МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с социумом как фактор повышения дошкольного образования»
методическая разработка на тему

Рыженко Лилия Станиславовна

Один из аспектов правового воспитания детей - это право ребенка на успешное вхождение в окружающую жизнь. Социальное партнерство педагогический коллектив МБДОУ  детского сада №1 рассматривает как способ социализации детей.В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различного рода выставках, конкурсах, вернисажах, мастер-классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsmum.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

воспитателя МБДОУ д/с № 1

Рыженко Лилии Станиславовны

«Взаимодействие с  социумом  как фактор  повышения  дошкольного образования»

                                                                             Чтобы жить в свободном

демократическом обществе,

необходимо обладать

достаточным уровнем культуры

Д. С. Лихачев

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
    Наш детский сад является открытой системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, он открыт для межличностного общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение взаимодействует с социумом, расширяет и укрепляет взаимосвязь с семьёй.
    Приоритетным направлением сотрудничества с социумом является: создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, развитие творческого потенциала воспитанников, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
    Работая над данной темой, я поставила перед собой цель: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы и определила такие задачи:
1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
2. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству.
3. Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использования навыков социального партнёрства для личностного развития.

     Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина и спорт. Поэтому детский сад является важным этапом в их ознакомлении с социумом. Я, учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараюсь стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в обществе, развивать творческие способности воспитанников.

Взаимодействие с учреждениями культуры:
Задачи художественно – эстетического воспитания дошкольника успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Театр – особый мир, где ребёнок познаёт сущность добра и зла, приобщается к большому искусству. В нашем детском саду регулярно организуются театрализованные представления, где актерами выступают как дети, так и мы, воспитатели.
В нашем детском саду, когда мои воспитанники посещали среднюю группу, в игровой форме были инсценирована стихотворная сказка В. Сутеева «Мишка и его друзья». Была проведена предварительная работа: чтение произведений В.Сутеева, рассматривание картинок, обсуждение персонажей их повадок, характера, голоса, изготовление всех необходимых атрибутов. Детки выбрали себе понравившихся им персонажей, примерили маски, перевоплотились в героев и попытались поставить голос. Маленькие актеры показали замечательные представления. Показ театра проходил на веранде, мы позвали в гости ребят из других групп. Все прошло ярко и весело! Также дети с большим интересом смотрят кукольные спектакли, которые приезжают к нам в сад из других городов.
   
 Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.
    Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей я установила тесное сотрудничество с библиотекой им. А.С Пушкина.
   
Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению книг в 2015 году была заключена  словесная договоренность о взаимодействии МДОУ д/с № 1 с детской библиотекой им. А.С. Пушкина, расположенной на ул. Пушкина, дом 211.
 Целью данного 
взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности с педагогами и родителями в пространстве детской библиотеки.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.
развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, формирование целостной картины мира;
2. формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
3.
развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, расширение кругозора детей;
4. формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;
5. повышение педагогической компетентности родителей.

  Чтобы посещение библиотеки не стало для ребят скучной «обязаловкой», знакомство с нею проходит в форме интересных экскурсий и презентаций.

Об этом заботится неравнодушный, знающий свое дело работник библиотеки Орловская Ольга Ивановна. Благодаря этому сотруднику музея дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке. В читальном зале дети не только знакомятся с книгами и их героями, но и читают любимые стихотворения, смотрят мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвуют в викторинах: «Знаток русских народных сказок», «Сказки Братьев Гримм», «Вечера загадок» и др.

 С целью воспитания у детей нравственно – патриотических чувств, В праздничные майские дни  у детей средней группы  нашего детского сада состоялась встреча с ветераном Великой Отечественной войны  Резниченко Лидией Ивановной,  которую  я организовала совместно с  библиотекарем Орловской Ольгой  Ивановной. Дети очень ждали этой встречи и готовились     А  Лидия Ивановна рассказала о жестоких боях, о трудных условиях, в которых оказались боевые друзья, о воинском братстве. Дети  с большим интересом слушали рассказы о войне. Кроме того, в библиотеке была представлена очень интересная выставка ко Дню празднования Победы, на стендах которой разместились фотографии военных лет, детские рисунки на военную тему и многое другое.  Встреча закончилась вручением подарков, выступлением детей и общей фотографией на память.
  Такие встречи особенно ценны – ветераны имеют возможность пообщаться с подрастающим поколением, им приятно чувствовать заботу и внимание, радостно от того, что их не забывают. Именно поэтому такие встречи проводятся в нашем детском саду ежегодно и стали уже доброй традицией  - дети с нетерпением ждут этих встреч, ждут все новых и новых рассказов о тяжелых боях, военной жизни в те годы и конечно же о Великой Победе.

Ознакомление детей с социумом является экскурсии к объектам, находящимся вне территории дошкольного учреждения. Так, совместно с родителями воспитанников старшей группы была организована экскурсия в историко – художественный музей. Работники данных учреждений радушно приняли детей, рассказывали о своей профессии, знакомили детей с историей родного города, с истоками кубанской народной культуры, рассказывали о творчестве художников краснодарского края, об истории бытности казаков.  После посещения музея у детей осталась масса положительных впечатлений и чувство гордости за своих земляков.
В предверии празднования дня Победы, совместно с педагогами и воспитанниками подготовительной группы,  была организована экскурсия в парк 30-ти летия Великой Победы,  где взрослые и дети возложили цветы на памятники героев ВОВ, познакомились в вновь возведенными памятниками, почтили память павших героев.

Мои воспитанники знают о войне только по фотографиям и рассказам своих близких. Выдающиеся герои великих исторических событий, участники переломных моментов истории — это наши  деды и прадеды. Их время было временем сражений.
  Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас жили в мире и спокойствии. И потому каждый год 9 Мая наша страна, и вместе с ней наш детский сад, прославляя героев, выражает им свою благодарность и преклонение.
Работу по взаимодействию с социумом я буду продолжать. В планах налаживание тесного сотрудничества с приходом Петра и Павла, что находится на Радиострое. Считаю, что через  такое взаимодействие, наши дети будут усваивать духовные ценности: любовь к ближним, сострадание и милосердие к больным людям, бережному отношению к миру.
    Так же я планирую наладить контакт с учреждениями здравоохранения с целью сохранение и укрепление здоровья воспитанников ведь это главное направление деятельности ДОУ.
    Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на дороге, знакомить с азбукой дорожного движения ещё до школы, тогда ребёнок   начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Исходя из этого взаимодействие с ГИБДД стоит на первом месте. В начале каждого учебного года в нашем детском саду  проводятся «Дни безопасности». Воспитатели проводят досуги и развлечения, викторины, а так же тренинги с родителями. В дальнейшем на мероприятия такого уровня, буду приглашать инспекторов ГИБДД или ПЧ.
    Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы мы учитываем не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности). Педагоги регулярно проводят социологический анализ контингента семей воспитанников и их родителей, что помогает установлению согласованности действий, единства требований к детям, организации разных видов детской деятельности.

       Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально-технической базы.

       Педагоги учреждения оказывают помощь семьям, дети которых не посещают детский сад. Дошкольникам, не являющимся воспитанниками детского сада, мы оказываем разные виды услуг, цель которых - научить детей общению со сверстниками и взрослыми, умению заявлять о себе, не комплексовать, проявлять и реализовывать свои склонности, способности в разных видах детской деятельности.

     Широкий спектр взаимодействия детского сада с учреждениями социума позволяет более полно решать все поставленные задачи, развивать и воспитывать детей в художественно – эстетическом, физическом, социальном и познавательном направлении.
    Таким образом, мой опыт работы  с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Взаимодействие с родителями по развитию мелкой моторики рук".

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решать без участия родителей. В начале года мы провели родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего воз...

Методическая разработка: "Взаимодействие детского сада и семьи при реализации образовательной деятельности "Физическое развитие".

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  направлен на изменение качества дошкольного образования, ориентируя систему на создание условий для позитивной социал...

Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»

Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...

Методическая разработка "Взаимодействие ДОО и семьи"

Методическая разработка рекомендована для воспитателей ДОО, представлены сценарии родительских собраний, творческих мастерских, мастер-классов, развлечений, круглых столов....

Методическая разработка. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьей в ДОУ для детей с ЗПР.

В методической разработке кратко описаны особенности познавательной сферы , игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы  детей с ЗПР. Даны рекомендации по работе с родителями, примеры у...