Методическая разработка «Создание среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития творческих способностей детей»
методическая разработка на тему

Деменьшина Светлана Николаевна

 

Введение

 «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! »  Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям?  Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия,   для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное образование «Березовский район»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Рябинушка»

                                                                         

                                   Утверждаю:

заведующая МБДОУ

детский сад «Рябинушка»

__________Н.Я.Михова

 

Методическая разработка

«Создание среды для экспериментирования в группе ДОУ

как средство развития творческих способностей детей»

Составила:

Леонтьева Е.В. воспитатель 1 категории

Деменьшина С.Н. воспитатель 1 категории

Содержание

  1. Введение
  2.  Актуальность педагогической инициативы
  3. Основная цель
  4. Задачи
  5. Деятельность по реализации педагогической  инициативы
  6. Этапы реализации педагогической инициативы
  7. Результаты внедрения педагогической инициативы
  8. Внедряемость
  9. Конспект ООД в средней группе «Удивительное превращение мыла»
  10. Заключение
  11. Список литературы

Введение

 «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! »  Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям?  Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия,   для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Актуальность педагогической инициативы

В современных социально-экономических условиях нашей страны, в условиях модернизации, развитие творческих способностей у ребенка является государственной задачей. Поэтому развитие творческих способностей ребенка посредством экспериментирования, сегодня актуально.   На сегодняшний день по федеральным государственным требованиям мы должны воспитать ребенка любознательного и активного, способного задавать вопросы взрослому и любящего экспериментировать. Выпускник детского сада должен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), а в случае затруднения уметь обращаться за помощью к взрослому.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Основная цель  педагогической инициативы:

Создать условия в групповом помещении дошкольного учреждения для  развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи педагогической инициативы:

- Преобразование группового помещения в единую площадку для проведения экспериментов;

- Использование возможностей новой предметно-пространственной среды для реализации таких задач как:

Познавательные: 

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей,

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

        Деятельность по реализации педагогической инициативы

Теоретической базой педагогической инициативы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей развития творческих способностей дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Ведь у детей пятого года жизни появляются первые попытки работать самостоятельно.

Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёх - пятилетнего ребенка угасает.

В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не сама цель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

Форма проводимых опытов развивается, усложняется и совершенствуется. Освоенные формы наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться детьми, возникают их разнообразные модификации.

Поэтому педагог должен работать как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте о увиденном .

Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т.к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Связь экспериментирования с формированием математических представлений проявляется в том, что возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

        Этапы реализации педагогической инициативы

Деятельность по реализации началась с изучением литературы по данной проблематике. Далее началась работа, совместно с родителями, по оснащению группового помещения оборудованием и материалами необходимыми для экспериментирования.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности   был создан уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детском научном уголке - лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории среднего дошкольного возраста

- тематические альбомы;

- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки : (зимы, весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»

- Мини - музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)        - Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- семена бобов, фасоли, гороха

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды  для воды, «таинственная коробка» (делается из обычной коробки с прорезями с боков и приделанными к ним рукавами, в коробку помещается таинственный предмет, который дети должны распознать), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

 - Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.

Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

 Первые эксперименты проводились с водой и воздухом: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой, горячей, холодной; прозрачной, не имеет вкуса и т.д., что воздух невидим, прозрачен; имеет вес и т.д.).

Постепенно, наш уголок-лаборатория пополняется разными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, дощечками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками. Не только дети, но и родители настолько увлеклись созданием лаборатории, что стараются постоянно пополнять её необходимыми материалами.

 Для ребят средней группы еще сложно самим ставить цель опыта и алгоритм его проведения. Поэтому на первом этапе я ввела игровой персонаж – Буратино. Он моделировал проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.

На первых этапах экспериментирования детям предлагался определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. (Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать).

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества

Результаты внедрения педагогической инициативы

В группе выделила место для уголка по экспериментированию, там находится основная часть материалов и оборудования. Практически во всех уголках игровой деятельности есть предметы для экспериментирования (в магазине – весы, на которых дети могут сравнить по весу разные предметы или игрушки в группе, в гараже машин различные измерительные материалы (шнурки, веревочки, палочки, линейки) – для измерения расстояния до которого доехала та или иная машина, в уголке художественной литературы – я положила различные увеличительные стекла и разноцветные стеклышки для  того, чтобы дети могли рассматривать картинки в книжках через эти стекла и сравнивать). Организовала уголок для игр с водой, где помимо таза с водой лежат различные резиновые игрушки, и предметы которые тонут и плавают в воде. Дети сами могут во время игр проводить различные  эксперименты.  Для массажа детских пальчиков я сделала «бассейн для рук» ( в небольшой таз я насыпала фасоль, горох и мелкие игрушки из киндер-яиц), дети с удовольствием играют в «бассейне», а одновременно и развивают мелкую моторику рук.

Планирую в скором времени организовать уголок для игр с песком и камнями , где дети смогут рисовать на песке и расставлять камни по своему усмотрению.

В созданных условиях для экспериментирования, дети получили навыки постановки элементарных опытов, научились наблюдать, анализировать, делать самостоятельно выводы. Сами научились находить ответы на поставленные задачи воспитателя. Дети стали творчески подходить к выполнению поставленных перед ними задач. Увеличивается словарный запас  детей, а следовательно, и коммуникативные способности.

Использую методики для диагностики детей:

  • «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова)
  • «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова)

За период внедрения педагогической инициативы у 80% детей среднего дошкольного возраста наблюдается интерес к творчеству, самостоятельность при выборе заинтересовавшей его деятельности.

Таблица №1 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с помощью взрослого.

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.

Проявляет настойчивость в достижении результатов.

Может формулировать выводы по наводящим вопросам

высокий

средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

средний

высокий

средний

Ноябрь

(%)

48

52

43

57

47

53

40

60

29

71

Декабрь

(%)

69

31

59

41

52

48

47

53

32

68

Январь

(%)

80

20

79

21

69

31

59

41

42

58

Принимала участие в педагогическом ринге «Начни с себя» среди педагогов, где представляла результаты своей работы по экспериментальной деятельности с детьми среднего возраста.

Внедряемость педагогической инициативы

Представленная работа может с успехом использоваться в любом дошкольном учреждения. Для этого нет необходимости больших материальных затрат. Все необходимое можно собрать в домашнем быту, с участием родителей.

Работа с родителями

Объявляется конкурс среди семей на лучший проект групповой лаборатории. Родители (по желанию) приносят свои проекты в детский сад. Все проекты представляются на выставке. Лучший из них выбирается тайным голосованием (например, дети, родители, педагоги бросают бумажки с указанием номера лучшего проекта в закрытый ящик).

Организуется сбор упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов.

Организуется сбор природного материала (шишек, камней, семян) для проведения исследований. 

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Удивительное превращение мыла»

(проводится в подгруппах)

Цель:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах мыла;

- Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

- Закреплять культурно-гигиенические навыки;

- Воспитывать аккуратность при работе с мылом, водой, красками.

- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

Методические приемы:

Игровой – «таинственная коробка» (Делается из обычной коробки, прорезываются отверстия с двух сторон и приделываются рукава).

Словесный – вопросы, беседа.

Наглядный – картинки, иллюстрации.

Практические – проведение опыта, экспериментирование.

Предварительная работа:

Экскурсия на прачечную;

Наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;

Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», р. н. с. «Пузырь, соломинка и лапоть»;

Просмотр мультфильма «Королева зубная щетка».

Материал к занятию:

Колпаки волшебников, таинственная коробочка, рисунки-схемы.

Тазы, стаканы, влажные салфетки, краски;

Для детей: кусочки мыла, коктейльные трубочки, кисточки, краски.

Словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.

Ход:

Воспитатель: Сегодня я хочу с вами поиграть в волшебников! Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте я одену вам колпаки настоящих волшебников, фартучки. (одеваю детей). Теперь вы настоящие волшебники. А для того чтобы совершать чудеса мы должны с вами угадать, что находится у меня в таинственной коробке. (Обращаю внимание детей на коробку стоящую на столе).  Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники?

Дети:  Нос, уши, рот, руки, глаза. (Помочь детям с ответами).

Садимся на стульчики.

Воспитатель: Сейчас я поднесу вам коробку, а вы послушайте, издает ли звуки предмет.

-Что они говорят вам о предмете? Какой он?

Дети: ничего не слышно, предмет не издает звука.

Воспитатель: Следующий помощник – нос.

-О чем он говорит?

Дети: предмет пахнет.

Воспитатель: Давайте кто – нибудь из вас сунет руки в рукава и потрогает этот предмет.

-Что руки говорят о предмете? Какой он?

Дети: гладкий, тяжелый, холодный, твердый .

Воспитатель: Дети вы догадались, что у меня в коробке?

Дети: Мыло!

Достаем мыло из коробки.

Воспитатель: Вот мы и угадали что это за предмет. А для чего он нужен?

Дети: умываться, стирать, мыть руки.        

Воспитатель: Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы (на столе лежат пластмассовые ложки, таз, стаканы, влажные салфетки, краски, линейка, бумага, сито).

Что надо помнить при работе с мылом?

Дети: не трогать руками глаза, рот.

Займите свои места вокруг таза.

Посмотрите, что в тазу?

Дети: вода .

Воспитатель: Потрогайте пальчиками, какая вода?

Дети: теплая, прозрачная, мокрая, без запаха.

Воспитатель: Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.

Какое стало мыло? (скользкое).

Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах).

Убираем мыло в емкость, вытираем руки влажными салфетками.

Воспитатель:  Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя. (звучит таинственная музыка)

Воспитатель:  Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные) .

- Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет).

- А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте подойдем к другому тазу с водой и размылим наше мыло с помощью губок для мытья посуды. (Размыливаем мыло вместе). Получились не пузыри, а что?

Дети: Пена!

Воспитатель: А теперь мои юные волшебники возьмите кисточки и краски и совершим чудо! Раскрасим нашу пену красивыми узорами. (дети рисуют красками на пене). (звучит таинственная музыка)

Воспитатель: Пока вы творите, я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте:

        Если руки наши в ваксе,

        Если на нос сели кляксы,

        Кто тогда нам первый друг,

        Снимет грязь с лица и рук?  (вода)

        Ускользает, как живое,

        Но не выпущу его я,

        Белой пеной пенится,

        Руки мыть не ленится.  (мыло)

        В мыльной воде родился

        В шарик превратился

        К солнышку полетел

        Да не долетел, лопнул.  (мыльный пузырь)

Входит персонаж Буратино с грязными руками.

Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел?

Дети: Буратино!

Буратино: я играл, играл и вот, что со мной случилось. (показывает грязные руки)

Воспитатель: дети, как помочь Буратино?

Дети: Надо руки помыть с мылом.

Буратино: Ребята, а что еще можно сделать с помощью мыла?

Дети: можно делать пузыри и пену. А пену можно покрасить!

Воспитатель: Что нужно, чтобы получились пузыри и пена?

Дети: размылить мыло в воде и подуть в трубочки!

Воспитатель: Молодцы: вы такие умные, сообразительные, старательные, сегодня были внимательными и дружными. Я горжусь вами!

Заключение

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с    различными объектами дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Список использованной литературы:

1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М. 2012

2.Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения. Метод. пособие М. 2007

3. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

4. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ,

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. / Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста; методическое пособие, 2-е издание – С.-Петербург, 2009г.  

7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

8. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004.

9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

10. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

12. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей первой младшей группы»

Введение.       Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим...

Мастер – класс «Сюжетно- ролевая игра в средней группе - как средство развития творческих способностей детей».

Знакомство  педагогов с особенностями организации сюжетно –ролевой игры в средней группе, основные методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей детей....

Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование как средство развития  творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...

Презентация "Предметно-развивающая среда как средство развития творческих способностей детей"

Материал содержит информацию о создании благоприятной предметно-развивающей среды в ДОУ для развития творческих способностей детей...

«Сюжетно-ролевая игра в средней группе как средство развития творческих способностей детей»

laquo;Сюжетно-ролевая игра в средней группе как средство развития творческих способностей детей»...