Полюби природу
план-конспект по окружающему миру по теме

 

 

 

Литературно – музыкальный   сценарий  на  экологическую  тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya2.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Ты природу   полюби!»

Литературно – музыкальный   сценарий  на  экологическую  тему

Составила учитель начальных классов

                                      МБОУ  СОШ № 24

                                       Города Набережные  Челны

                                       Республики  Татарстан

        Аввакумова Альфия Умаровна

ЯНВАРЬ  2012 ГОДА

Цели :  1. Учить  бережному  отношению  к живой  и  неживой  природе,

                Видеть  красоту  окружающего  мира.

              2.Воспитывать   экологическую  культуру   школьников.

              3.Ознакомить  с  ценностями  природы, с её значимостью.

               4.Ознакомить  учащихся  с  поэзией  об  экологии.

                   

Экология – это наука о нашем природном доме. Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

            Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он там мал в сравнении с ней.Но тот же человек , идущий по лесной поляне, опушке, лугу превращается в огромного великана.

      Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и улитки, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и муравьи и многие, многие другие.

      Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например, вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно  цветок, не оставит после себя мусора.

       И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Ученик:  И ложится под косами

                 Травушка рядами…..

                  Сколько гнёзд шмелиных срежут

                   Косари  косами!

                   Вот, сверкнув, коса взмахнула,

                   И одна – минута

                   Уж шмели вверху кружатся:

                  Нет у них приюта.

                  Сколько птичьих гнёзд заденут

                  Косари косою!  

                 Сколько малых птичьих деток

                 Покосят  травою!

                 Им не враг  косарь -  косою

                Рад бы их не встретить;

                Да трава везде густая –

                 Где ж их там заметить!

Песня «В траве сидел кузнечик...»

из мультфильма «Приключения Незнайки»

Слова Н. Носова

Муз. В. Шаинского

Учитель:  Человек всегда в лесу гость, а в гостях  ведут себя достойно. Не надо  ни на кого нарочно наступать,  никогда и нигде , ни в лесу, ни на лугу, ни на берегу речки. Пожалуйста, не губите тех живых существ, кто  вас напугал или просто  вам не понравился.

Ученик:    Природа всё учла и взвесила,

Вы, легкодумные   стрелки,

Не нарушайте равновесия

И зря  не жмите на курки

Вот кружит ястреб.

Вредный  вроде бы,        

Но пусть летает, невредим,

Кому – то вреден, а  природе он

Полезен и необходим.

Ты рай себе уютный выстроил,

Но без тревог не проживёшь,

Убьёшь печаль, но тем же выстрелом

И  радость, может быть убьёшь.

                Песня "Летите, голуби"

Слова: М. Матусовский,
Музыка: И. Дунаевский

Учитель:   Обнаружив маленькую норку или большую  нору, ничего в неё не запихивайте и тем более не нужно её разрушать.

Ведь зверёк или зверь, вырывший нору, затратил много труда, а труд этот и само животное заслуживает к себе уважения.

        

        «Не поется птицам без небес»

.

Ученик:    Слышу я природы голос

Порывающийся крикнуть,

Как и с кем  она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть,

Может быть, и не во имя

Обязательно нас с вами,

Но чтоб стали мы живыми

Мыслящими  существами,

И твердит природы голос:

«В вашей власти,  в вашей власти,

Чтобы всё не раскололось

На бессмысленные части»

Учитель:     О птичьих гнёздах можно сказать то же самое. Где бы гнездо не находилось -  на дереве, под кустом или в траве на лугу, каким бы ни было - большим или маленьким, оно для птиц величайшая ценность.  Случайно обнаружив птичье гнездо, осторожно отойдите от него. Ни в коем случае не трогайте птичьи яйца. Ничего и никогда не бросайте в птиц

Песня «Аист на крыше»

        Слова А.Поперечного

        Музыка  Д. Тухманова

Ученик:   Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица - птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится

На траве кровавой  вздрагивала птица.

Птицы, звери и рыбы

В души людям  смотрят.

Вы их, жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди - исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце  человечье!

Люди – человеки, страны и народы,

Мы навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть  расправит крылья раненая птица.

Ученик:  Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть  - одна нужна.

Горсть одна

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

        

Песня «Весёлый воробей»

!

Слова М. Садовского,
музыка З. Компанейца

Учитель:   С каждым годом всё больше мусора в природе: в лесах, на лугах, по берегам рек, прудов, озёр. Сильно мусорят люди повсюду. Учёные – экологи установили, чтобы совсем не стало полиэтиленового пакета, понадобится больше двух веков! Оставленные вами две стеклянные бутылки могут сохраняться больше тысячи лет.

           Первый вред может принести разбитая бутылка в жаркую погоду – может вызвать лесной пожар. Он, как увеличительное стекло, может поджечь лес от солнечного луча.

         Вредность вторая – мусор отнимает у растений и животных место для жизни.  Представьте, здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, лесной мышке норку построить, но куча мусора мешает. Скоро лесным растениям, зверям, птицам податься будет некуда.

         Вредность третья – мусор нарушает красоту природы.

        

Ученик:  Чтоб могли леса цвести,

И сады, и реки,

Всё живое береги

Ты на этом свете.

Ты природу полюби,

Каждую травинку.

С птицами давай дружи,

Береги былинку.

Мусор, друг, не оставляй

В лесу и на полянке.

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянке.

Не неси домой ежа,

Бабочку не трогай.

Школьник, помни ты всегда:

Их не так уж много.

        

        

Учитель:    Очень вредно дышать выхлопными газами. А как просто  выключить  двигатель у стоящего автомобиля. И шума не будет, и воздух будет чистым. В городах воздух сильно загрязнён, а если отъехать из города подальше,  то как хорошо там дышится! Воздух чист, прозрачен.

          Чистый воздух – богатство, настоящее сокровище, которое люди не ценят. Как много у нас горит сухой травы, стога соломы, мусор. Особенно вредно поджигать пластмассу, шины, полиэтиленовые пакеты. При их горении в воздух поступают вещества, очень опасные для здоровья. Ох, как сильно загрязняют воздух курильщики! Они отравляют не только себя, но и других. Чистый воздух  необходим всем живым существам

           Чистый воздух – это невидимое сокровище. И его не заменишь ничем.

        

Ученик:    Без тебя горизонт быть

Не может лучистым,

Если ты загрязнён,

Не могу себя чувствовать чистым.

Ученик:     Ношу

Напоминание лесов,

Моих лесов,

Где мудрость обитает:

Костёр горит

Лишь несколько часов –

Кострище

Десять лет не зарастает!

А запах гари

Горек и остёр,

Страшится зверь,

И птица облетает,

…Ты, уходя,

Зажги во мне костёр:

Кострище

Десять лет не зарастает …

Учитель:     Какой ещё фактор загрязнения воздуха мы знаем?

              Автомобиль не только удобное , но и вредное изобретение человека.

            Знаете ли вы, каким другим топливом можно заменить бензин, чтобы  оздоровить городской воздух?

           Например, в Бразилии автомобили иногда заправляют спиртом, который добывают из сахарного тростника. В этом случае выхлопные газы практически безвредны для здоровья. В Австралии используют энергию Солнца.

           Огромную роль в очистке воздуха играют растения – « лёгкие» планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ.

Ученик:    Мы деревьями город украсим,

Мы прибавим Земле красоты,

Чтоб птицы везде распевали

И кругом расцветали цветы.

Чтобы всем нам привольно

Дышалось,

Чтоб без дыма был купол небес,

Чтобы с нами всегда оставался

Этот добрый, приветливый лес.

Учитель: Полезное ископаемое редко добывают на поверхности. Обычно их приходится искать глубоко в земле.

       Камень обычно добывают в каменоломнях. Иногда приходится прибегать к взрывам, чтобы проложить путь к нужному слою.

       Для добычи руды и каменного угля приходится рыть глубокие шахты, где горняки дробят породу и специальными механизмами поднимают её на поверхность. Уголь и руду добывают и открытым способом – в карьерах, снимая метр за метром с поверхности земли.

        А вот для добычи нефти и газа бурят скважины порой глубиной в километр и больше, причём как на земле, так и в море.

        Запасов горючих полезных ископаемых становится всё меньше. Что должен уже сейчас делать человек?

Ученик:  Как яблоко на блюде,

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то – земли не будет

И каждого из нас.

Учитель:   Всё большее значение сегодня приобретают зоопарки, в которых содержатся редкие и исчезающие животные.

          Охране видов служат заповедники. Также организуют национальные парки. Так, спасён зубр Беловежской пущи, большая белая цапля в Астраханском заповеднике, гага – в Кандалакшском. В настоящее время  на земле живут приблизительно 5000 видов млекопитающих. За последние 400 лет в результате неразумной деятельности человека уничтожено более 100 видов и подвидов зверей.

        Ученик:   Красная книга. Листаю страницы.

Сколько за строчками драм…

Этого зверя и эту вот птицу

Нет, не спасти уже нам.

Яды, капканы, жаканы, ловушки!

Бойня сплошная – не жизнь,

Может быть, кости

Царевны – лягушки

Рядом лежат, оглянись.

Может быть, Змей –

Тот, который Горыныч,-

Сгинул недавно в лесу.

Может, волшебную рыбку

На рынок

В эту минуту несут.

Красная книга лесов, поднебесья,

Горных массивов и вод…

Тихо! Опять лебединую песню

Слышите, кто-то поёт

Ученик:  Школьники! А теперь слушайте мой указ!

  1. В лесу  громкая музыка распугает зверей и птиц.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует:   разрушается   грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».

Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры  вообще  запрещается.

  1. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами  (полностью разрушается 220  лет ) , металлические банки разрушаются 100 лет.
  2. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой до полного прекращения горения.
  3. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  4. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  5. Не следует что – либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  6. Прятаться во время грозы  под одиноким деревом  опасно  - в него может попасть молния.
  7. Нельзя бить змей, даже гадюк.
  8. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов не недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие  и охраняемые растения.

Учитель: Сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро встал вопрос , быть или не быть человеку на Земле. Зависит это, прежде всего, от человека. Безумное, хищническое отношение человека к природе привело мир к экологической катастрофе.

Ученик:  Ты, Человек, любя Природу,

                 Хоть иногда её жалей:

                 В увеселительных походах

                 Не растопчи её полей,

                 Не жги  её напропалую,

                 И не исчерпывай до дна

                 И помни истину простую –

                 Нас много, а Она – одна

        

        Песня«Крайродной»

Использованная литература:  

              О.Г. Муковникова  Природоведение, Волгоград, 2002 год.

Е.А. Саутин, «Живое слово» на уроках  экологии, Казань, 2004 год.

А.А. Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики», Москва, «Просвещение»

                                                                                         

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Тема: «Полюбите природу и она полюбит вас!». (2-я младшая группа)

Занятие для детей второй младшей группы, составлено в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.ЕЦель занятия: закрепить знан...

«Чтобы полюбить природу – ее надо узнать!»

Природа написала для нас, ее детей, интересную, познавательную, научную, приключенческую книгу, поместив на страницы мудрые мысли умных людей, которые помогают решать важные задачи экологического обра...

«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Ознакомление с природой «Полюбуйся: весна наступает» Культурная практика Познавательно-исследовательская

ЦельСоздание условий для расширения представления о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Задачи:ОбучающиеРазвивающие Воспитательные  Дать понятия о том, что температуру воздуха ...

Конспект занятия «Ознакомление с природой в детском саду» «Полюбуйся: весна наступает…» Подготовительная группа

Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: - Формировать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений.- Воспитывать интерес к художественно-...

«Полюбуйся: весна наступает» О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

Задачи: Систематизировать и закрепить знания детей о названиях весенних месяцев, об основных признаках весны; учить устанавливать причинно-следственные связи (почему снег тает, почему бегут ручьи, поч...

Проект по экологическому воспитанию «Как полюбить природу» (для детей средней группы)

Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не лишь знания, но и воспитание гуманных эмоций, положительного опыта общения с природой. Общение малышей с природой, организованное педагог...