Главные вкладки

    История педагогики об игре дошкольников
    статья по теме

    Шибирова Светлана Анатольевна

    Статья для педагогичнского состава 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_istoriya_pedagogiki_ob_igre_doshkolnikov.docx25.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шибирова Светлана Анатольевна  -  воспитатель,

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27,

    г. Воронеж 2016 г.

    История педагогики об игре дошкольников

    В ФГОС в образовательных программах игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный и личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, и игру, как форму образовательной деятельности, где происходит сохранение «само ценности» дошкольного детства. В ФГОС чётко прослеживается повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места и это, безусловно, положительно, так как в настоящее время в образовательном процессе на первом месте стоит такая форма организации детей как занятие. Но, тем не менее, успешное развитие ребёнка в последующей жизни зависит не от количества проведённых занятий, а от того, как было прожито дошкольное детство, и в какой мере ребёнок освоил игровую деятельность.

    На значимость игры для полноценного развития ребёнка указывали многие известные исследователи – Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Л. Венгер и др. Выдающийся педагог прошлого столетия - Елизавета Ивановна Тихеева подчёркивала, что, поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей.        Понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян, означало радость, веселье. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих – с одной стороны, не претендующих на тяжёлую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, как мы видим слово «игра», не является научным понятием в строгом смысле этого слова.

             Как заметил Э. Эриксон, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игривым» образом уклоняется от всякого точного определения. А известный физиолог X. Хогленд выразил убеждение, что понимание атома — это детская игра по сравнению с пониманием детской игры. Внимание известных в научных кругах людей к детской игре свидетельствует о том, что они придавали большое значение проблеме детской игры, ясно представляли многогранность этого вида деятельности, его огромное влияние на становление личности ребенка.

    С целью рассмотрения и изучения разных граней феномена детской игры, а также пути её развития, обратимся к анализу эволюции научных взглядов на проблему детской игры в истории мировой цивилизации.

    Детство неотделимо от игры. Чем большее значение придается детству в культуре, тем важнее игра для развития общественных отношений. Начальный период разработки теории игры обычно связывается с именами мыслителей XIX в.: К. Гроссом, Ф. Шиллером, Г. Спенсером, В. Вундтом и другими, чьи точки зрения подтверждались или отвергались зарубежными и отечественными специалистами в разные исторические периоды.

    Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая ее происхождение с происхождением искусства.

    Наиболее общий взгляд на теорию вопроса позволяет выделить две противоположные точки зрения на проблему происхождения игры:

    1) игра рассматривалась как инстинктивно-биологическая деятельность человека, как исторический предшественник труда, культуры (К. Гросс, Ф. Кейра, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, С. Холл и др.);

    2) как явление социальное по своей природе, возникшее из практической   деятельности   человека (В. Вундт, Г. Плеханов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

    Например, К. Гросс, являясь ярким представителем первой точки зрения, считал игру формой самоусовершенствования молодых людей, поэтому его теория называлась «Теория пред-упражнений или упражнений». Он утверждал, что мы играем не потому, что бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть, и поэтому особой работы по развитию игры он не предусматривал.

    Существенную поправку в эту теорию внес К. Бюллер, который утверждал, что стремление к игре, к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием от самой деятельности (функциональное удовольствие), поэтому и игру определял - как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую.

    В дальнейшем, например, в теории Ф. Бойтендайка, можно отметить большую связь игры уже с различными проявлениями человека. Так, он выделяет три исходных влечения, приводящих, по его мнению, к игре:

    - влечение к освобождению, снятию препятствий, исходящих от среды и сковывающих свободу;

    - влечение к слиянию и общности с окружающим;

    - тенденция к повторению.

    Являясь сторонником 3. Фрейда, ученый соглашается с ним в том, что вся жизнь и деятельность — проявления изначально биологических влечений. Это сказалось в отождествлении ими игр животных и человека, между которыми они не видели качественного отличия, обращали внимание на то, что во время игры и животное, и человек создают в игровом предмете образ и играют с образами. Предмет только тогда используется в игре, когда он содержит возможность «образности» и имеет свое символическое значение. По их мнению, сфера игры — это сфера образов.

    Ближе всего к пониманию возникновения игры в социальном контексте подошел В. Вундт, однако и он был склонен считать источником игры наслаждение. Мысли, высказанные Вундтом, также фрагментарны, но важны для понимания сути этого явления человеческой жизни. Он считал, что игра — это дитя труда. В. Вундт утверждал, что нет ни одной игры, которая не являлась бы прототипом одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей.

    Большая роль в изучении возникновения игры в отечественной науке принадлежит Г. В. Плеханову. Учёный утверждал, что в истории человеческого общества игра не может появиться раньше труда и раньше форм пусть самого примитивного искусства.

    В отечественной психологии сюжетно-ролевая игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

    Д. Б. Эльконин считал, что игра — это «воссоздание человеческой деятельности, при которой из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми».

    Он высказал гипотезу, что в истории человечества сюжетно-ролевая игра возникает на определенной стадии развития общества. Усложнение производства, с одной стороны, делает невозможным участие ребенка в реальной социальной производительной деятельности, а с другой — требует от него ориентировки в системе задач, ролей и правил поведения во взрослом сообществе. Ролевая игра, по мнению Д. Б. Эльконина, является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку. Гипотеза ученого получила подтверждение в историко-этнографических и межкультурных исследованиях игры детей.

    Таким образом, игра — не мистическое, внутренне присущее ребенку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой он овладевает. Исторически возникнув как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, который передается детям, как и любая человеческая деятельность.

    В более поздних исследованиях авторов Л. С. Выготского, А. В. Запорожеца, А. Н Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

     и др. акцентируется внимание на психологических аспектах игры и её значение в развитии ребёнка.

    В основе рассмотрения игры как особого вида деятельности лежат представления Л.С. Выготского.

     О периодизации детского возраста, получившие развитие в работах Д. Б. Эльконина.

     Его критериями являются:

    - возрастные новообразования, т.е. тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период;

    - социальная ситуация развития, представляющая собой систему «отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью»;

    - ведущая деятельность, т.е. такая «деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

    Опираясь на концепцию игры Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина, известные педагоги современности (Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В.) в своих исследованиях утверждают, что:

    - игра дает взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребенка.

    - игра может опосредовать диалог с ребенком.

    - игра помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

    Через игру взрослый может помочь ребенку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них.

    Игра — золотой ключик к ларцу дошкольного детства...

              Исходя из выше изложенного материала, мы можем сделать вывод, что в психологии и педагогике подтверждены идеи широкого использования игры в процессе воспитания детей, что связано с определяющим её значением для формирования самых существенных психических образований, появление которых подготавливает переход ребёнка на новую, следующую ступень развития.

    Список литературы:

    1. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие – М.: ФОРУМ, 2009 – 144 с.

    2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии - № 2, 1961 – С. 62-76.

    3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1986 – 320 с.

    4. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста //Дошкольное воспитание: традиции и современность. - № 4, 2002. – С. 53-56.

    5. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для   /О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2010 – 96 с.

    6. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника: учеб. - метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 175 с.

    7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения – М.: Педагогика, 1990 – 392 с.

    8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.  

    9. Эльконин Д. Б. Игра, её место и роль в жизни и развитии детей //Дошкольное воспитание. - № 5, 2006. – С. 73-97


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников"

    В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченны...

    Музейная педагогика в воспитании дошкольников

    Раскрываются основные направления работы по воспитанию дошкольников с использованием музейной педагогики (мини-музеии)....

    Конспект занятия "Как беречь природу?" с использованием элементов музейной педагогики для старших дошкольников

    Занятие направлено на развитие у детей  представлений о том какие действия человека вредят природе , акакие способствуют ее восстановлению .Формирует у детей убеждение того ,что красота прир...

    история педагогики

    1.Педагогическая деятельность и идеи А.В.Запорожца.2. Л.А.Венгер и его роль в развитии дошкольной педагогики и психологии.3. Вклад Н.Н.Поддьякова в развитие теории и практики дошкольного воспитания.4....

    Конспект НОД для детей подготовительной группы. Цель: формировать у дошкольников начальные представления об олимпийском движении и его истории, об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.

    Задачи:- создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;- закреплять знания детей о симв...

    Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»

    Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...