Главные вкладки

    Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
    статья (подготовительная группа) на тему

    Баранова Нина Анатольевна

    Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

     Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это, прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. И об этом никогда нельзя забывать.

    За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика.

            Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

    В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть в гости» к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни и танцы...

    Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.

             Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

             Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов. На первом этапе мы знакомим детей с понятиями как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организуем виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей оформляем консультации, папки – передвижки.

    На втором этапе детям предъявляем готовый мини- музей, организуем  экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего. Для родителей также организуем экскурсии по существующим мини – музеям, оформляем наглядную  информацию, способствующей повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.

    На третьем этапе детей и их семьи включаем в процесс создания  тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.

             Накануне празднования 70-ой годовщины ВОВ, мы решили посетить клуб воинской славы «Поиск». Затаив дыхание, взрослые и дети слушали экскурсовода Костюк Марину Ивановну и  рассматривали экспонаты необычного музея. Мы узнали, что идея создания клуба «Поиск»  возникла у старооскольца Эдуарда Григорьева 46 лет назад, когда он  вёл поиски могилы своего отца, погибшего в Великую Отечественную войну. Старооскольский "Поиск" стал первым объединением в Советском Союзе, которое вело поиск братских могил и занималось захоронением павших воинов. За годы существования «Поиска» в музее клуба собрано великое множество артефактов.

             Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

    Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому мы создаем свои собственные музеи, пусть и маленькие.

             Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя,

    детей и их семей.

             Тематика мини-музеев самая разнообразная.

    К празднованию 70-летия Победы были организованы мини-музей «Великий подвиг великого народа». Основными элементами мини – музея стали макеты «Скорбящая мать»,  альбомы «Ордена ВОВ», «Памятные места родного города», «Старый Оскол во время войны» и многое другое.

             «Генеалогическое древо моей семьи».

    Родители творчески подошли к просьбе о создании семейного древа, а дети с удовольствием рассказывали о своих родственниках.

              Мини-музей «Государственная, городская и областная символика» мы использовали в НОД. В НОД «История флага» дети узнали об истории государственного флага, о его значении в современной жизни. Мини – музей государственной символики позволяет нам воспитывать у детей любовь к своей стране, своему краю. В мини – музее, с атрибутами находящимися в нем можно проводить дидактические, подвижные игры. Например, подвижная игра «К своему флажку беги», дидактические игры:  «Собери Российский флаг», «Сложи герб, флаг», «Найди свой флаг». Символика также используется в командных подвижных играх, эстафетах, соревнованиях

             К созданию альбома «Победа деда - моя победа» дети принесли фотографии

    своих прадедов и прабабушек, воевавших во время ВОВ. Каждый с гордостью и трепетом рассказал о своем близком.

              В 2015 году была организованна экскурсия к «Аллее славы»  Героев Советского Союза. Дети возложили цветы к подножию каждого героя, рассказывали стихи, почтили память минутой молчания.

              Мини – музей «Золотые руки мастеров» - знакомит детей  с историей, культурой нашей страны, с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами.

              Выставка «Подарки ветерану».

    Каждая работа стала частицей сердца каждого ребёнка и его семьи, выполненная с любовью.

              Мини - музей способствует решению следующих задач:

    •        Реализация направления «Музейная педагогика».

    •        Обогащение предметно – развивающей среды в группе

    •        Обогащение образовательного пространства новыми формами.

    •        Формирование у дошкольников представлений о музее.

    •        Расширение кругозора дошкольников.

    •        Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

    •        Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

    •        Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

    •        Развитие творческого и логического мышления, воображения.

             Мини-музеи позволили нам сделать понятие музей привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используем для проведения НОД, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

              Таким образом, музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного богатства своего народа, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством, у дошкольников формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого. Среда музея рассматривается нами как «встреча» образов истории, культуры, взрослых людей – носителей ценностей и смыслов настоящего и ребенка – носителя ценностей и смыслов будущего, корни которого находятся в истории и культуре прошлого. А также в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музей с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации выставок в группе. А мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

    Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

    Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

    Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

    «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики».

    Уважение к культурному наследию народа  - это о проявления внутренней культуры человека. Ценности отражаются на духовно-национальных началах, патриотических идеях, берущих началь в народной...

    Использование технологий имитированного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

    Актуальность В условиях, когда увеличивается число регионов экологическогонеблагополучия, проблема воспитания экологической культуры уподрастающего поколения, да и всего населения, становится осо...

    Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Мы все прекрасно знаем, что в современном  мире с каждым годом растет количество людей попавших под влияние виртуальной реальности. Что стирается грань между вымышленным и фактическим,  сгла...

    Доклад: "Использование средств физической культуры в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста".

    В докладе освещены вопросы по использованию средств физической культуры для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Приведены практические примеры и опыт работы детского сада....

    «Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» 2020

    Мы часто сталкиваемся с тем, что наши дети слабо владеют знаниями о своей малой родине, стране, особенностях народных традиций. Часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Гла...