Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками
методическая разработка на тему

Бондаренко Татьяна Николаевна

 

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.

 Во-первых,  положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейная педагогика.

 Во-вторых, музейная технология – это одни из методов  проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.   Так в программе «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, какие как, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов,  включены в программные задачи и для детей младшего возраста

 Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

Познание - то сложное образование,  в котором можно выделить компоненты  неразрывно взаимосвязанные между собой.

Первый компонент включает в себя информацию,  состоящую из отдельных сведений  фактов  событий нашего мира и мыслительные процессы  необходимые для получения и переработки информации.

Собственно информация (сведения  факты  события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель,  как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство,  с помощью которого надо развить у ребенка необходимые для познавательного развития процессы,  навыки,  умения,  способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Особенность детей дошкольного возраста состоит в том, что  они всегда готовы познавать то,  к чему хорошо относятся,  и не хотят даже слышать о то,  к чему относятся плохо  отрицательно.

На этой особенности детей и основывается технология музейная педагогика. Мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям,  которые хотим им передать,  атмосферу общей привлекательности  являющейся фундаментом  на который легко накладываются знания.

 Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

 Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики мы обосновали мини-музей тематического содержания.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Во –первых, «мини «напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть  группового помещения, холла, раздевалки, коридора, изостудии, спортивного зала. Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей  и открыт для них постоянно. В-третьих мини-музей  не отвечает многим строгим требованиям, которые  предъявляются к настоящим музеям.  Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,  рассматривать, даже взять домой на время. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в необходимо учитывать следующие принципы.

 Наглядность.

 Доступность.

 Динамичность.

 Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

 Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

 Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

 Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

-Изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи, аппликации, схемы, модели.

выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.

 Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».

На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музеев. Разработали тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев:

Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Второй этап, практический — «Создание мини-музеев».

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

  Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей,  инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта.

Тематика созданных в нашем дошкольном учреждении мини – музеев различна  и не ограничивается только познавательно-речевым направлением. Дети могут побывать не только в мини музеях  «Птицы», «Ткани», «Хлеб», «Воздух», «Яйцо», «Посуда», «Время» , но и в мини – музее «Куклы», расположенного в изостудии, и в мини- музее «Мяча» в тренажерном зале, в мини музее «Музыкальные инструменты», размещенного в музыкальном зале, «Кубанская горница» на тематической веранде.

  Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма –раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.

 Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты,  обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным  столиком.

   Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями.  Залы и студии дополнительного образования также  идеально подходят для  мини-музеев.   Но чтобы привлечь внимание  детей и не сливался с общим фоном, необходимо  педагогу проявить искусство дизайнера.

     Внимание детей дошкольного возраста  еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени  их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

         Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление об их разнообразии.  В мини – музее может быть представлена какая- нибудь коллекция, но все же его основная задача  - показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

-размещение материала на настенных полочках;

-использование ширм.

-использование стендов;

-использование мобиле;

-размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

2.         Планирование экспозиций происходит с использованием метода системного подхода. Этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описал А. М. Страунинг в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». Системный подход или использование системного оператора, несмотря на сложную терминологию, вполне доступен для понимания и применения дошкольниками и заключается в следующем. Рассматриваемый нами объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3x3). Этот объект мы называем «Система» (1).

•   Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. (Дерево в лесу, конструктор на волке, платье в шкафу и т. д.) Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).

•   Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т. д., в хлебе — корочка, мякиш; в машине — мотор, кабина, кузов, руль, колеса и т. д.) Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3).

Таким образом, мы рассмотрели центральный столбец(1, 2, 3) нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые сведения об интересующем нас объекте. Далее

проанализируем центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

•   Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была елочка до того, как стала елочкой? («Прошлое системы».)

•   Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? («Будущее системы».)

Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили о нем разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

•   Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то над-системой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 — надсистема системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассмотреть с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.

•   Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.

•   Точно так же рассматривается система в будущем — ее надсистема и подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем? Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

• Антисистема — условно говоря, враги нашего объекта.

• Сосистема — друзья объекта.

•Нейтральная система — то, что никак не реагирует на наш объект, равно как и объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф. Более философски звучит утверждение: «Солнцу — как космическому объекту — все равно, есть жизнь на Земле, или же она безжизненна» .

М. С. Гафитулин (г. Жуковский) так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то — для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то — часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Все нейтральное у Что-то

Делает свое чего-то.

Что-то ты теперь возьми

На экранах рассмотри.

В нашем случае последняя строка может звучать так: «И в музее рассмотри».

        Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музеев изготовили паспорта мини-музеев по темам экспозиций. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсии, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность. Занятия основываются либо на каком –либо разделе или же являются фронтальными и тогда задействовано все развивающее пространство музей.  

Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

      Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток  пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.

В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть. Тема – мини –музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими. Дидактические игры  или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Есть универсальные игры, которые можно использовать при работе в любом музее. Можно лишь изменять содержание заданий в зависимости от тематики («Кольца Луллия», «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Ящик ощущений»).

Привлечение родителей

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:

-партнерство родителей и педагогов;

-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

За несколько лет работы по данному направлению педагогами нашей творческой группы совместно с воспитанниками и их родителями были организованы разнообразные конкурсы («Покормите птиц зимой», «Кулинарная симфония», «Дары осени», «Кто такие казаки» и другие), которые нашли отражение в экспозициях наших мини-музеев.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Презентации проходят в определённое время, поэтому желающие могут ознакомиться с экспозициями. Создаём мультимедийные презентации для использования в виртуальном мини — музее, для тех, кто не смог посетить действующую экспозицию.

Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. Вместе с ребятами были разработаны знаки поведения в мини-музеях: Поиграй! Попроси взрослого почитать. Эти экспонаты можно нюхать. Эти экспонаты можно только рассматривать. Эти экспонаты можно потрогать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Список литературы:

  • Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
  • Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  
  • Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.
  • Митрофанова  О.Н. «Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи», журнал «Справочник старшего воспитателя» № 2 – 2011г., с.62 – 69.
  • Рыжова Н.А.  Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...

Использование технологии «Музейная педагогика» в этнокультурном воспитании дошкольников в МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска .http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20946

Всем известно, что на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В нашем саду также создано так называемое ...

Использование технологии «Адвент – календарь» в работе со старшими дошкольниками

Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми являетс...