«Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
проект (подготовительная группа) на тему

Деменьшина Светлана Николаевна

«Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

 

Цель: создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во  взаимодействии с семьёй.

Задачи:

-развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

-вовлекать родителей в работу по расширению представлений детей о физических свойствах окружающего мира;

-обогатить развивающую среду;

-развивать и совершенствовать познавательный интерес семьи в процессе  экспериментирования, установления причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Актуальность:

укрепление детско-родительских отношений в процессе экспериментально-поисковой деятельности, т.к. экспериментальная работа в ДОУ доказала, что формирование личности ребёнка в семье - это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на мам и пап.

Участники проекта:

Воспитанники группы «Почемучки» (6-7 лет), родители, воспитатели.

Длительность проекта:

Долгосрочный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskiy_proekt.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Цель: создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во  взаимодействии с семьёй.

Задачи:

-развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

-вовлекать родителей в работу по расширению представлений детей о физических свойствах окружающего мира;

-обогатить развивающую среду;

-развивать и совершенствовать познавательный интерес семьи в процессе  экспериментирования, установления причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Актуальность:

укрепление детско-родительских отношений в процессе экспериментально-поисковой деятельности, т.к. экспериментальная работа в ДОУ доказала, что формирование личности ребёнка в семье - это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на мам и пап.

Участники проекта:

Воспитанники группы «Почемучки» (6-7 лет), родители, воспитатели.

Длительность проекта:

Долгосрочный

Предварительная работа с родителями:

-проведение бесед;

-консультации по темам « Учите видеть и наблюдать», « Как научить детей любить и беречь природу», «Мир, в котором мы живём», « Загадки природы»;

-экскурсия в кабинет экологии;

-ознакомление с уголком экспериментальной деятельности в группе.

Предварительная работа с детьми:

-ознакомление с физическими свойствами объектов природы через НОД;

-чтение тематических стихов, сказок («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Пузырь, Соломинка и Лапоть» русская народная сказка и т.д.);

-экскурсия в кабинет экологии;

-викторина «Калейдоскоп загадок» по темам «Ходит капелька по кругу», «Воздух-невидимка», «Матушка- земля»;

-рисование и лепка по темам « Пруд для лягушат», « Королевство мыльных пузырей», « Кто живёт в подземном царстве»;

-рассматривание картин и иллюстраций по темам.

 

Перспективный план работы над проектом.

 

Месяц

Название мероприятий

Октябрь

Родительское собрание по теме:

Создание семейного клуба «Рука в руке»

Ноябрь

1-ое заседание « Воздух-невидимка»

Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе. 

(Приложение 1)

2-ое заседание «Волшебница – вода»

Выставка рисунков «Путешествие капельки».

3-е заседание «Чудесное электричество».

Декабрь

Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

Ноябрь  3-е заседание 

 « Чудесное электричество».

( Образовательные области « Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»)

Образовательные задачи:

-формировать  знания  детей об электричестве,

-расширить представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,

-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

-вызывать радость открытий, полученных из опытов,

-воспитывать умение работать в микроколлективе.

Материал:

-игрушка с батарейкой,

-пластмассовые палочки по количеству семей,

-кусочки шерстяной ткани, шелка,

-дидактическая игра "Собери предмет",

-карточки "Правила пользования электроприборами",

-цветные шары,

-пластмассовая расческа.                                                

 Ход совместной деятельности:

Звучит аудиозапись.

Входит Золушка.

-Вот и уехали сестрицы на бал, осталась Золушка одна.

Не справиться мне с этой  тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит моих всех стараний!

Мне так не хватает машины стиральной.

Руками приходится дом убирать,

Но где пылесос, чтобы мне помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присяду недолго – ну как всё успеть?

На бал бы в  окошко хоть мне посмотреть!

Однако за дело, сил не жалея,

Надежда вся  только на добрую Фею.

(Золушка садится и плачет).

Ведущий:

-Бедная Золушка, может,  мы  ей поможем?  А я вам подскажу, как это можно сделать.

Золушка:

-Ой, кто здесь?

Ведущий:

-Мы из детского сада « Улыбка».

Золушка:

-Как же вы мне поможете?

Ведущий:

-Повсюду нас окружают электроприборы. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

(Ответы детей , если дети затрудняются, родители помогают).

Ведущий:

-А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

(Ответы детей).

Ведущий:

-Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А  подробнее об электричестве вы узнаете , когда пойдете учиться в школу.

Ведущий:

-Сейчас от каждой семьи  Золушка получит  подарок, а какой – вы и она  узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.

Дидактическая игра "Собери картинку".

Дети с помощью родителей  выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Ведущий:

-Посмотри, Золушка, какие у нас люди добрые, отзывчивые, старательные. Они всегда готовы помочь в беде.

Золушка:

-Какие молодцы! Только с приборами этими я незнакома, как они  работают не знаю.

Ведущий:

-Не волнуйся, дорогая Золушка. Сейчас мы всё расскажем.

 Рассказы детей и родителей.

Ведущий:

-Теперь у тебя, Золушка, есть много приборов-помощников, которые мы с удовольствием тебе подарим. (Отдать конверты Золушке).

Золушка:

-Вот спасибо! Побегу одеваться.

Ведущий:

-Постой,  ими нужно правильно пользоваться! Наши ребята знают эти правила и научат тебя. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему? 

  Ответы детей.

Ведущий:

-Сейчас мы пойдем в наш "Уголок безопасности", и вы расскажете Золушке об этом. (В уголке безопасности карточки   «Правила пользования электроприборами»).

Ведущий:

-Золушка, теперь ты все знаешь об электроприборах, которые помогут тебе выполнить домашнюю работу и поехать на бал.

Золушка:

-Как я вам благодарна , пойду собираться!

Золушка  уходит.

Ведущий:

-А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра "Ток бежит по проводам" (совместно с родителями).

Ход игры:

Дети и родители, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

После игры все встают в кружок.

Ведущий:

-А ещё  есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то  с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.

Надо закрыть глаза и сосчитать до 10 . Вот мы и в волшебной стране.

Опыты.

1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Ведущий  предлагает  повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).

Ведущий:

-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения).

    Давайте эти  шарики превратим в волшебные, а родители  будут вашими помощниками.

 Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.

   Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество,  и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

 Вопрос к родителям: А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся).

-Что тогда происходит с волосами? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).

Вывод:  в волосах тоже живет электричество.

2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.

Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Лежат спокойно).

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? (Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись).

- Как палочки стали электрическими?( Их натерли кусочком шарфика). Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

3.- Что я держу в руках?( Руль)

- Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). -Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку . Игрушка заработала. Почему?

-Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.

-Какие у вас дома есть игрушки на батарейках?

-Какие предметы работают на батарейках? (ответы детей).

Ведущий:

-Какие мы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной. На память об этой стране возьмите шарики.

-Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять – возвратились мы назад

Посмотрите, а вот и Золушка. Какая она стала нарядная, красивая!

Золушка:

-Ах, ребята, бал просто чудо! Я так счастлива и всё благодаря вам. Приглашаю вас на танец!

Звучит песня "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". Все вместе  танцуют.

Приложение 1

Сказка  про мыльный пузырь

Жил-был мыльный пузырь. Он был очень большим и красивым. Он был и      красненьким, и синеньким, и зелененьким, он был самым лучшим. Он был таким красивым, что ничего не хотел делать, а только ходил и хвастался.

Когда он садился за стол, то говорил:

– Смотрите, какой я красивый пузырь! Я и синенький, я и красненький, я и зелененький, я самый лучший! Не буду я кушать сам, кормите меня из ложечки.

– Ай-ай-ай, – говорили ему, – такой большой, а кушать сам не хочет!

Пузырь слышал это и обижался и изо всех сил надувал свои щеки. От этого он становился еще больше.

Когда он раскидывал по полу игрушки, открытки и календарики, то говорил:

– Не буду я ничего собирать, не хочу! Я такой красивый пузырь, я самый лучший! Сами соберете.

И он еще сильнее надувал щеки и становился еще больше.

А когда наступала ночь и все пузырьки, и большие и маленькие, ложились спать, красивый пузырь начинал капризничать, махать ручками и топать ножками. Он кричал:

– Не хочу ложиться спать! Я и синенький, я и красненький, я и зелененький, я самый большой и красивый!

Он так капризничал, прыгал и надувался, что однажды сказал:

Бу-бух!

И лопнул. Даже мокрого места от него не осталось. Нет, посмотрите, осталось. Осталось мокрое место и на мокром месте маленький-премаленький пузырек.

– Пи-пи-пи, – пропищал маленький пузырек, – я такой маленький и некрасивый.

Я такой плохой! Теперь никто не будет со мной дружить!

– А ты умеешь сам кушать ложечкой? – спросили другие пузырьки.

– Умею, – сказал маленький пузырек.

– А ты будешь собирать игрушки, открытки и календарики, которые разбросаешь по полу?

– Буду, – ответил маленький пузырек.

– А капризничать, плакать и кричать?

– Не буду, – ответил маленький пузырек.

– Тогда ты самый хороший, – сказали ему другие пузырьки, – и мы все будем с тобой дружить.

Приложение 2

Сказка  про звездочку Таню

Жили-были на небе звезды. И было их много-много. Днем они спали, а ночью загорались на небе и светили,чтоб было светло и красиво .Все звезды были разные, были среди них белые, красные, желтые, зеленые и переливались они как радуга. Наша сказка про такую вот крохотную звездочку.                                                                                                                                                                                                    

Все звезды мечтают, чтоб их как - нибудь назвали .Все равно кто ученый, люди или даже дети. У самых больших звезд даже несколько имен, которые им давали в разные времена. А у нашей маленькой звездочки не было ни одного и было ей от этого грустно. Но звездочка не теряла надежду. Каждую ночь она всходила на небе и светила изо всех сил. Большие звезды над ней смеялись.

-Ты такая маленькая, что хоть свети, хоть не свети, а толку нет - говорили звезды. Но только Луна вступилась за маленькую звездочку. - Вас всех за мной не видно! - говорила она. Маленькая звездочка, как всегда взошла на свое место и стала светить так ярко, как могла. Близилось к полуночи когда она услышала, как о ней разговаривают. Хочу вам сказать, что звезды слышат разговор, если речь идет о них. Так вот, про маленькую звездочку говорили мужчина и женщина. Они сидели на крыльце своего дома и пили чай. Маленькая звездочка засияла совсем ярко, чтоб её можно было лучше разглядеть. - Да! - сказала женщина.

- «Такая крошка, но такая хорошенькая! Как наша доченька» - сказал мужчина. Женщина улыбнулась - и правда на Танюшку похожа.

-«Звездочка Танюша» - сказал мужчина.

Звездочка еще никогда не была так счастлива. Её назвали! Звезды посмотрели на нее с улыбкой и уважением. А Луна повернулась к маленькой звездочке и сказала:

- Это очень красивое имя!  Поздравляю, звездочка Таня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговре...

« Организация совместной работы родителей и педагогов по формированию семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность».

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и ...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Презеентация для педагогов «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»

Презеентация для педагогов «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»...

Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»

Консультация для воспитателей   «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»...

Информационно-творческий проект «Формирование семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность с семьями воспитанников»

Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся сит...