Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне в процессе реализации проекта «Вечная память павшим, слава живым»
проект (подготовительная группа) на тему

Проект посвящён работе с дошкольниками по ознакомлению с героическим прошлым нашего народа в годы Великой Отечественной войны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне в процессе реализации проекта «Вечная память павшим, слава живым»

воспитатель МБДОУ г. Мурманска №46

                                                                                                                  Мелаш О.М.

        В связи с реализацией в системе образования РФ концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с введением ФГОС ДО перед педагогами ставятся качественно новые цели и задачи в аспекте патриотического воспитания дошкольников.

        Среди основных задач дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

        В дошкольном возрасте у детей формируются представления о родной стране, отдельных, наиболее ярких событиях из истории Родины. Одним из таких событий и является победа нашего народа в Великой Отечественной войне.

С целью формирования у дошкольников представлений о Великой Отечественной войне в нашей группе был реализован проект «Вечная память павшим, слава живым».

Актуальность проекта: Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

        Задачи проекта:

- формировать представления дошкольников о причинах начала войны, родах войск и воинских званиях (того времени);

- формировать представления о главных событиях Великой Отечественной войны, их последовательном развитии («Брестская крепость», «Защита Ленинграда», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Победа»);

- развивать чувство гордости за подвиги детей во имя спасения Отечества;

- обогащать литературный опыт детей посредством ознакомления с произведениями художественной литературы о войне;

-  обогащать музыкальный опыт детей посредством ознакомления с песнями о войне, историей их создания и значением в жизни людей в военное время;

- расширять и закреплять знания о памятниках, посвящённых героям Великой Отечественной войны;

- развивать познавательный интерес дошкольников на материале событий Великой Отечественной войны;

- воспитывать уважение к ветеранам войны и работникам тыла.

Проект проходил в три этапа

I этап.

 Постановка проблемы с детьми, составление плана-схемы и перспективного плана проекта, обсуждение плана проекта (с детьми и родителями), объединение детей в рабочие группы, определение круга  актуальных и посильных для детей задач, вовлечение в проект родителей.         На первом этапе решалась задача - формирование мотивации к получению информации о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.  

         

 На втором этапе реализации  проекта для получения информации

 сходили в библиотеку, где прослушали рассказы библиотекаря, просмотрели альбомы и книги о Великой  Отечественной войне.

 После посещения библиотеки организовали у себя в группе библиотечку, в которую подобрали произведения писателей и поэтов о Великой Отечественной войне для дошкольников. В нашу библиотечку вошли книги «Рассказы о маршале Жукове» С.Алексеева,  «Главное войско» Л.Кассиля, «Шёл по улице солдат» С.Баруздина, «Парад» В,Орлова и др.

 Были проведены тематические беседы о Родине, о начале и ходе войны, о защитниках Отечества, рассказы о фактах и событиях военного времени, о Дне великой Победы. 

 Дети рассмотрели награды военного времени и узнали, за что награждали защитников Отечества и работников тыла.

 Группа оснащена ноутбуком. Мы его широко используем в своей  работе. Вот и в рамках этого проекта дети посмотрели  презентации «Они сражались за Родину», «Дети на войне», видеоматериалы о Победе. В ходе экскурсии по интернету вместе с детьми находили фотографии, картины, экспонаты, посвящённые борьбе нашего народа с фашистами в Заполярье.

 В рамках клуба интересных встреч прошла встреча с жительницей нашего посёлка, труженицей тыла Довгун Павлой Михайловной. Она рассказала нам о нелёгкой, но героической  судьбе нашего народа в те далёкие опалённые войной годы. Показала детям свои награды и рассказала о том, за что ими была награждена. Дети задавали вопросы Павле Михайловне, а потом подарили подарки, сделанные своими руками, рассказали стихи о войне, спели песни.

 Во время экскурсии к Памятному Знаку защитникам Заполярья ребята возложили живые цветы и корзину с тюльпанами, которые сделали своими руками.

 Конечно, задачи этого проекта не могли полностью решиться без участия родителей. Для того чтобы вовлечь родителей в эту проектную деятельность, мы провели консультацию. Ознакомили их с задачами образовательной программы нашего детского сада, которые будут решаться в рамках проекта и рассказали, какая роль в реализации этого проекта отводится родителям. Родители активно включились в проект. С их помощью собрали разнообразный материал, рассказывающий о подвиге нашего народа. Это открытки, картинки, фотографии.

 Поскольку экскурсии для детского сада на дальние расстояния проблематичны,  мы попросили родителей посетить памятные места, краеведческий музей.  Благодаря наглядно представленным музейным экспонатам обогатились представления дошкольников о Великой Отечественной войне и героизме наших людей на фронте и в тылу во имя победы, о праздновании Дня Победы. 

 Свои представления о Великой Отечественной войне дети отражали в игровой деятельности.  

           С огромным интересом дети приняли участие в военно-спортивной игре «Зарничка», в ходе которой выполняли приказы командира по всем правилам воинского устава, проявляли находчивость, смелость.

 Во время проведения игры были использованы понятные и интересные ребёнку игры разных видов с военной тематикой (подвижные игры и игры-состязания, словесные игры).

          Широко проводилась работа с детьми в различных центрах, особенно по продуктивным видам деятельности. Детям была обеспечена возможность  отражения полученных знаний в разных видах художественно-творческой деятельности.

 Они участвовали в создании подарков для ветеранов фронта и тыла. В своих работах выражали отношения к нашему народу, победившему в Великой войне.

 По итогам детского творчества были организованы выставки, а потом весь материал систематизировали, обобщили и оформили книжки-самоделки и альбомы:

- «Слава народу-победителю»,

- «На Курской дуге».  

- «Битва за Москву».

- «Сражение за Заполярье».

- «Дети и война».

 В группе была проведена литературная гостиная «Поклонимся великим тем годам». Дети прочитали стихотворения о Великой Отечественной войне, о подвиге народа нашей Родины.

 В рамках музыкально-литературного вечера, который проводился в детском саду, дети нашей группы спели песню «День Победы».

 Дети группы активно участвовали в муниципальной акции  «Спасибо тебе, ветеран!» и были награждены благодарственным письмом.

 Наши дошкольники принимали активное участие в праздновании Дня Победы, чтоб поклониться великим тем годам. Они  посетили парад, возложили цветы к памятникам.  

 Важным итогом всего нашего проекта явилась совместная работа детей, родителей и педагогов, в  создании книги «Никто не забыт и ничто не забыто».

            В этой книге 2 раздела:

Первый  раздел –  оформленные картинки и сведенья, доступные детям дошкольного возраста.  

Второй раздел называется «Война глазами наших детей». В процессе оформления второго раздела использовали работы детей из выставок посвященных ВОВ, организованных в группе.

    Когда мы собрали книгу, дети получили большое удовлетворение,  гордость за свой труд, и старания.

            Во время реализации проекта все дети группы были вовлечены в поисково-познавательную деятельность, что помогло решить все поставленные задачи. Реализация этого проекта позволила познакомить детей с наиболее ярким событием из истории нашей страны, расширить интерес дошкольников к событиям Великой Отечественной войны,

III этап.  Итог проекта - презентация книги  «Никто не забыт, ничто не забыто».

В результате проекта у детей группы были сформированы:  

-  представления о главных событиях Великой Отечественной войны;

- чувство гордости за подвиги детей во имя спасения Отечества;

- познавательный интерес дошкольников к  событиям  Великой Отечественной войны;

- уважение к ветеранам войны и работникам тыла.

Литература.

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: методическое пособие для педагогов. /А.Я,Ветохина, З.С.Дмитриенко, О.В.Савельева, и др.. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): пособие для воспитателей ДОУ. – М.:Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: метод. пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: метд. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 

   

   

 

         

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа здорового ребенка" - формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о человеке посредством экспериментов и наблюдений.

В проекте представлена работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об организме человека посредством наблюдений и экспериментов....

Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями Отечественной войны 1812 года

Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями Отечественной войны 1812 года...

Консультация на тему: Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. Без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правил...

Информация для родителей на тему: «Книги детям старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне»

Воспитание любви Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается оно не с абстрактного «любите Родину, нашу страну», а с того отношения, которое формируется у ...

Формирование социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД

С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей дошкольного возраста о социальных явлениях была разработана обучающая методика. Цель обучения – формирование це...

Проект "Вечная память павшим, слава живым!"

laquo;Вечная память павшим, слава живым!»...

«Формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада в процессе дидактической игры»

Эффективное формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада происходит в процессе дидактической игры. Эффективным средством развития познават...