«Чтобы полюбить природу – ее надо узнать!»
статья на тему

Колтышева Татьяна Юрьевна

Природа написала для нас, ее детей, интересную, познавательную, научную, приключенческую книгу, поместив на страницы мудрые мысли умных людей, которые помогают решать важные задачи экологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._statya_v_sbornik_koltysheva_tatyana_yurevna.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.882

Т.Ю. Колтышева

МБДОУ «Детский сад №10 «Теремок»

г. Гуьевск, Кемеровская обл.,

e-mail.ru: tkoltysheva61@mail.ru 

«Чтобы полюбить природу – ее надо узнать!»

Природа написала для нас, ее детей, интересную, познавательную, научную, приключенческую книгу, поместив на страницы мудрые мысли умных людей, которые помогают решать важные задачи экологического образования. 

Ключевые слова: экологическое образование, дети, природа, развитие, детский сад, наблюдение, книга.

UDC 372.882

T. Y. Koldysheva

MBDOU "kindergarten №10 "Teremok"

G. Gulick, Kemerovo region,

e-mail.ru: tkoltysheva61@mail.ru

"To love nature – its need to know!"

Nature wrote for us, her children, interesting, educational, scientific, adventure book by placing the pages of the wisdom of smart people that help to solve important tasks of environmental education.

Key words: environmental education, children, nature, development, kindergarten, surveillance, book.

Мудрые мысли о природе

« Чтобы беречь Землю, природу,

    Ее надо полюбить, чтобы полюбить,

Надо узнать, узнав – невозможно

Не полюбить». А.Н. Сладков.

Природа написала для нас, ее детей, интересную, познавательную, научную, приключенческую книгу, поместив на страницы мудрые мысли умных людей.

Русский критик и публицист Д.И. Писарев сказал: «Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочитаны только первые ее страницы».

     Содержание книги разнообразно: леса, реки, их обитатели и, конечно - человек.  Каждая страница имеет свое заглавие, свой эпиграф, который раскрывает сущность той или иной главы.  И.В. Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

Задача нас, людей, больших и маленьких, прочитать книгу природы, узнать новое, отгадать  загадки, решить задачи.

В.В. Бианки, советский писатель для детей, человек,  знающий и понимающий природу, оставил в книге природы запись: « Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей». Говоря о развитии, мы невольно думаем о детях, забывая о том, что человек развивается всю жизнь.  Узнавая новое, нам, взрослым, необходимо увлекать детей, создавать мотивацию к познаниям, помочь испытать радость открытий.

     Одним из направлений познавательного развития ФГОС ДО -  является «Ознакомление с природой и природными явлениями, формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе».    Выполняя поставленные задачи,  педагоги нашего детского сада, в тесном содружестве с родителями и детьми, приняли участие в экологических акциях: « Сирень – ветеранам!», «Каждой пичужке по кормушке». В результате была заложена сиреневая аллея и на каждом участке появились птичьи столовые.

Воспитанники детского сада и их родители – активные участники выставок рисунков на тему: «Природа и Я», «Сбережем природу», «Лес – дом зверей», «Планета Земля – наш общий дом».  Работы  из природного материала удивили  своей красотой, разнообразием. От совместного творчества и дети, и взрослые, испытали радость и создали хорошее настроение себе и окружающим людям.

    В связи с этим, хочется процитировать слова советского эколога Н.Ф. Реймерса: « Что может сделать каждый – не навредить! Не быть равнодушным! Не разрушать! Посадивший деревце – его не сломает!»

     Листая страницы книги природы, узнаем, что природа нуждается в защите и ждет от человека помощи: «Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку:  Сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки». Д.С. Лихачев – выдающийся русский мыслитель и ученый, академик.

     «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии.

Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством». В.Г. Распутин – писатель, публицист.

     Воспитывая в детях бережное, созидательное отношение к природе, мы, педагоги детского сада, знакомим ребят с художественной литературой, рассказываем о бедах и радостях природы, разбираем ситуации, инсценируем сказочные истории. Пропагандируя среди родителей тему экологической безопасности, помещаем в информационные уголки консультации, памятки.

     В Образовательной программе, в рамках регионального компонента, педагогами нашего детского сада разработана Программа кружковой работы«Моя малая Родина». В дошкольном учреждении прошла презентация методических продуктов, направленных на решение экологических задач:

- проект «Защитники природы», проект «Ребенок и мир природы», авторский сборник сценариев квест-приключений – «Увлекательные путешествия в мир безопасности», а также, был представлен  сборник сценариев спектаклей и инсценировок «Дети на безопасной планете», написанный мной. В детском саду ежеквартально выпускается газета «Эковек».

Одной из задач Образовательной программы ДОУ,  является донесение до сознания детей мысли о том, что человек, являясь частью природы, обязан сохранять и беречь природу  для потомков. В связи с этим, необходимо процитировать слова К. Паустовского: « Природу надо беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

     Мы, педагоги детского сада, верим в то, что наши воспитанники, пронесут через всю жизнь любовь к природе,  доброе отношение к всему живому, используя правило, написанное А. де Сент-Экзюпери: « Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него некуда.  Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Продолжая тему бережного отношения к природе, решила написать эти строки, которые вольются в книгу Природы с сотнями ручейков -  строчек, написанных  мудрыми людьми:

Нам с тобой доверено судьбой,

Прославлять Сибирский край родной!

Нам с тобой беречь и украшать,

Что смогла Земля нам передать!

Нам с тобой беречь леса и реки,

Родники, зеленые поля, все, что

Подарила Человеку, плодородная

И добрая Земля!

Мы клянемся, передать потомкам,

Все богатства дорогой Земли,

Чтоб грядущие на смену поколенья,

Эстафету дальше передать смогли!

Мы клянемся, свет Добра и Мира,

Пронести через родной Кузбасс,

Чтоб смогла услышать вся Россия,

Как поет тайга, поет о нас!

Интернет - источники

Мысли умных людей http://russiahousenews.info/art-story/umnie-misli-mudrie-viskazivaniya-velikih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полюби природу

Литературно – музыкальный   сценарий  на  экологическую  тему...

"Чтобы гриппом не болеть, надо хором песни петь"

Консультация для родителей и педагогов о здоровьесберегающем эффекте пения....

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Тема: «Полюбите природу и она полюбит вас!». (2-я младшая группа)

Занятие для детей второй младшей группы, составлено в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.ЕЦель занятия: закрепить знан...

Педагогический проект «Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить»

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые...

презентация Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить

Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить">Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить...

«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить....

Проект по экологическому воспитанию «Как полюбить природу» (для детей средней группы)

Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не лишь знания, но и воспитание гуманных эмоций, положительного опыта общения с природой. Общение малышей с природой, организованное педагог...