Формирование гражданской позиции у дошкольников
консультация на тему

Коршунова Лариса Викторовна

Формирование гражданской позиции у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждому человеку необходимо знать родную природу, исто рию и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, вклю чающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры разви тия, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспи тывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Дети-дошкольники живут в своем маленьком мирке: вот мама, вот папа, вот моя квартира, мой детский сад. И в детском саду у нас все такое малень кое, уютное: мой шкафчик в раздевалке, моя кроватка, моя группа. Самое большое географическое пространство для ребенка—это деревня, где живет его бабушка. В былые годы дети участвовали в дальних поездках—в другой город к родственникам, на юг к морю. Это расширяло кругозор детей. А сейчас дорога стала такой дорогой, что возможностью разъезжать в раз ные концы обладают лишь избранные. И большинство детей (да и взрослых) замкнуто в своем маленьком мирке.

Но ведь пройдет немного времени, и наши дети пойдут в школу. Они должны стать более самостоятельными. Для развития их самостоятельности, для расширения кругозора было бы хорошо, чтобы дети лучше осознавали свое место в огромном мире, чтобы у них вырабатывалось ощущение своей причастности ко всему происходящему.

Необходимо воспитывать и обучать детей так, чтоб они осоз навали себя, с одной стороны—детьми своих родителей, внуками и правну ками своих предков, а с другой стороны—детьми своей страны, республики и, наконец, — жителями Земли. Этой задаче и должно служить формирова ние пространственных представлений.

Еще в начале 30-х годов XX века известный швейцарский психолог Жан Пиаже высказал идею о том, что ребенок дошкольного возраста — эгоцентрик, то есть он ощущает себя центром мира. Постепенно, в процессе взросления, в результате психического развития и социализации восприя тие ребенка меняется. Децентрация является одним из важных показате лей готовности к школьному обучению. Возраст пяти-семи лет благоприя тен для целенаправленной работы по изменению взглядов ребенка на мир и на свое место в нем. Этому способствует система занятий и игровых упражнений.

Начинать работу нужно от осознания ребенком самого себя, от создания комфортного ощущения от пребывания в мире. Поэтому, прежде чем ста вить какие бы то ни было задачи, необходимо создать комфортную обстанов ку в группе, чтобы дети чувствовали себя здесь как дома, на своем месте. От осознания себя, своих эмоций и настроений, своих ощущений и чувств мож но вести ребенка дальше, к осознанию огромности окружающего нас мира и своего места в нем, к ощущению расширения СВОЕГО пространства.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальном сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром и их социальное развитие должно стать одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, адаптированным к современным условиям.

Определенность объектов озна комления помогает при организации прогу лок и экскурсий. Педагоги ДОУ могут вносить в них коррективы, предложения, дополнения, но общая основа представляется уже доста точно апробиро ванной.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с дет ского сада, который является час тью их социальной инфраструкту ры. Современное дошкольное уч реждение представляет собой своего рода социальный мир в ми ниатюре, здесь представлены та кие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, меди цина, физкультура и спорт.

Для детей третьего-четвертого года жизни, впервые переступив ших порог сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный ин терес. Сад — чрезвычайно важ ный этап в их ознакомлении с со циумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно време ни, рассмотреть с ним окружаю щие предметы, обратить его внима ние на происходящие явления и события, поговорить о них. В ре зультате этого у детей часто недо статочно для своего возраста раз виты память, навыки восприятия, речь. Воспитателю необходимо си стематически и целенаправленно учить младших дошкольников наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым, способствуя  обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира.

Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни — ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, —    и    так    все    увидит    и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть, картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься —  слу шать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться гобеленом на стене или пособиями и игрушками в шкафу. Знакомя малышей с детским садом, воспитатель должен детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить названия, показать пример восприятия окружающего, свое отношения к нему. Ведь сформированные навыки послужат для них основой  дальнейшего   познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся близкими и понятными ему

Следует   отметить,   что   наше ДОУ  посещают дети, имеющие нарушения формирова ния опорно-двигательного аппара та, которые, как правило, сопровождаются наруше ниями в развитии речи ребенка, некоторыми отклонениями в раз витии нервно-психической сферы, что заставляет рассматривать проблему сохранения  здоровья детей  как наиболее важную, неотложную и первоочередную. В свою очередь, ознакомление с окружающим миром   помогает   сформировать   у дошкольников осмысленное отно шение к их здоровью. Этому спо собствуют и занятия, где рассказывают об организме человека, доверительные отношения детей с врачом, медицинскими сестрами, инструктором по физической культуре, представления об их профессиональной деятельности, а также знания о на значении медицинского и массажного кабинетов, спортивного зала, предметов, находящихся в них.

В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка, к сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничить ся рассказом и объяснением вос питателя, рекомендациями родите лям о том, как провести необходи мые наблюдения в повседневной жизни.

Основными задачами ознакомле ния детей младшего и среднего до школьного возраста с ближайшим окружением представляются следу ющие:

—освоение дошкольниками пред метного мира;

— обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;

—формирование навыков поведе ния в детском саду, на участке, во время прогулок по близлежащим улицам, а также навыков обще ния со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада;

— воспитание у детей уважитель ного отношения к труду взрос лых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибу тов профессиональной деятель ности.

Педагоги ДОУ, учитывая возраст ные особенности развития дошколь ников, должны постараться максимально ис пользовать наглядные, практические, игровые методы, опираясь на жиз ненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающем мире.

Начиная со средней группы, вос питатели знакомят детей с объек тами, находящимися вне террито рии детского сада. Прежде всего, проводятся целевые прогулки на близлежащие улицы, во время ко торых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о городском транс порте, правилах дорожного движе ния, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов, кино театра.

Хотелось бы подчеркнуть, чти социум, окружающий детский сад, имеет свою, только ему присущую специфику. Наше ДОУ находится в типичном районе города. Здесь нет промышленных предприятий, но достаточно много учрежде ний образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг, торговых центров. Выделение объектов для экскурсий, прогулок, целевых посе щений во многом связано с тем, насколько близко то или иное уч реждение находится по отноше нию к детскому саду. Непосредственная близость с торгово-бытовым центром, например, позволяет совершать непродолжительные эк скурсии в магазины уже с детьми пятого года жизни.

К сожалению, в нынешнее не спокойное время проведение экс курсий, прогулок и походов за тер риторию ДОУ стало весьма проблематичным,   если   не   сказать опасным. Хотя этот вид деятельно сти как нельзя лучше подходит для ознакомления детей дошколь ного возраста с окружающим ми ром. Кроме того, пешеходные про гулки, особенно в парки и скверы, являются неотъемлемой частью и экологического воспитания, и оздо ровительной работы. Возникает, по сути, безвыходная ситуация: прово дить экскурсии нельзя, а без них  полноценного образовательно-вос питательного процесса тоже не по лучается. Относительного решения этой проблемы можно добиться при помощи родителей. Прежде всего, необходимо познакомить их с тематикой ознакомления детей с социальным миром, сообщить о планируемых прогулках или экс курсиях, объяснить поставленные цели и задачи. Воспитатели проводят беседы, консультации. Особенно актуальным это становится при подготовке сложных и продолжи тельных экскурсий и целевых про гулок, адресованных ребятам 6— 7 лет. Среди форм работы с роди телями   можно   также   отметить создание педагогами ДОУ фотовы ставок, проведение обобщающих открытых занятий по темам прогулок и экскурсий. Поэтому родители с пониманием относятся к заданиям воспитателей сходить в выходные дни в парк, музей, по сетить    памятные места. Нередко во время таких семейных походов дети раскрыва ются с неожиданной для родите лей стороны, удивляют их своими знаниями,      осведомленностью.

В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с социумом района на первый план выходят сле дующие задачи:

—знакомство с основными истори ческими сведениями и современ ной жизнью района, с его досто примечательностями;

— воспитание бережного отноше ния к памятникам природы, исто рии и культуры;

— подготовка к школе, воспитание желания учиться, создание поло жительного образа школы;

  • социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения вести себя в об щественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками.

В старшей группе центральным объектом ознакомления с социу мом района становится школа. Как правило, выпускники ДОУ поступа ют в разные школы, поэтому дет ский сад стремится взаимодейство вать   с   несколькими   из   них: про водя совместные мероприятия, целе вые посещения и экскурсии для дошкольников.

Особое внимание в работе с детьми старшего дошкольного воз раста уделяется знакомству с осо бенностями города. Так, например, без элементарных пред ставлений о его истории и достопримечательностях невозмож но понять символику гербовой эмблемы. Старшие дошкольники уже могут знать, что в городе есть больницы, много школ, детс ких садов, кружков и студий для детей, есть даже институт, в ко тором учатся студенты. У детей по степенно формируется образ города, его жителей.

Так, знакомясь с социумом мик рорайона, ребята не только получа ют множество разнообразных сведе ний, необходимых в их повседнев ной жизни, но и учатся гордиться своим районом, городом, своей ма лой родиной.

МДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 8

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"

Консультация

«Формирование правильной гражданской позиции у дошкольников рамках сотрудничества МДОУ с социальными институтами»

воспитатель

Коршунова

Лариса Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

   Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...

Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

   Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...

Семинар "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимент...

«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды»

Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской Федерации, знающего историю и...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОО является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. О том, как ее...