Народное творчество в развитии младших дошкольников
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Данный  материал представлен из опыта работы по использованию русского народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста. Консультация рекомендована воспитателям и родителям при общении с детьми для облегчения адаптации в детском саду, для ознакомления детей с русскими народными сказками и малыми фольклорными формами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народное творчество в развитии младших дошкольников

(консультация для воспитателей и родителей)

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, песенки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатели младших групп должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки.

Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальчиками. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку - воспитателю.

С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

Пение народных песенок, чтение потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Одну и ту же потешку можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы, использовать пальчиковый театр, шапочки разных персонажей. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее.

Используя художественное слово на занятиях, можно добиться лучших результатов, особенно в области развития творческих способностей детей.

Ознакомление с потешками, как говорилось, начитается на первом - втором году жизни. На третьем году жизни вводятся новые потешки, но и старые повторяются. К этому времени малыш начинает видеть не только различные черты у животных, но и общие: две передние лапки, две задние, у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело, покрытое шерстью. Эти знания проходят по аналогии со знаниями о человеке. Их не вводят в занятие специально, ребенок постигает это самостоятельно, что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Вот почему так необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики.

Подбор фольклорных текстов может быть следующим:

  • отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека:

«Еду-еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Вот и люди спят», «Жили у бабуси два веселых гуся» и др.

  • знакомящие с домашними животными, имитирующими действия человека и виды его деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая):

«Петушок и его семья», «Пошел котик на Торжок», «Сорока-белобока», «Коза-хлопота» и др.

  • знакомящие с дикими животными, имитирующими действия человека:

«Лиса по лесу ходила», «Мишка косолапый», «Сидит белка на тележке» и др.

  • олицетворяющие природу:

«Дождик-дождик пуще», «Радуга-дуга», «Солнышко-колоколнышко» и др.

  • олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»:

«Курочка-рябушечка, куда пошла», «Котя-котенька-коток», «Ай баю-баю-баю», «Чики-чики-чикалочки» и др.

  • потешки-небылицы:

«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Тень-тень-потень, выше города плетень».

  • раскрывающие нравственно-этические категории:

«Тили-бом! Тили-бом!...», «Кисонька - мурысенька», «Пальчик-мальчик», «Наша хозяюшка сметлива была» и др.

  • имеющие прямое обращение к ребенку по имени:

«Кто у нас хороший», «Как пошли наши подружки», «Пошел котик во лесок» и др.

  • имитирующие музыкальные звуки (инструменты), хороводные игры:

«Каравай», «Заинька, войди в сад», «На зеленом на лугу, их! Вох!» и др.

Этот перечень охватывает все стороны человеческого бытия, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, и в первую очередь общения со взрослым.

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь им в этом.

Есть в детской литературе замечательный жанр, как будто специально созданный для развития детского мышления, внимания, наблюдательности. Это загадки. К сожалению, большинство «классических» загадок рассчитано на школьников и старших дошкольников. Для трехлетних детей они слишком сложны. Для них нужны загадки, в которых бы прямо назывались свойства загаданного объекта.

Загадки позволяют легко и непринужденно перейти к обсуждению свойств окружающих нас вещей. Не следует читать ребенку много загадок подряд. Не нужно торопиться сообщить ему отгадку, если он сам сразу не угадал. Сначала попробуйте подсказать. Когда загадка отгадана, задайте несколько вопросов об этом предмете, выделяя другие характерные черты и особенности.

Среди богатств народного эпоса сказки являют собой особую фольклорную форму. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности.

Комическое содержание сказок о животных просто веселит, но взрослый должен уметь раскрыть его. Ребенка может огорчить пустяк, но столь же легко и утешить. Чувства, вызываемые сказкой, столь же яркие и неустойчивы, как и эмоции у маленького ребенка. В сказке прослеживается резкое разграничение света и тени положительного и отрицательного. У ребенка никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам: петух - герой, лиса - коварная, волк - жадный, медведь - глупый. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Сказки с повторами содействуют пониманию и запоминанию. Достоинством сказок для маленьких можно считать и насыщенность диалогической речью, что особенно полезно для детей третьего и четвертого года жизни, когда они овладевают грамматическими формами родного языка. Часто проза перемежается с небольшими песенками, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие.

Изучая данную тему и постепенно включая в свою педагогическую деятельность элементы фольклора, со временем я накопила определенный опыт работы. Используя в повседневной жизни и общении с детьми произведения фольклора, приобщала и знакомила детей с народным творчеством, решая тем самым важную и благородную задачу. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и в большей степени организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, колядок и пр.

Такое взаимодействие с малышами позволяет установить эмоциональный контакт, вызвать у детей положительные эмоции, приобщить ребенка к национальным традициям и сформировать интерес к культурному наследию своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в воспитании младших дошкольников

Представлен план работы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчестом....

Устное народное творчество в развитии младших дошкольников

Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естество...

Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника.

Статья о влиянии изучения народного фольклора на развитие речи у дошкольников, а так же воспитание нравственности и духовности при изучении народного творчества....

Современный взгляд на использование устного народного творчества в развитии речи дошкольника.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на ра...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...