабан остаётся беззвучным  ,если в него не ударяют, самый умный ребенок  остаётся невеждой, если его не обучают».

    Как помочь  детям усвоить все без   исключения правила поведения за столом и при этом , почувствовав поддержку родителей, увидеть желание детей  следовать этим правилам .                                                                                          

   Сегодня я поделюсь своим опытом по правилам культурных навыков  за   столом.        

 А теперь представьте, что вашим сменным воспитателем  стал начинающий  педагог.Какое основное правило в виде призыва, предупреждения вы бы написали для него, как непременное условие успешной работы в воспитании у детей хороших манер за столом .

Клубок ниток пускается по кругу .

1.Не бойся хвалить детей!

2.Не делай замечаний во время еды.

3.Не ругай.

4.Говори меньше, а поучай на примере своего поведения.

5 .Играй.

6.Восхищяйся целую минуту .

7.Не сравнивай успехи одного с успехами другого , а только с его же результатами.

8.Не читай длинных нотаций .

9.Изучи и выполняй все правила поведения.

10.Ни на день не забывай о работе по привитию навыков культурных поведения.

11.Сочиняй сказки, стихи , песни вместе с детьми, привлекай к этому родителей.

На фоне музыки.

 Животворные лучи  яркого света проливают на душу ребёнка сказки. И сейчас, когда стоит вопрос о подходах   к воспитанию детей, мы с надеждой  обращаемся в педагогическому опыту наших предков.

   Очень важным инструментом в воспитание была, как и удивительно , сказка. Она развлекала , забавляла , смешила  и , что самое главное , воспитывала . Неодушевлённые предметы из сказки говорят и чувствуют как люди. Маленькие дети верят, что игрушки оживают по ночам ,могут плакать.                                

                                         Сказка

                               «О чём говорят ложки»

Дети ,а вы хотите узнать , о чём разговаривают ложки после обеда. Сейчас, когда я шла к вам, услышала плачь. Он доносился из мойки, где , как вы знаете , отдыхают столовые ложки и их деточки – чайные. Оказывается ,ложки рассказывали о том , как им живётся .Громче всех плакала ложка, которая считала себя самой несчастной : «Хозяин так бьёт по тарелке , что у меня бока болят, не знаю на какой лечь». Чайная ложка тоже пропищала: «А мне каково? Мною тоже стучат по чашке ,когда размешивают чай .Давай убежим от этих детей»,  -предложила она .Но столовая ложка остановила её и тихо  сказала : « Как же я убегу , ведь без ложки суп не попробуешь». «Тогда пусть едят тихо и бесшумно»,- пропищала маленькая чайная ложка. В разговор, вздыхая , включилась ещё одна печальная ложка : «И  мне тяжело живётся ,я так устала. Хозяин набирает в меня столько супа, что я и донести –то не могу , проливаю на брюки. Неужели он до сих пор не знает , что набирать надо пол-ложки всего. Тогда мне будет приятно  встречаться с ним». Третья ложка ,рыдая , поведала  о своей нелёгкой жизни : «Знали бы вы о моём горе , я даже не хочу на глаза показываться .Он так громко чавкает во время еды, что до сих пор вспоминаю    эти противные звуки, как будто не знает, что надо пережёвывать пищу с закрытым ртом» .В разговор вступила последняя из  ложек  и тихо рассказала свою печальную  историю: «Я так страдаю, что мой хозяин берёт меня как лопату  . А я хочу быть принцессой , и чтобы меня брали осторожно ,тремя пальчиками»,- она тихо, беззвучно заплакала, приговаривая : Что делать, что делать? . А остальные ложки радостно , наперебой стали  рассказывать о том, как им повезло, какие у них воспитанные дети, как они их любят и соблюдают все правила  поведения за столом : не когда не стучат по тарелке, набирают суп только по пол-ложки , не чавкают, не разговаривают за столом  ,говорят «спасибо» после еды и соблюдают все правила за столом.

   Дети , а вы все правила поведения выполняете  во время еды? Ваши ложки сейчас радуются или грустят ? Какую историю о своей жизни, весёлую или печальную, рассказывают они своим подругам- ложкам.( Педагог предлагает рассказать сказку о жизни своей ложки.)

Я предлагаю вам принять участие в играх и физкультминутках, в надежде на то , что все они найдёт применение в практике работы с детьми.

 «Передавай предмет по кругу»

Педагоги встают в круг. Под музыку передаётся игрушка или мяч. Как только музыка обрывается ,тот, у кого остался мяч, выходит из игры, но может остаться ,если ответит на вопрос по правилам поведения ,сервировки .Например:

А)куда положить столовые приборы, нож и вилку после еды?

Б) можно ли есть от целого кусочка?

В) можно ли выбирать понравившийся кусочек?

Г) куда следует положить локти во время еды?

Игра «Хитрый глаз»

Дети, вы хотите иметь хитрый глаз, тогда подойдите ко мне, закройте глаза и тихо  шёпетом скажите три раза: « У меня есть хитрый газ». Посмотрите  на приборы ,правильно ли они расставлены? А сейчас хитрый глаз поможет вам увидеть: все ли правила я выполню во время еды.

Игра «Думай, играй, мячик лови».

 Все дети хором говорят :Думай , играй, мячик лови, правило поведения за столом быстро говори». Эту игру можно изменить таким образом:  воспитатель, бросая мяч, начинает предложение со слова нельзя, а дети – со слова нужно: нельзя облизывать пальцы; нельзя громко стучать ложкой по тарелке; нельзя чавкать; нельзя набирать целую ложку; нельзя вытирать рот салфеткой ; нельзя есть с целого  куска; нельзя облизывать тарелку ; нельзя выливать остатки супа  ложку.

Физкультминутка для пальцев .

«Представьте,- говорит воспитатель,- что это не пальчики , а мальчики и девочки. Повторяйте  за мной: побежали вдоль реки дети наперегонки ( дети  передвигают пальцами по столу , изображая бег.)

  «Увидели Емелю, плачущего из-за того, что его не приглашают в гости, потому, что он не умеет держать вилку. Успокоили и научили его».

  Повторяются слова : «побежали…»

  Увидели мальчика со странным именем наоборот .

  Он откусывал от целого батона хлеба.

  Показали, как надо есть правильно.

Минуты  восхищения

Чем младше ребёнок, тем нужнее похвала и признание его заслуг ,так как велико его желание  быть большим и умелым. Наша задача: вовремя увидеть того, кому она нужна .Вспомним строки известной поэтессы А.Барто:

«Когда не ладятся дела,

Мне помогает похвала».

Когда мне нужна похвала? Какой она должна быть?

    А  теперь предоставляется возможность каждому из нас показать друг другу насколько мы умеем хвалить и восхищаться. Для этого нужно  разделиться на пары, определить, кто выступает в роли детей, которых нужно похвалить, кто в роди педагога .

  Ситуация . Нужно похвалить ребёнка за то, что он соблюдает правило: берёт кусок , который лежит ближе к нему, не выбирая. Этот звонок колокольчика извещает о начале минуты восхищения  .Если   вам понравилось ,как вас хвалят – подарите улыбку профессионалу. А теперь поменяйтесь ролями и похвалите за умение аккуратно есть, не оставляя крошек на столе.

 На этом дорогие коллеги мой мастер класс подошёл к концу , надеюсь  некоторые приёмы вы подчеркнёте для себя и они помогут вам в вашей работе.

       Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "О правилах хорошего тона за столом"

Консультация для родителей...

Консультация "О правилах хорошего тона за столом"

Консультация для родителей поможет сформировать навыки культуры поедения за столом у детей дошкольного возраста...

О гигиене и правилах хорошего тона за столом

Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. Назначение каждого правила – создать за столом удобство себе и другому. Работа ...

Консультация для родителей «О правилах хорошего тона за столом»

В рамках программы обучения и воспитания детей в детском саду большое внимание уделяется культуре поведения дошкольников....

"О правилах хорошего тона за столом"

Данный материал возможно использовать как консультационный материал для родителей детей дошкольного возраста....