Полюби природу
план-конспект по окружающему миру по теме
Литературно – музыкальный сценарий на экологическую тему
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ты природу полюби!»
Литературно – музыкальный сценарий на экологическую тему
Составила учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 24
Города Набережные Челны
Республики Татарстан
Аввакумова Альфия Умаровна
ЯНВАРЬ 2012 ГОДА
Цели : 1. Учить бережному отношению к живой и неживой природе,
Видеть красоту окружающего мира.
2.Воспитывать экологическую культуру школьников.
3.Ознакомить с ценностями природы, с её значимостью.
4.Ознакомить учащихся с поэзией об экологии.
Экология – это наука о нашем природном доме. Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он там мал в сравнении с ней.Но тот же человек , идущий по лесной поляне, опушке, лугу превращается в огромного великана.
Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и улитки, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и муравьи и многие, многие другие.
Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например, вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора.
И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Ученик: И ложится под косами
Травушка рядами…..
Сколько гнёзд шмелиных срежут
Косари косами!
Вот, сверкнув, коса взмахнула,
И одна – минута
Уж шмели вверху кружатся:
Нет у них приюта.
Сколько птичьих гнёзд заденут
Косари косою!
Сколько малых птичьих деток
Покосят травою!
Им не враг косарь - косою
Рад бы их не встретить;
Да трава везде густая –
Где ж их там заметить!
Песня «В траве сидел кузнечик...»
из мультфильма «Приключения Незнайки»
Слова Н. Носова
Муз. В. Шаинского
Учитель: Человек всегда в лесу гость, а в гостях ведут себя достойно. Не надо ни на кого нарочно наступать, никогда и нигде , ни в лесу, ни на лугу, ни на берегу речки. Пожалуйста, не губите тех живых существ, кто вас напугал или просто вам не понравился.
Ученик: Природа всё учла и взвесила,
Вы, легкодумные стрелки,
Не нарушайте равновесия
И зря не жмите на курки
Вот кружит ястреб.
Вредный вроде бы,
Но пусть летает, невредим,
Кому – то вреден, а природе он
Полезен и необходим.
Ты рай себе уютный выстроил,
Но без тревог не проживёшь,
Убьёшь печаль, но тем же выстрелом
И радость, может быть убьёшь.
Песня "Летите, голуби"
Слова: М. Матусовский,
Музыка: И. Дунаевский
Учитель: Обнаружив маленькую норку или большую нору, ничего в неё не запихивайте и тем более не нужно её разрушать.
Ведь зверёк или зверь, вырывший нору, затратил много труда, а труд этот и само животное заслуживает к себе уважения.
«Не поется птицам без небес»
.
Ученик: Слышу я природы голос
Порывающийся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми
Мыслящими существами,
И твердит природы голос:
«В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части»
Учитель: О птичьих гнёздах можно сказать то же самое. Где бы гнездо не находилось - на дереве, под кустом или в траве на лугу, каким бы ни было - большим или маленьким, оно для птиц величайшая ценность. Случайно обнаружив птичье гнездо, осторожно отойдите от него. Ни в коем случае не трогайте птичьи яйца. Ничего и никогда не бросайте в птиц
Песня «Аист на крыше»
Слова А.Поперечного
Музыка Д. Тухманова
Ученик: Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица - птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, звери и рыбы
В души людям смотрят.
Вы их, жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы,
Мы навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Ученик: Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть - одна нужна.
Горсть одна
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Песня «Весёлый воробей»
!
Слова М. Садовского,
музыка З. Компанейца
Учитель: С каждым годом всё больше мусора в природе: в лесах, на лугах, по берегам рек, прудов, озёр. Сильно мусорят люди повсюду. Учёные – экологи установили, чтобы совсем не стало полиэтиленового пакета, понадобится больше двух веков! Оставленные вами две стеклянные бутылки могут сохраняться больше тысячи лет.
Первый вред может принести разбитая бутылка в жаркую погоду – может вызвать лесной пожар. Он, как увеличительное стекло, может поджечь лес от солнечного луча.
Вредность вторая – мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Представьте, здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, лесной мышке норку построить, но куча мусора мешает. Скоро лесным растениям, зверям, птицам податься будет некуда.
Вредность третья – мусор нарушает красоту природы.
Ученик: Чтоб могли леса цвести,
И сады, и реки,
Всё живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку.
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу и на полянке.
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда:
Их не так уж много.
Учитель: Очень вредно дышать выхлопными газами. А как просто выключить двигатель у стоящего автомобиля. И шума не будет, и воздух будет чистым. В городах воздух сильно загрязнён, а если отъехать из города подальше, то как хорошо там дышится! Воздух чист, прозрачен.
Чистый воздух – богатство, настоящее сокровище, которое люди не ценят. Как много у нас горит сухой травы, стога соломы, мусор. Особенно вредно поджигать пластмассу, шины, полиэтиленовые пакеты. При их горении в воздух поступают вещества, очень опасные для здоровья. Ох, как сильно загрязняют воздух курильщики! Они отравляют не только себя, но и других. Чистый воздух необходим всем живым существам
Чистый воздух – это невидимое сокровище. И его не заменишь ничем.
Ученик: Без тебя горизонт быть
Не может лучистым,
Если ты загрязнён,
Не могу себя чувствовать чистым.
Ученик: Ношу
Напоминание лесов,
Моих лесов,
Где мудрость обитает:
Костёр горит
Лишь несколько часов –
Кострище
Десять лет не зарастает!
А запах гари
Горек и остёр,
Страшится зверь,
И птица облетает,
…Ты, уходя,
Зажги во мне костёр:
Кострище
Десять лет не зарастает …
Учитель: Какой ещё фактор загрязнения воздуха мы знаем?
Автомобиль не только удобное , но и вредное изобретение человека.
Знаете ли вы, каким другим топливом можно заменить бензин, чтобы оздоровить городской воздух?
Например, в Бразилии автомобили иногда заправляют спиртом, который добывают из сахарного тростника. В этом случае выхлопные газы практически безвредны для здоровья. В Австралии используют энергию Солнца.
Огромную роль в очистке воздуха играют растения – « лёгкие» планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ.
Ученик: Мы деревьями город украсим,
Мы прибавим Земле красоты,
Чтоб птицы везде распевали
И кругом расцветали цветы.
Чтобы всем нам привольно
Дышалось,
Чтоб без дыма был купол небес,
Чтобы с нами всегда оставался
Этот добрый, приветливый лес.
Учитель: Полезное ископаемое редко добывают на поверхности. Обычно их приходится искать глубоко в земле.
Камень обычно добывают в каменоломнях. Иногда приходится прибегать к взрывам, чтобы проложить путь к нужному слою.
Для добычи руды и каменного угля приходится рыть глубокие шахты, где горняки дробят породу и специальными механизмами поднимают её на поверхность. Уголь и руду добывают и открытым способом – в карьерах, снимая метр за метром с поверхности земли.
А вот для добычи нефти и газа бурят скважины порой глубиной в километр и больше, причём как на земле, так и в море.
Запасов горючих полезных ископаемых становится всё меньше. Что должен уже сейчас делать человек?
Ученик: Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то – земли не будет
И каждого из нас.
Учитель: Всё большее значение сегодня приобретают зоопарки, в которых содержатся редкие и исчезающие животные.
Охране видов служат заповедники. Также организуют национальные парки. Так, спасён зубр Беловежской пущи, большая белая цапля в Астраханском заповеднике, гага – в Кандалакшском. В настоящее время на земле живут приблизительно 5000 видов млекопитающих. За последние 400 лет в результате неразумной деятельности человека уничтожено более 100 видов и подвидов зверей.
Ученик: Красная книга. Листаю страницы.
Сколько за строчками драм…
Этого зверя и эту вот птицу
Нет, не спасти уже нам.
Яды, капканы, жаканы, ловушки!
Бойня сплошная – не жизнь,
Может быть, кости
Царевны – лягушки
Рядом лежат, оглянись.
Может быть, Змей –
Тот, который Горыныч,-
Сгинул недавно в лесу.
Может, волшебную рыбку
На рынок
В эту минуту несут.
Красная книга лесов, поднебесья,
Горных массивов и вод…
Тихо! Опять лебединую песню
Слышите, кто-то поёт
Ученик: Школьники! А теперь слушайте мой указ!
- В лесу громкая музыка распугает зверей и птиц.
- Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
- Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет ) , металлические банки разрушаются 100 лет.
- Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой до полного прекращения горения.
- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
- Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
- Не следует что – либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния.
- Нельзя бить змей, даже гадюк.
- Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов не недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Учитель: Сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро встал вопрос , быть или не быть человеку на Земле. Зависит это, прежде всего, от человека. Безумное, хищническое отношение человека к природе привело мир к экологической катастрофе.
Ученик: Ты, Человек, любя Природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую –
Нас много, а Она – одна
Песня«Крайродной»
Использованная литература:
О.Г. Муковникова Природоведение, Волгоград, 2002 год.
Е.А. Саутин, «Живое слово» на уроках экологии, Казань, 2004 год.
А.А. Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики», Москва, «Просвещение»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Тема: «Полюбите природу и она полюбит вас!». (2-я младшая группа)
Занятие для детей второй младшей группы, составлено в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.ЕЦель занятия: закрепить знан...

«Чтобы полюбить природу – ее надо узнать!»
Природа написала для нас, ее детей, интересную, познавательную, научную, приключенческую книгу, поместив на страницы мудрые мысли умных людей, которые помогают решать важные задачи экологического обра...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Ознакомление с природой «Полюбуйся: весна наступает» Культурная практика Познавательно-исследовательская
ЦельСоздание условий для расширения представления о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Задачи:ОбучающиеРазвивающие Воспитательные Дать понятия о том, что температуру воздуха ...

Конспект занятия «Ознакомление с природой в детском саду» «Полюбуйся: весна наступает…» Подготовительная группа
Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: - Формировать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений.- Воспитывать интерес к художественно-...

Проект по экологическому воспитанию «Как полюбить природу» (для детей средней группы)
Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не лишь знания, но и воспитание гуманных эмоций, положительного опыта общения с природой. Общение малышей с природой, организованное педагог...

Консультация для родителей. "Поможем малышу полюбить природу".
Хотите чтобы малыш полюбил природу? Полюбите сами природу. Шаг за шагам, и вы увидите, как малыш копирует вас....
