Цикл занятий по эмоциональному развитию детей 4-5 лет " Что не умеет робот?"
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Шевчук М.Ю.

​Данный цикл занятий был разработан в процессе сотрудничества воспитателя и педагога - психолога для детей 4-5 лет. Цель занятий развить эмоциональный компонент коммуникативной компетентности. Занятия сформированы в рамках следующих образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Содержит 6 занятий по 20 минут. Занятие ведут воспитатель и педагог-психолог. Центральная идея занятий заключается в том, что используется персонаж необладающий эмоциями и чувствами - робот. В ходе игровых заданий совместно с роботом (который живо интересуется что такое эмоции)  дети обсуждают чувства и эмоциональные состояния, прослушивают музыкальные отрывки, рисуют, танцуют и учатся распознавать эмоции свои и других людей.

 

​Для занятий потребуется:

​1. Костюм робота или куклы.

​2. Записи музыки отражеющие радость, злость, грусть, удивление.

​3. Бумага, краски, ватные палочки, кисти, губки и т.п.

​4. Прозрачные бесцветные пластиковые бутылки, 3 штуки.

​6. Пиктограммы обозначающие эмоции.

 

​Авторы составители :

​педагог-психолог Шевчук М.Ю.

​воспитатель Лазаренко О. С.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1. Грусть и радость

Цель: знакомство с эмоциональным выражением чувства радости и грусти, совершенствование коммуникативной сферы, развитие саморегуляции.

1. Приветствие. Дети садятся в круг. Воспитатель беседует с детьми о том, что у людей бывает разное настроение. Затем по кругу дети рассказывают о своем настроении, менялось ли оно сегодня или оставалось тем же.

Звучит звонок по телефону. Воспитатель включает громкую связь. По телефону сообщается, что в гости к детям сейчас придёт робот.

2. В группу заходит робот, здоровается с детьми и заявляет, что он такой же человек как все. Воспитатель возражает, потому что у робота нет чувств и эмоций. Робот спрашивает – что такое эмоции. Воспитатель показывает пиктограммы грусти и радости детям, описывает выражения лица, подробно останавливается на описании глаз, губ, бровей. Спрашивает детей в каких ситуациях может быть такое лицо у человека.

3. Робот играет с детьми в игру со сказочными героями, распределяя их на две группы: грустные-веселые.

4. Детям раздают печатный материал. Лист разделенный пополам с напечатанными кругами. В первый круг рисуют грустное лицо, а во второй-веселое.

5. Робот берет себе подаренные рисунки и говорит, что ему пора уходить. Воспитатель спрашивает каким голосом мы будем прощаться с роботом грустным или веселым? (как правило, звучат оба варианта) Сначала с роботом прощаются грустным голосом, а затем веселым.

6. В конце занятия дети по кругу высказываются о том что понравилось, что было непонятно, что нового они узнали.

Занятие 2. Страх

Цель: знакомство с эмоциональным выражением чувства страха, совершенствование коммуникативной сферы, развитие саморегуляции.

1. Приветствие.

2. Воспитатель в кругу детей обсуждает ситуации, вызывающие страх или испуг. Вспоминают появление робота на прошлом занятии. Воспитатель спрашивает детей кого испугал робот, а кого рассмешил, а может быть кому-то на занятии было грустно.

3. Появляется робот присоединяется к беседе и спрашивает, что такое страх.

Воспитатель читает рассказ Б. Жидкова "Как Саша маму напугал"

4. Воспитатель показывает пиктограмму страх. Подробно описывает выражение глаз, положение рта, бровей.

5. Рисунок самого страшного. Дети рисуют свои страхи, а робот забирает страхи с собой, чтобы они никогда не возвращались к детям.

6. В конце занятия дети по кругу высказываются о том, что понравилось, что было непонятно, что нового они узнали.

Занятие 3. Удивление.

Цель: знакомство с эмоциональным выражением чувства удивления, развитие коммуникативной сферы, развитие саморегуляции.

1. Приветствие. Воспитатель в кругу детей обсуждает настроение, какое оно сейчас, менялось или оставалось тем же. Вспоминают какие чувства и эмоции обсуждали в прошлый раз.

2. Появляется робот с книжкой - " Живая шляпа". Говорит, что он прочитал рассказ, но те эмоции, которым его научили ребята не подходят для понимания поведения героев.

3. Воспитатель читает рассказ детям. Делает эмоциональный акцент на удивительном событии – движении шляпы в рассказе. Здесь необходимо акцентировать момент удивления героев.

4. После показа пиктограммы удивления дети по кругу рассказывают ситуации, когда они чувствовали удивление.

5. Робот раздает задание. На листе напечатаны мордочки зверюшек с различным настроением надо обвести мордочки с одинаковым настроением.

6.В конце занятия дети по кругу высказываются о том, что понравилось, что было непонятно, что нового они узнали.

Занятие 4. Гнев

Цель: знакомство с эмоциональным выражением чувства гнева, развитие коммуникативной сферы, развитие саморегуляции.

1. Приветствие. Обсуждение в кругу настроения. Воспитатель в кругу детей обсуждает настроение, какое оно сейчас, менялось или оставалось тем же. Вспоминают какие чувства и эмоции обсуждали в прошлый раз.

2. Приходит робот и рассказывает, как он поссорился с другом, но все эмоции, которым его научили ребята не подходят.

3. Воспитатель показывает пиктограмму – гнев. Подобно описывает положение губ, выражение глаз, положение бровей.

4. В кругу дети рассказывают, когда они злятся чаще всего, когда сильнее всего.

5. Игра "Разные настроения". Воспитатель превращает детей в животных с разным настроением или в разных животных с одинаковым настроением:

- в злых мышей, лягушек, слонов, тигров, попугаев;

- в удивленных кошек, обезьянок;

- в веселых рыбок, ежиков, черепах;

- в грустных цыплят, зайцев, медведей.

6. В конце занятия дети по кругу высказываются о том, что понравилось, что было непонятно, что нового они узнали.

Занятие 5. Чувства и музыка.

Цель: закрепить представления детей об эмоциональных выражении разных чувств, развитие коммуникативной компетенции, саморегуляции.

Приветствие. Дети и воспитатель в кругу рассказывают о своем настроении, вспоминают какие эмоции они проходили на прошлом занятии. Пальчиковая гимнастика.

2. Игра "Разные настроения". Воспитатель превращает детей в животных с разным настроением или в разных животных с одинаковым настроением:

- в злых мышей, лягушек, слонов, тигров, попугаев;

- в удивленных кошек, обезьянок;

- в веселых рыбок, ежиков, черепах;

- в грустных цыплят, зайцев, медведей.

3. Воспитатель показывает детям пиктограммы эмоций и говорит, что чувства живут не только в людях, они могут жить в музыке.

Включается музыка, подобранная под каждое настроение: веселая, грустная, музыка, выражающая угрозу и страх, музыка с неожиданными, оригинальными сочетаниями инструментов и звуков, вызывающая удивление. Дети пытаются отгадать настроение, обсуждают и размышляют кто и как слышит настроение музыки.

4. Прощание. В конце занятия дети по кругу высказываются о том, что понравилось, что было непонятно, что нового они узнали.

Занятие 6. Чувства и цвет.

Цель: закрепить представления детей об эмоциональных выражении разных чувств, развитие коммуникативной компетенции, саморегуляции.

Приветствие. Дети и воспитатель в кругу рассказывают о своем настроении, вспоминают какие эмоции они проходили на прошлом занятии. Пальчиковая гимнастика.

2. Воспитатель рассказывает детям о том, что чувства живут не только в музыке, но и в цвете. Детям показывают пиктограммы эмоций и листы цветной бумаги. Дети распределяют цвета,  так как они ассоциируются с разными эмоциями. Воспитатель не дает оценок, не говорит правильно или неправильно дети распределяют цвета,  а только обсуждает и предлагает свой взгляд.  Далее, воспитатель говорит, что иногда наши чувства смешиваются и бывает так, что одновременно страшно и смешно (аттракционы), бывает смех сквозь слезы и т.п. Этот рассказ можно сопроводить в качестве метафоры и наглядности следующим  приемом: в две прозрачные банки размешать желтую и синюю краску, а затем соединить их в третьей банке – получится зеленая и пояснить, что и наши чувства когда смешиваются могут превращаться в новые.

4. Рисунок моего настроения. Дети рисуют красками свое настроение. Можно использовать приемы нетрадиционных способов рисования.

5. Выставка рисунков. Обсуждение впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста : Путешествие в страну «Эмоции».

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике, развитие саморегуляции через прослушивание музыкальных пр...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей: «В Царстве положительных эмоций», в подготовительной группе

закреплять умение выразительно изображать радость, удивление, удовольствие. Корректировать отрицательные эмоции. Укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе. Продолжать использоват...

Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»

ЗАДАЧИ:·        Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей младшей группы

Конспект занятия по эмоциональному развитию  детей младшей группы...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей "Путешествие в сказку " Белоснежка и семь гномов"

Конспект  занятия  по  развитию  эмоциональной  сферы  детей  старшего  дошкольного  возраста...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей 5-7 лет "Белоснежка и семь гномов"

"Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений".....Эмоциональное развитие  в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития, имеет особую яркую окраску и зна...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей 5 - 7 лет "Путь к Радости"

Занятие соответствует требованиям ФГОС и имеет целью обобщить представления детей об эмоциях радости, грусти, скуки, гнева, обиды и способах саморегуляции эмоциональных состояний.Задачи: 1. Создать ус...