история педагогики
консультация на тему

Митина Светлана Алексеевна

1.Педагогическая деятельность и идеи А.В.Запорожца.

2. Л.А.Венгер и его роль в развитии дошкольной педагогики и психологии.

3. Вклад Н.Н.Поддьякова в развитие теории и практики дошкольного воспитания.

4. Педагогическая теория Н.А.Ветлугиной.

5. Разработка проблемы детской художественной деятелности в трудах Н.П.Сакулиной.

6. Исследование проблемы детской игры в трудах Д.В.Менджерицкой.

7. А.П.Усова и её роль в исследовании дошкольной дидактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon история педагогики115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции явилось создание государственной системы дошкольного воспитания. Несомненные успехи в этом явились не только итогом многолетних усилий общества и государства по созданию системы учреждений дошкольного воспитания, их устойчивой материальной базы, но и развитием дошкольной педагогики, как органической части педагогической науки.

«В первые же послереволюционные годы на государственном уровне началась научная разработка вопросов дошкольного воспитания. В этих целях был создан ряд учреждений, занявшихся как подготовкой кадров, так и научными исследованиями… В тридцатые годы появились методические работы, положившие начало выделению частных методик дошкольного воспитания как самостоятельных прикладных наук: методика развития речи (Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Е. Ю. Шабад и др.); методика детского изобразительного творчества (Е. А. Флёрина, К. М. Лепилов, Н. П. Сакулина и др.); методика ознакомления с природой (Р. М. Басе, А. А. Быстрова, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд); методика математического развития (Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, М. Я. Морозова и др.); методика музыкального воспитания (В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов, А. В. Кенеман)…

Изучение вопросов дошкольного воспитания продолжалось и в годы Великой Отечественной войны. Так, например, необходимо было дать научно выверенные рекомендации по организации физического воспитания, детского питания, охране нервной системы (Е. А. Аркин и др.); в жизнь детского сада стало активно внедряться народное творчество, проблему использования которого изучала А. П. Усова, и т. д. В 1943 г. было принято решение об организации Академии педагогических наук РСФСР (в 1966 г. АПН РСФСР была преобразована в АПН СССР). Ее деятельность была нацелена на научную разработку основных вопросов педагогики, психологии, истории педагогии и гигиены, а также подготовку научных кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии. В составе Научно-исследовательского института теории и истории педагогики была создана секция дошкольного воспитания, которую возглавила А. П. Усова. Под ее руководством в 40—50-е годы велась разносторонняя научно-исследовательская работа по изучению форм и методов обучения в детском саду. В тесном сотрудничестве с преподавателями кафедр дошкольной педагогики ведущих вузов страны углубленно исследовались вопросы содержания воспитания и обучения дошкольников. В 40-е годы выходят учебники по дошкольной педагогике для дошкольных педучилищ и вузов…

Понимание важности дошкольного детства как периода формирования личности ребенка привело к созданию в 1960 г. НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, который возглавил психолог А. В. Запорожец. Это уникальное научно-исследовательское учреждение в течение трех десятилетий было ведущим в области изучения дошкольного детства и разработки современных подходов к воспитанию ребенка. Объединенными усилиями педагогов, психологов, медиков, физиологов шел поиск новых эффективных путей и методов воспитания и обучения детей».[1]

«Достижения ученых последовательно и систематически внедрялись в практику, способствовали совершенствованию содержания и методов работы с детьми… На основе проведенных исследований и обобщения передового опыта были созданы труды, многие из которых не потеряли своего значения для теории и практики дошкольного воспитания и сегодня».[2]

1. Педагогическая деятельность и идеи А.В. Запорожца.

Александр Владимирович Запорожец был выдающимся ученым-психологом. Он «…не был кабинетным ученым, строившим свои концепции вдали от жизни. Он являлся признанным руководителем всей научно-практической работы в области дошкольного детства, и его психологические идеи имели самый широкий выход в практику обучения и воспитания дошкольников».[3]

«Родился А.В. Запорожец в 1905 г. в Киеве, окончил педагогический факультет 2-го Московского государственного  Университета, вел научные исследования на кафедре психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской в Москве, затем работал в Психоневрологической академии и педагогическом институте в Харькове. В 1929 г. Александр Владимирович участвовал в экспедиции на Алтай. Цель экспедиции – изучение зависимости между особенностями умственного развития ребенка и социально-культурными условиями с точки зрения «Теории культурно-исторического развития». Результатом экспедиции стала первая научная публикация молодого исследователя – «Умственное развитие и психические особенности ойротских детей».

Запорожец был последователем Л.С. Выготского, сотрудничал с А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым, стал другом и единомышленником Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, у него учились В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, М.И. Лисина и др. С 1944 по 1960 г. Александр Владимирович – доцент, профессор кафедры психологии МГУ, заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, а с 1960 г. до конца жизни (1981 г.) – был бессменным директором Института дошкольного воспитания».[4]

Многое сделал А.В. Запорожец для общей психологии. Но именно изучению детской психологии и психического развития ребенка посвящены его основные научные труды. «Знание ребенка необходимо для рациональной организации педагогического процесса, подобно тому, как знание химических и физических свойств обрабатываемых металлов необходимо для металлургического производства или знание законов роста растений  - для производства сельскохозяйственного» - писал А.В. Запорожец. Он отмечал, что ребенок и его развитие изучаются рядом наук (возрастная морфология и физиология, педиатрия, детская психология и т.д.), «…однако все они должны связываться друг с другом, объединяться педагогикой – наукой о воспитании и обучении подрастающего поколения. Такого рода объединение основывается  на том, что, во-первых, полноценное развитие ребенка может происходить лишь в условиях воспитания и, во-вторых, задачи этого развития подчинены задачам совершенствования педагогического процесса».[5] Александр Владимирович  указывал на особо тесную связь между педагогикой и психологией. Таким образом,   его психологические труды  широко использовались и используются не только психологами, но и педагогами.

А.В. Запорожец «… был  одним из немногих ученых, сумевших обеспечить широкую реализацию психологических идей в практике обучения и воспитания»:

1. В 30-е годы  «…основное внимание он уделял генетической связи между внешней практической деятельностью ребенка и развитием его психики. С этой точки зрения было подвергнуто изучению развитие детского восприятия, мышления, воображения, эмоций. Итогом явилось доказательство того факта, что психическое отражение действительности в его различных формах выступает в качестве деривата (производного) практического, действенного ознакомления ребенка с окружающим миром».[6]

2. В послевоенные годы результаты исследований позволили А.В. Запорожцу сделать открытие, «оно состояло в выделении внутри любого акта деятельности двух фаз – ориентировочной и исполнительной», Александр Владимирович сделал вывод «…что внутренние формы ориентировки происходят из ее внешних форм и сами психические процессы есть не что иное, как ориентировочные действия, выполняемые во внутреннем плане». Эта гипотеза положила начало большому циклу исследований, которые проводил А.В. Запорожец со своими сотрудниками и учениками. «Изучению подверглись содержание и структура тех видов ориентировочных действий, которые обеспечивают реализацию  психических процессов на разных этапах их развития и закономерности перехода с одного этапа на другой. … В формировании всех видов психических действий прослеживаются единые закономерности. Оно включает усвоение определенных типов общественно выработанных средств (сенсорных эталонов в перцептивных процессах, наглядных моделей в процессах образного мышления и понятий в процессах мышления дискурсивного, нравственных эталонов и норм в социальных эмоциях) и овладение их применением для обследования объектов и ситуаций». [7]

На основе данных исследований  были созданы «новые системы  сенсорного, умственного воспитания  в дошкольных учреждениях, суть которых состоит в том, чтобы знакомить детей с сенсорными эталонами, моделями; формировать у них перцептивные действия в соответствующих видах деятельности»[8]

3. «Анализ разностороннего материала, накопленного в многолетних исследованиях разных сторон психического развития ребенка, приводит А.В. Запорожца к выводу о наличии качественно своеобразных периодов детства, характеризующихся определенным соотношением процессов созревания нервной системы и психического развития, специфика которого определяется главным образом спецификой свойственных данному периоду видов детской деятельности… Мысли о непреходящем значении периодов детства в своем педагогическом воплощении вылились в концепцию амплификации (обогащения) детского развития, предусматривающую необходимость полноценного использования специфических условий каждого периода (специфических видов деятельности). Эта концепция была и остается основой развития теории и практики дошкольного воспитания в нашей стране».[9]

4. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста А.В. Запорожец воспринял критически. Он  «считал, что шестилетние дети должны посещать только детский сад, воспитательное учреждение, соответствующее специфике этого возраста».[10]

5. «В последние годы жизни Александр Владимирович сосредоточил внимание на изучении одного из самых сложных и малоизученных в психологии вопросов – о происхождении и природе эмоций».[11] Он считал, что эмоциональная сфера ребенка – ведущая сфера его психического развития в период дошкольного детства.

А.В. Запорожец «не только сформировал известную всему миру научную школу, но и воплотил ее идеи в практике отечественного дошкольного воспитания. Это редкое в истории науки явление стало возможным благодаря созданному им в 1960 году НИИ дошкольного воспитания… Каждое из предложенных и реализованных Александром Владимировичем направлений, несмотря на произошедшие структурные изменения, ныне успешно развиваются во многих научных учреждениях».[12]

2. Л.А. Венгер и его роль в развитии дошкольной педагогики и психологии.

«Л. А. Венгер родился 26 мая 1925 г., скончался 17 июня 1992 г.  Его юность совпала с трудными предвоенными и военными годами, которые тяжело отразились на его судьбе.

       Научная биография Леонида Абрамовича началась еще в студенческие годы под руководством А. В. Запорожца. Александр Владимирович Запорожец оставался для Л.А.Венгера учителем на всю жизнь. Большую часть всех научных работ А. В. Венгер выполнил в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, где с 1968 г. он возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста».[13]

«Есть ученые, для которых неотъемлемая составляющая их научной жизни – люди, с кем они работают. К ним относился Леонид Абрамович Венгер. Ему  невозможно было представить себя вне лаборатории – она была важнейшей частью его жизни, может быть, даже самым важным делом его жизни».[14]

Венгер собрал вокруг себя талантливых сотрудников, которые работали с большим интересом. Он создал особую атмосферу сотрудничества, которая буквально захватывала всех, кто с ним общался. Л.А. Венгер руководил лабораторией и сам участвовал в проведении экспериментальных исследований.

«Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», 1973; «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1988) (три последние—под ред. Л. А. Венгера).

В конце 60-х гг. под руководством Л. А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников» (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Эти исследования дали возможность уже в 80-е гг. перейти к созданию теории и практики развития познавательных способностей ребенка». [15]

«Кульминационная точка научного творчества Л.А. Венгера – разработанная им концепция развития познавательных способностей детей. Именно она явилась теоретической базой для проведения двух лонгитюдных экспериментов, направленных на определение возможностей, путей и средств формирования фундаментальных познавательных способностей (общих и специальных: музыкальных, изобразительных) в процессе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. На основе полученных  данных непосредственно под его руководством были разработаны программа развития способностей ребенка от трех до семи лет в условиях общественного дошкольного воспитания и программа для одаренных детей дошкольного возраста. В настоящее время программы эти осваивают коллективы дошкольных работников, успешно внедряют их в практику образовательной работы».[16]

Леонид Абрамович был не только ученым-исследователем, но и создателем целой научной школы. Он обладал редким талантом оратора и лектора, Л. А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. Более того,   он пишет не только для научной аудитории. В начале девяностых годов он опубликовал серию статей в журнале «Дошкольное воспитание», чтобы донести свои идеи прямо до воспитателей детских садов. Детей он любил горячо и преданно. Сам с большим увлечением включался в экспериментальную работу и часто непосредственно участвовал в ее проведении.

В любом деле, за которое брался, Л.А. Венгер достигал высших результатов. Он был предан своему делу, своим ученикам,  детям – словом, всему, к чему имел отношение.

3. Вклад Н.Н. Поддьякова в развитие теории и практики дошкольного воспитания.

Поддьяков Николай Николаевич родился 4 октября 1929 года. В 1953 г.  закончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, затем больше 30 лет работал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В течение многих лет он руководил лабораторией умственного воспитания, а в 1981 г. после смерти своего учителя А.В. Запорожца сменил его на посту директора.

«Вместе с коллективом сотрудников ученый открыл и разработал новые принципы отбора и систематизации дошкольных знаний, которые впоследствии были широко использованы не только во всех учебных пособиях по дошкольной педагогике, но и послужили основой создания образовательных программ для детских садов.

Заслуга Поддьякова и в том, что он разработал новые типы детской конструктивной деятельности (речь идет о конструировании по условиям и каркасном конструировании)».[17]

Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80-х гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности - деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н.Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. «Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сензитивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.)… По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким образом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой могут быть изучены механизмы самодвижения, саморазвития детской деятельности»,[18] - писал Н.Н. Поддьяков.

Проблему саморазвития Н.Н. Поддьяков относил к ключевым проблемам психического развития и творчества детей. В этом направлении им был сделан ряд серьезных разработок.

Николай Николаевичем и его сотрудниками в 80-е гг. было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста. Основной путь формирования творчества у дошкольников они видят в «…создании взрослыми доступных для детей проблемных ситуаций, в постановке творческих задач (чему посвящен целый ряд исследований), и – это главное -  в формирование такой общей эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску, созданию в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач… Особую роль в развитии творчества играет формирование у ребенка начальных форм, так называемых методологических знаний, начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих предметов и явлений в их движении, изменении и развитии».[19]

По проблеме детского творчества  опубликованы следующие монографии: "Умственное воспитание дошкольников" (М., 1972), "Мышление дошкольника" (М., 1977), "Содержание и методы умственного воспитания в детском саду" (М., 1980), "Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников" (М., 1985), "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста" (Волгоград, 1994 г.).

 Работы Н.Н. Поддьякова широко известны педагогической общественности. Вышеуказанные книги получили широкое признание не только у студентов, аспирантов, научных работников, но и у воспитателей  дошкольных учреждений.

4. Педагогическая теория Н.А. Ветлугиной.

«Ветлугина Наталья Алексеевна (1909—1995) — педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки. Основоположница отечественной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, теории и методики музыкального воспитания дошкольников, построенной на идеях Б. Л. Яворского, Л. С. Выготского, В. Н. Шацкой и признанной во всем мире.

Основные принципы, положенные Н. А. Ветлугиной в основу теории музыкального воспитания и художественно-творческого развития дошкольников:

 - связь с современностью, современными требованиями педагогической науки и практики;

 - постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка;

 - преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах;

 - сочетание музыкального развития с разными видами детской деятельности, взаимосвязи разных типов образного самовыражения ребенка;

 - художественно-педагогические требования к музыкальному репертуару для детей.

Н. А. Ветлугина — автор программ и методических пособий по музыкальному воспитанию и развитию детей в детском саду, образовательных программ для педагогических училищ и дошкольных факультетов педагогических институтов, создатель «Музыкального букваря», который является уникальным средством развития интереса детей к музыке как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.

Основные работы: «Музыкальное воспитание в детском саду», «Музыкальные занятия в детском саду», «Музыкальный букварь», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр», «Музыкальное развитие ребенка», «Детский оркестр», «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», «Методика музыкального воспитания в детском саду», «Эстетическое воспитание в детском саду», «Эстетическое воспитание в семье», «Художественное творчество в детском саду», «Художественное творчество и ребенок», «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников…

Результатом реализации данных технологий в педагогическом процессе детского сада станет самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников, что, по мнению

Н. А. Ветлугиной, «является апофеозом музыкального развития в дошкольном детстве, одним из показателей его успешности».[20]

«Н.А. Ветлугина долгие годы была руководителем лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Основная проблема, над которой работали Ветлугина и ее сотрудники - проблема формирования эстетического отношения детей к окружающему. В качестве источников формирования эстетического отношения были выделены произведения искусства, явления общественной жизни и природы. Особое внимание уделялось процессу организации художественного восприятия детей, воспитанию их эмоциональной отзывчивости. Были разработаны принципы организации пространственно-предметной среды, способствующей успешному протеканию художественной деятельности детей. Применение системного подхода к исследованию этой деятельности привело к разработке нового типа занятий – комплексных, позволило выявить основные факторы, определяющие ее формирование и развитие. Были изучены закономерности формирования детского продуктивного творчества во всех видах художественной деятельности».[21]

Наталья Алексеевна Ветлугина заложила фундамент музыкальной педагогики от теоретических подходов до практических технологий, на которых базируются современные исследования и практические разработки в данной области (программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Камертон» Э. П. Костиной и др.).

5. Разработка проблемы детской художественной деятельности в трудах

 Н.П. Сакулиной.

Сакулина Нина Павловна (1898 – 1975) - педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, д-р педагогических наук.

«В 1924 г. Нина Павловна окончила филологический факультет МГУ…, но увлеклась изобразительным искусством и педагогикой…

В 1925 году появились первые публикации Сакулиной  в журнале «Вестник просвещения» о роли экскурсий в эстетическом воспитании детей.  Вскоре Нина Павловна стала постоянным автором журнала «Дошкольное воспитание»…

В 30-е годы Сакулина последовательно и обстоятельно разрабатывала приемы обучения рисованию, установила контакты с практиками, которые проводили занятия по предлагаемой ей методике. И сама она занималась с дошкольниками. В 1941 г. она опубликовала статью, отражающую результаты ее работы, - «Изобразительные занятия».

Н.П. Сакулина последовательно занимала позицию, обосновывавшую необходимость обучения: «Предоставленные самим себе,  дети не становятся самостоятельнее, они ищут случайных опор для своих действий, подражание приобретает стихийный и неорганизованный характер… Чем лучше дети владеют доступной им техникой, тем рука послушнее, форма изображения живее, динамичнее, индивидуальнее». Участвуя в разработке программ по художественному воспитанию в детских садах, Нина Павловна настаивала на том, чтобы в них были отражены задачи по обучению дошкольников изобразительному искусству.

В 50-е годы под редакцией Сакулиной готовится учебник для дошкольных педагогических училищ «Методика обучения рисованию и лепке в детском саду». Он был переведен на несколько языков». [22]

«На рубеже 50—60-х гг. значительное место уделялось исследованию роли слова и наглядных приемов в обучении рисованию, лепке в детском саду, развитию художественного восприятия и творческих способностей детей дошкольного возраста. Эти исследования велись под руководством Н. П. Сакулиной.

Когда был создан НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Нина Павловна перешла на работу в него. Одним из достижений советской дошкольной педагогики в этот период явилась разработка проблемы сенсорного воспитания. В работах Н. П. Сакулиной показано, как осуществляется оно на занятиях изобразительной деятельностью, и как сенсорные способности обеспечивают в свою очередь совершенствование самой изобразительной деятельности.

Итоги многолетней работы по изучению различных сторон детского рисования подводятся Н. П. Сакулиной в книге «Рисование в дошкольном детстве». В этом труде рассматриваются наиболее существенные вопросы обучения рисованию дошкольников: возникновение и характер его развития у детей от одного года до трех лет, формирование изображения в рисунках детей 3—7 лет. Подводятся итоги педагогических исследований по художественно-творческому развитию детей в процессе рисования. Эта работа существенно обогатила теорию и практику художественного воспитания дошкольников.

Особое место занимают исследования Н.П. Сакулиной, связанные с познавательным развитием детей на занятиях по изобразительной деятельности. Она отмечает, что дети дошкольного возраста способны понять явления общего характера, усвоить несложную систему знаний, сведений общего характера, что в свою очередь изменяет характер их поведения на занятиях изобразительной деятельностью: сначала они активно участвуют в анализе объекта изображения, затем уверенно выполняют задание»[23].

Сакулиной было опубликовано больше 140 работ, изложенные там мысли сохраняют актуальность и сегодня.

6.   Исследование проблемы детской игры в трудах Д.В. Менджерицкой.

«Центральной фигурой в изучении детской игры является, несомненно, Дебора Владимировна Менджерицкая. Она родилась 9 июля 1899 г. в Оренбурге. В 1925 г. закончила педологическое отделение педагогического факультета МГУ…

Диапазон научных интересов Деборы Владимировны чрезвычайно широк, но главный из них – детская игра.. Ее исследования в этой области отличаются глубиной поисков и новизной открытий, снискавшими ей известность как среди теоретиков дошкольного воспитания, так и среди практических работников.

В работах Менджерицкой большое внимание уделялось происхождению детской игры, ее сущности, доказывалось, что игра является своеобразной практической деятельностью ребенка и средством его всестороннего развития, устанавливалась связь между обучением детей на занятиях и развитием содержания игры.

Главное внимание в ее работах обращается на сюжетно-ролевую творческую  игру. Д.В. Менджерицкая последовательно отстаивала название «творческие игры», опираясь на Л.С. Выготского, отмечавшего появление в игровой деятельности детей дошкольного возраста замысла, реализуя который ребенок отражает социальную действительность, но не копирует ее, а комбинирует свои представления о ней, передает свое отношение к изображаемому, т.е. творит. Именно с этих позиций она изучала педагогические условия, способствующие развитию у дошкольников игрового замысла, творчества, фантазии.

Дебора Владимировна работала над созданием научного направления, в основе которого лежала идея развития ростков творчества в игре детей дошкольного возраста, что проявляется в выборе темы игры, способов осуществления задуманного и др.. Она не переставала доказывать, что именно в тесной связи с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, что с первых лет жизни ребенок не копирует, а преобразует действительность через призму своего воображения.

Игра и нравственное воспитание детей – другой важный аспект исследований Д.В. Менджерицкой в содружестве с Ф.С. Левин-Шириной (занимавшейся нравственным воспитанием). Дебора Владимировна и ее ученики искали пути развития у детей индивидуальности, доверия к миру, радости, сопереживания во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Ими была показана также роль игры для воспитания у детей интереса и уважения к труду, желания трудиться самим. Особое внимание обращалось на создание детского коллектива, место ребенка в нем, воспитание организаторских умений.

Научную работу Д.В. Менджерицкой отличала тесная связь с практикой. В течение многих лет Менджерицкая возглавляла коллектив воспитателей, работавших над методикой руководства играми детей. В результате обобщения их работы под ее редакцией изданы  две книги «Творческие игры в детском саду» (1951 г.) и «Воспитание детей в игре» (1958 г.).

Д.В. Менджерицкая считала, что педагог должен не подавлять, а развивать творческую деятельность детей, их инициативу и самостоятельность; бережно относиться к игровым идеям детей, поддерживать и расширять их до определенного игрового замысла; создавать благоприятные пространственно-временные, предметные и психологические условия для игровой деятельности.

Научные интересы Д.В. Менджерицкой в течение многих лет были сосредоточены на исследовании значения игр для интеллектуального развития детей, их учебно-познавательной деятельности. Проведенные под руководством Деборы Владимировны исследования Т.М. Бабуновой и А.К. Бондаренко позволили определить дидактическую игру как эффективный метод воспитания умственной активности и самостоятельности.

Многочисленные исследования разных проблем детской игры Д.В. Менджерицкой и ее учеников являются базой для изучения влияния игры на педагогический процесс в детском саду».[24]

7.     А.П. Усова и ее роль в исследовании дошкольной дидактики.

«Ученым широких перспектив» называли коллеги члена-корреспондента АПН РСФСР, доктора педагогических наук, специалиста по дошкольному воспитанию Александру Платоновну Усову (1898 – 1965). Значительный вклад ученая внесла в исследование проблем детской игры, ряд ее научных трудов посвящен разработке принципов сенсорного воспитания в детском саду, исследовала Александра Платоновна и пути оптимизации подготовки детей к поступлению в школу, разрабатывала проблему использования в детском саду русского народного творчества».[25]

«В 40-50-е годы А.П. Усова углубленно занялась вопросами дошкольной дидактики, разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследование, проведенное Александрой Платоновной и коллективом научных сотрудников по проблеме обучения дошкольников, учитывало положительный опыт выдающихся представителей отечественной и зарубежной дидактики. Она обосновала сущность обучения в детском саду, которое определяется содержанием знаний и умений, необходимых ребенку данного возраста для того, чтобы достичь достаточно высокого уровня общего развития и готовности к обучению в школе.

А. П. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню относила элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими людьми; ко второму — более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Исследование убедительно показало: обучение, при котором осуществляется целенаправленное формирование у детей способов овладения новыми знаниями и умениями, дает возможность развить у старших дошкольников не только умственные способности, но и нравственно-волевые качества.

В дошкольном возрасте начинают складываться предпосылки учебной деятельности. А. П. Усова выделила три уровня развития учебной деятельности в зависимости от сформированности у детей умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. Задача воспитателя при проведении обучения на специальных занятиях — помочь ребенку перейти с низкого на более высокий уровень, что является залогом успешности школьного обучения.

Под руководством А. П. Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду.

С 60-х годов в дошкольной педагогике прочно утверждалась разработанная А. П. Усовой концепция дидактики детского сада, получившая практическое воплощение в программах  воспитания, методических  рекомендациях к ним. Обоснование необходимости систематического обучения в форме ежедневных занятий привело к тому, что игровая деятельность освобождалась от функций вспомогательного дидактического средства. Игра приобретала статус самоценной детской деятельности и стала рассматриваться не как средство усвоения детьми конкретных знаний и навыков поведения, а как широкое воспитательное средство.

 Научные труды  Усовой широко известны в нашей стране и за рубежом. Среди них — «Обязательные занятия в детском саду», «Игра и организация жизни детей», «Русское народное творчество в детском саду», «Обучение в детском саду» и др.».[26]

А.П. Усова ушла из жизни в 1965 г., но дело ее, начатое так широко и перспективно, было продолжено учениками и единомышленниками.

Заключение. Оценка педагогических идей.

Обобщая все изложенное, следует отметить, что в решении задач теории и практики дошкольного воспитания современными отечественными учеными, педагогами и психологами, достигнуты большие успехи. Они направили свои усилия на изучение всех сторон детского развития.

Психологические исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера помогли теоретически обосновать выдвигаемые приемы, методы обучения. Эти ученые-психологи являлись признанными руководителями всей научно-практической работы в области дошкольного детства, их психологические идеи имели самый широкий выход в практику обучения и воспитания.

Существенное значение в разработке проблем умственного воспитания имели исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца,  Н.Н. Поддьякова (отбор и систематизация знаний, которые доступны дошкольникам; детское экспериментирование; разработка новых подходов к исследованию детского мышления и творчества и т.д.).

На основе исследований А.П. Усовой и ее сотрудников по проблемам содержания и методов дошкольного обучения в систему воспитательно-образовательной работы детских садов было введено систематическое обучение на занятиях, что позволило поднять уровень общего развития детей и улучшить их подготовку к школе.

Важнейшая для дошкольной педагогики проблема игры и руководства ею изучалась Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, А.В. Запорожцем.

Работы Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной стали фундаментом для совершенствования содержания и методов художественного воспитания в детском саду, которое оказывает большое влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное развитие ребенка.

Исследования отечественных ученых по проблемам дошкольного воспитания характеризуются широким использованием системного подхода, позволяющего выявить стержневые линии развития ребенка-дошкольника (формирование мотивационно-волевой сферы, художественных, интеллектуальных и практических способностей, развитие детского творчества).

И, конечно, большая заслуга всех этих ученых в том, что они прилагали немало усилий, чтобы результаты их научных достижений находили применение на практике, осваивались воспитателями детских садов…

В настоящее время при лицензировании деятельности ДОУ требуют, чтобы в списках литературы, используемой в детском саду, не было книг, год выпуска которых старше 2000 года. Но многие работы советских ученых, педагогов и психологов, такие, например, как «Умственное воспитание» под редакцией Н.Н. Поддьякова, «Воспитание сенсорной ребенка» под редакцией Л. А. Венгера и другие методические пособия, выпущенные раньше, до сих пор пользуются успехом у воспитателей.

Нельзя отбрасывать все то ранее созданное и ценное в области дидактики и методики, что оставили нам лучшие теоретики и педагоги-практики. Не в отрыве от прежнего, а на основе всего достигнутого, выдержавшего проверку временем, создается настоящее и будущее  педагогики, совершенствуется качество воспитательно-образовательного процесса. Важно, чтобы использование достижений многолетних научных поисков и новаторство педагогов органически сочетались и приносили бы на этой основе действительно ценные рекомендации  практике дошкольного воспитания.

Список литературы.

1. «А.В. Запорожец и его научная школа»// Дошкольное воспитание. 2001. №2

2. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.  

3. Венгер Л.А. «А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию»  // Вопросы психологии. 1985. №4.

4. Ганешин К. «К 100-летию со дня рождения Н.П. Саккулиной»// Дошкольное воспитание. 1999.№1.

5. Герасимова Н. «Беззаветно преданный науке» // Дошкольное воспитание. 2009. №3.

6. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

7.  Запорожец А.В.,  Комарова Т.С. «60 лет развития теории дошкольного воспитания» //  Дошкольное воспитание. 1977. №10.

8. Запорожец А.В. «Глубокие знания ребенка – необходимое условие его правильного воспитания» // Дошкольное воспитание. 2009. №3.

9. «Золотой фонд. А.П. Усова» // Дошкольное воспитание. 2009. №6.

10. Косминская В.Б. и др."Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" – М.: «Просвещение», 1977 г.

11. «К юбилею академика Поддьякова» // Дошкольное воспитание. 2000. №2

12. «Леонид Абрамович Венгер» (некролог) // Вопросы психологии. 1992 г. №5

13. «Памяти большого ученого»// Дошкольное воспитание, 1995. №5.

14. Поддьяков Н.Н. «Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания»// Вопросы психологии. 1982. №6.

15. Поздняк Л. «Д.В. Менджерицкая – исследователь игры детей дошкольного возраста»// Дошкольное воспитание. 1995. №12.


[1] Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.  320 с.

[2]  Запорожец А.В.,  Комарова Т.С. «60 лет развития теории дошкольного воспитания» //  Дошкольное воспитание. 1977. №10.

[3] Венгер Л.А. «А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию»  // Вопросы психологии. 1985. №4

[4] Герасимова Н. «Беззаветно преданный науке» // Дошкольное воспитание. 2009. №3.

[5] Запорожец А.В. «Глубокие знания ребенка – необходимое условие его правильного воспитания» // Дошкольное воспитание. 2009. №3.

[6] Венгер Л.А. «А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию»  // Вопросы психологии. 1985. №4

[7] Венгер Л.А. «А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию»  // Вопросы психологии. 1985. №4

[8] «А.В. Запорожец и его научная школа»// Дошкольное воспитание. 2001. №2

[9] Венгер Л.А. «А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию»  // Вопросы психологии. 1985. №4

[10] «А.В. Запорожец и его научная школа»// Дошкольное воспитание. 2001. №2

[11] Герасимова Н. «Беззаветно преданный науке» // Дошкольное воспитание. 2009. №3.

[12] «А.В. Запорожец и его научная школа»// Дошкольное воспитание. 2001. №2

[13] «Леонид Абрамович Венгер» (некролог) // Вопросы психологии. 1992 г. №5

[14] «Памяти большого ученого»// Дошкольное воспитание, 1995. №5

[15] «Леонид Абрамович Венгер» (некролог) // Вопросы психологии. 1992 г. №5

[16] «Памяти большого ученого»// Дошкольное воспитание, 1995. №5

[17] «К юбилею академика Поддьякова» // Дошкольное воспитание. 2000. №2

[18]  Поддьяков Н.Н. «Новый подход к развитию творчества дошкольников» // Вопросы психологии. 1990. №1

[19] «К юбилею академика Поддьякова» // Дошкольное воспитание. 2000. №2

[20]  Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

[21] Поддьяков Н.Н. «Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания»// Вопросы психологии. 1982. №6

[22] Ганешин К. «К 100-летию со дня рождения Н.П. Саккулиной»// Дошкольное воспитание. 1999.№1

[23] В. Б. Косминская и др."Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду"

М., «Просвещение», 1977 г.

[24] Поздняк Л. «Д.В. Менджерицкая – исследователь игры детей дошкольного возраста»// Дошкольное воспитание. 1995. №12.

[25] «Золотой фонд. А.П. Усова» // Дошкольное воспитание. 2009. №6

[26] Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития.

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением ...

Доклад на тему "«Принцип свободы в воспитании в истории зарубежной и русской педагогики»

Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества....

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

История педагогики об игре дошкольников

Статья для педагогичнского состава...

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...

статья история педагогики

МДОУ «Детский сад №97». Подготовила воспитатель Назарова С.Н.История педагогики от древности до современности Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тыся...