Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему

Стецюк Вера Николаевна
Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современным методом является арт-терапия.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stetsyuk_ispolzovanie_artterapii_v_yaslyah.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду

(из опыта работы Стецюк Веры Николаевны, воспитателя МКДОУ Нововоронежский детский сад № 14)

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершено иным условиям. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающим. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, я создаю атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы.

Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современным методом является арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности. Использование элементов арт-терапии позволяет:

  • Создать положительный эмоциональный настрой;
  • Снять эмоциональное напряжение; (это особенно важно нам на начальном этапе адаптации)
  • Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
  • Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни детского сада;
  • Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
  • Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.

        В адаптационный период в работе с детьми использую следующие элементы арт-терапии:

  • Игротерапия. Игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;Эффективность воздействия этих упражнений на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одной совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогают приобрести необходимые навыки.
  • Изотерапия. Рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;
  • Сказкотерапия. Инсценирование сказок; чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
  • Музыкотерапия.  Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций и переживаний, музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений, участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность. Слушание музыки помогало детям войти в нужное эмоциональное состояние.
  • Танцевальная терапия. Занятия танцами способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное, развитию коммуникативных, социальных навыков;
  • Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика способствует снятию волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребенка;

        В итоге использование метода арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

        Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения, а также, развитию творческих способностей у ребенка.

        Такой ребенок будет всегда уверен в себе, в своих силах и будет смело шагать по жизни, достигая поставленных им целей.

        Желаем всем успешной адаптации!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду

Рисование – одно из самых больших удовольствий ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изоб...

Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...

Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям....

Педагогическая песочница - как средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная» терапия.Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может ок...

«Развивающая среда «Фиолетовый лес» - как эффективное средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Хочу поделиться своим опытом работы по использованию игр Вячеслава Воскобовича в период адаптации....