Нравственное воспитание через фольклор
консультация на тему

Парфенова Елена Анатольевна

Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_detey_cherez_folklor.docx103.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей через фольклорC:\Users\Администратор\Desktop\y0Ia8tBzSZ8.jpg

             Фольклор, как и искусство, по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных, т.к. способствует формированию нравственных качеств, всей личности ребенка, развитию его интеллектуальных и творческих способностей.

              Важной стороной фольклора, влияющей на нравственное воспитание, является утверждение  разнообразными средствами и методами моральных принципов и патриотических качеств.

              Воздействуя на развитие патриотизма, эмоционально-чувственную основу ребенка, произведение фольклора дают примеры, достойные подрезания, внушают любовь родному слову, к земле, чувство собственного достоинства, формирует самосознание.

      Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Фольклор, в силу своей образности, яркости, звучности способствует реализации задач нравственного воспитания. 

       Сила народного искусства в нравственном воспитании детей огромна. Известный народный композитор Д. Б. Кабалевский так говорил  о его значении для детей: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно  уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки нравственности, морали и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет  дальнейшее развитие духовного мира детей».

       Огромное значение народному искусству в деле патриотического воспитания подрастающего поколения придавали советские педагоги Н. К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.  Все они в своих речах, статьях, практической работе с детьми раннего возраста обращали внимания на широкое применение произведений народного искусства в патриотическом воспитании детей.

        Вопросы использования народного творчества в воспитательно -  образовательной работе с дошкольниками изучались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной,  А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной, Н.П. Карпинской, Е. И. Радиной, Е. И. Водовозовой и др.   Они рассматривали народное творчество,  как средство, которое закрепляет духовную связь с народом, представителем которого   является ребенок, создаваемый  общность мировоззрения.

        Искусство заставляет ребенка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.C:\Users\Администратор\Desktop\i (3).jpg

        В патриотическом воспитании особое место занимает использование худшего слова, которое приводит к тому,  что у ребенка происходят большие изменения в нравственно – эмоциональной сфере, способствует появлению живого отклика на различные события жизни.  

                Каждое произведение народного творчества, будь то сказка или предмет декоративно – прикладного искусства,  вбирает в себя специфические черты данного народа.

В педагогике  ставился вопрос о  доступности различных жанров народного творчества пониманию дошкольника.  В исследованиях психологов Л.С. Выготский,  А.В. Запорожец, Б.М.Теплов и др. и педагогов А.П.Усова, Р.И. Жуковская, М.М. Конина и др. доказана  способность детей старшего дошкольного возраста понимать идейный смысл произведений  фольклора, мотивы поступков героев, активно переживать изображаемым обстоятельствам, в результате чего создаются, как отмечал Б.М. Теплов, «Определенные  оценки имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваемые».

        Многие выдающиеся педагоги рассматривали родное слово как самый верный путь к воспитанию патриотических чувств детей.

       Народное творчество давно привлекало внимание исследователей разных времен.     Обращался к фольклору и А. С. Пушкин. В основе его знаменитых сказок лежат народные сюжеты и народные поэтические образы.

     Подбор сказок в соответствии с целями воспитания  и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания, преломление образов послушанной сказки в творчестве деятельности дошкольника,   по мнению      А. В. Запорожца, оказывают глубокое влияние на развитие, как отдельных психологических процессов, так детской личности в целом.

         Восприятию народной сказки детьми дошкольного возраста посвящены работы Н.С. Карпинской. Она на основе анализа народных сказок и восприятия их детьми показывает, что хорошие поступки награждаются, а плохие наказываются.

     Сказка – это большой нравственный урок, вызывающий жалость,  сострадание,  это источник мудрости жизненного опыта  многих поколений. Нравственные и психологические законы народ облекают в форму сказки, являясь кротчайшим путем к созданию эмоций у ребенка.

          Н. К. Карпинская  делает  выводы,  что  русская  народная  сказка  представляет  собой  жанр,  являющийся  важным  средством  патриотического  воспитания  дошкольников. «Силой  своего  искусства,  радостного,  жизнеутверждающего,  сказка  вызывает  глубокие  нравственные  переживания,  обострение  эмоций».  C:\Users\Администратор\Desktop\i (1).jpg

Так же средством воспитания дошкольников является  пословицы и поговорки, которые отражают отношение к родному городу, к Родине. Их язык прост и понятен детям.

        Загадка является полезным упражнением для ума: в поиске ответа дошкольника учится сравнивать, сопоставлять, обобщать, выявлять общественную значимость явлений. Загадки требуют определительных усилий, умственной деятельности ребенка, большой наблюдательности, умение представлять себе тот предмет, к которому надо приложить указанные признаки.

       Таким образом, устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, частушки, колыбельные песни – это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры как национальной, так и мирный показатель способностей и таланта народа.

         Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком,  но и осваивает его красоту,  лаконичность, приобщается к культуре своего народ, получает новые представления о ней.

          Решая задачу формируя у детей патриотических чувств, мы должны помнить, что народное искусство, с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благоприятную почву.

          Ребенку доступна народная музыка и понятно народное творчество, которые способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.

          Мир фольклора – это мир, в котором человек гармонично живет с природой, где он зависим и одновременно всесилен,  где он проситель и повелитель, это мир, помогает ребенку войти  в атмосферу различных образов.

           Исходя из этого, можно предположить, что в дошкольном учреждении народное искусство должно рассматриваться комплектно,  в тесной связи всех  видов  фольклора, включаться как в процесс обучения, так и самостоятельную деятельность,  художественное творчество детей дошкольного возраста  и является средством патриотического воспитания ребенка.

          Важной задачей является развитие нравственной личности, знающей свою культуру, этику, имеющей в своих интеллектуальных началах нравственных воззрения наших предков.

          Именно фольклор позволяет формировать нравственные отношения к действительности,   развивать гамму патриотических чувств детей.

          Интерес к фольклору – одно из появлений интереса к жизни народа в разные времена,  к его думам, надеждам, личностям, к его языку и поэзии.

Воспитание патриотических чувств необходимо осуществлять, создавая педагогические условия в дошкольном учреждении и учитывая особенности народного искусства, оно может стать средством для формирования и развития детей.

Мастерство педагога заключается в том чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, уже с раннего дошкольного возраста развивать умение  понимать и ценить богатство, красоту вековых народных традиций, обычаев, родного языка. Тогда личность ребенка будет духовной  богатой,  гармоничной.C:\Users\Администратор\Desktop\i (2).jpg

                 Ценность народного искусства в воспитании детей имеет терапевтический характер. Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует чувству удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для воспитания детей.

Таким образом, фольклор является неисчерпанным источником в развитии патриотических чувств. Фольклор – достоинство и ум народа, напоминавший глубоким смыслом и содержанием всю ее размеренную жизнь, текущую по обычаям и образам, связанную с его трудом, природой и почитанием  отцов и дедов. Сегодня все это очень важно передать в душу наших детей.