Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 лет

с использованием  музейной педагогики

 Тема: «В гостях у самовара»

Программные задачи:

- расширить представления детей о посуде;                                                   - учить   классифицировать посуду : чайная, столовая, кухонная                        - познакомить со свойствами     материала, из которого изготовлена посуда;      - учить образовывать  качественные прилагательные от существительных, обозначающих материал , взятый для изготовления посуды.                               -совершенствовать работу по грамматическому строю речи: упражнять в согласовании  существительных  с прилагательными в роде, числе, падеже; заканчивать предложения по смыслу;                                                                     - учить составлять узор по образцу;                                                                        - закрепить правила поведения в музее.

Материал к занятию: мини-музей на тему «Посуда»; коллекция старинной посуды, используемой на Кубани в прошлом веке (Самовар, чугунок, макитра, глиняные горшки, деревянные ложки и миски; посуда чайная-чашка, блюдце, сахарница, конфетница; посуда столовая-тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, хлебница, супница; кухонная посуда- кастрюля, сковородка, миска; посуда из  разного материала ( металлическая, стеклянная, глиняная, деревянная, фаянсовая) ;  силуэты кружек и чайника, вырезанные из бумаги; плоскостная фигура самовара- Ивана Ивановича, палочки Кюизенера. Жидкость, для проведения опыта по определению: какая посуда прозрачная.

Предварительная работа: чтение произведений Чуковского «Федорино горе», Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла», наблюдение за использованием посуды дома и в детском саду. Анализ ситуации (Почему посуда разбилась,  почему испачкалась, закоптилась, почему чайная чашка внутри покрывается коричневым налетом, почему на печку нельзя ставить стеклянную или деревянную посуду, почему стакан может лопнуть, если в него налить кипяток). Рассматривание картинок с изображением посуды разного вида; знакомство со свойствами глины, дерева, стекла; рисование посуды ,лепка посуды для медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя; загадки. Знакомство с правилами обращения с посудой, дежурство, правила поведения в общественных местах; посещение музея в детском саду, в изостудии.

 

 

Ход занятия

  1. Мотивационный момент

 

Воспитатель:        Ребята, сегодня наше занятие будет не в группе, а в  музее  посуды. Экскурсию по музею проведет экскурсовод, который здесь работает, а кто это отгадаете?

 

Загадка:    Он пыхтит как паровоз  

Важно к верху держит нос,

Пошумит, остепениться-

Пригласит воды напиться!

                                    (Самовар)

  1. Экскурсия-беседа с детьми об экспонатах музея.

 

Самовар  Иван Иванович: Здравствуйте, ребята, вы правильно отгадали загадку. Я  великий самовар - Иван Иванович. В нашем музее живет   разная посуда- мои братья и сестры,  имена у них у  всех тоже  разные. На этой полочке   стоят чашка, блюдце,  сахарница, конфетница.                

 -Для чего нужна эта посуда?

Дети:    Для того, чтобы пить чай!

Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: Как она называется?

Дети: Чайная!

Самовар                                                                                                                          Иван Иванович:А здесь расположились - тарелка для первого блюда, тарелка                для  второго блюда, хлебница, супница. Для чего предназначена  эта посуда? Как она называется? (столовая)

 А на печке примостились  кастрюля , сковородка, миска.  Для чего нужна эта посуда? ( чтобы в ней готовят?)

-Как она называется? (кухонная)

3. Обследование посуды. Опытно-экспериментальная деятельность по выявлению свойств посуды.

Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще множество

 красивой посуды. Эта посуда сделана из разного материала:   из глины, стекла, металла и пластмассы. (Иван Иванович  предлагает детям взять по одному предмету посуды в руки,  определить ее качества : вес ( тяжелая или легкая), поверхность ( гладкая или шероховатая),  материал ( глинянная, металлическая, деревянная, стеклянная).

Игровое упражнение  «Расскажи о своей посуде»

Детям предлагается взять один из предметов посуды и описать его качества:

-У меня стеклянный стакан, он тяжелый, гладкий,прозрачный

-А у меня пластиковая тарелка - она легкая, гладкая.

-У меня деревянная ложка - она легкая, шероховатая.

-У меня кувшин из глины - он тяжелый и шероховатый.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоит разная посуда с разными   предметами.                                                                                                           - Виден ли предмет в стеклянной посуде(виден), а в железной ? (нет)                -Можете в пластиковой(нет), а в глиняной(нет)?                                           - А почему в стеклянной посуде виден предмет?                                       (потому что это посуда прозрачная, а другая посуда не прозрачная).                 -Правильно, поэтому если в стеклянную посуду налить компот,  то сразу можно увидеть, какой компот- малиновый, грушевый  или апельсиновый.

  Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: Ребята, вы все хорошо знаете, что за посудой надо ухаживать, мыть ее и чистить; посуда, как и человек, любит  купаться. Она  дружит     с губкой и моющими средствами.    И тогда она будет блестящая и красивая.   Вспомните   сказку  Чуковского «Федорино горе». Почему посуда убежала от Федоры?

Дети:   Потому, что Федора её била и не мыла!

  Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: Какие предметы посуды живут в этой сказке?

Дети: Чашки, стаканы, блюдца...       

Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: У какого героя из сказки «Ложка  не простая точеная, ручка золоченая»?

Дети: «Жихарка»    

Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: В каких произведениях еще живет посуда? ( «Муха-Цокотуха», «Три медведя», «Горшочек каши».

4.Динамическая пауза с мячом

Если тарелка из  глины, то (какая?) она....(глиняная)

Если кастрюля из металла, то (какая?) она....(металлическая)

Если стакан из стекла, то (какой?) он.....(стеклянный)

Если ведро из пластмассы, то (какое?) она....(пластмассовое)

Если ложка из дерева, то (какая?) она..... (деревянная)     

  Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: А еще в нашем музее есть  полочка с очень интересной  посудой(рассматривают: глиняный кувшин, миска, глечик).  Когда-то, давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, такой красивой посуды тоже не было. А люди  пользовались вот такой глиняной посудой ,которая очень  часто билась, кололась от пользования, и взамен ее пришла  современная удобная, легкая, прочная, красивая, хорошо моющая посуда. 

5. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Соль кладут в салат, а сахар...?(в чай)

В стакане кефир, а в чашке...?(компот)

В кастрюле суп, а в сковороде...? (мясо)

В сковороде яичница, а в салатнице...? (салат)

В хлебнице хлеб, а в вазочке...?(конфеты)

В солонке соль, а в сахарнице...? (сахар)   

6.Игра  «Составь узор на чайном сервизе» с   использованием палочек Кюизенера

Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: Ребята, посмотрите, сколько у нас в музее посуды,  вся она  разного цвета и с разными рисунками. Если посуда имеет один цвет и один и тот же рисунок, то это- сервиз (или набор) как одна семья.

 На ковре расположено плоскостное изображение  чайника, на нем из  палочек выложен рисунок .                                                                Рассмотрите и скажите:                                                                                         - Какого цвета лепестки у цветка с правой стороны? (голубые)                       -А  с левой ?( розовые).                                                                         Обратите внимание на то, сколько лепестков у каждого цветка. Выложите на кружках такой же узор , как на чайнике. Отберите палочки. Внимательно следите, чтобы на вашем узоре было такое же число палочек, как и на образце  и подберите нужный цвет. (Дети на плоскостных чашках выкладывают такие же рисунки, как и на чайнике)

Самовар                                                                                                                          Иван Иванович: Какие вы молодцы, ребята, много интересного знаете о

 посуде! А какой красивый сделали сервиз!

7. Итог занятия.

Самовар                                                                                                        Иван Иванович: - Где мы были сегодня на экскурсии? ( В музее посуды).

- Из каких материалов представлена посуда в нашем музее? ( из стекла, глины, дерева ,металла,).

-Какая старинная посуда здесь находится? ( Чугун, глечик, глиняные кувшины, деревянные ложки)

-  Мне очень   понравилось в вашем музее, и я решил здесь остаться.

 

                                                

 

                                          

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»

Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие  просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...

Использование технологии «Музейная педагогика» в этнокультурном воспитании дошкольников в МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска .http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20946

Всем известно, что на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В нашем саду также создано так называемое ...