"Калейдоскоп эмоций"- открытое занятие в старшей группе детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гостищева Елена Владимировна

Образовательная область: социально- коммуникативное развитие.

Цель: расширение представлений детей об основных базовых эмоциях: радость, удивление, грусть, злость.

1.Введение в ситуацию.

2.Актуализация знаний ( создание проблемной ситуации).

3.Затруднение в ситуации.

4. Открытие нового знания, способа действия.

5. Введение новых знаний в систему знаний.

6.Осмысление, итог ( рефлексия).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «"Белоснежка" г. Надым

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы «Б»

Тема: «Калейдоскоп эмоций»

(образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»)

                                                                                                                                                       Автор:

                                                Гостищева Елена Владимировна

г. Надым, 2017 г.

Образовательная область

Социально- коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие;

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6лет старшаягруппа

Тема

«Калейдоскоп эмоций»

Цель

-Расширение представлений детей об основных базовых эмоциях: радость, удивление, грусть, злость.

Задачи

- Способствовать формированию умения передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимика, поза, жесты) и переключаться с негативных эмоций на положительные.

- Развивать чувство эмпатии, дружелюбие, коллективизм.

Материал

Аудиодиски с записью спокойной музыки, пиктограммы с изображением чувств радости, злости, удивления, грусти, удовольствия, плакат эмоции и чувства, развивающие игры, изображения сказочных персонажей.

Предварительная работа

-Знакомство с базовыми эмоциями: радость, злость, грусть, удивление;

-Прослушивание музыкальных произведений (без предъявления видеоряда);

-Проведение игр и упражнений.

Предполагаемый результат

Дети научились понимать и передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства.

Этапы

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение в ситуацию.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка детей.

Педагог- психолог собирает вокруг себя детей. Все приветствуют друг друга улыбкой. Улыбка согреет теплом, как солнышко и подарит хорошее настроение. (Приветствие разными способами). Я испытываю радость, что вы со мной вместе. А вы рады меня видеть? (Да, конечно). Сегодня мы с вами отправимся в мир человеческих эмоций. Вы знаете что такое эмоции? (Когда радуемся, огорчаемся, злимся) то, что мы чувствуем.  Эмоции - выражение нашего отношения к происходящему вокруг нас и внутри нас. Всю свою жизнь человек что- то чувствует, ощущает, испытывает огромное количество эмоций. Сегодня мы с вами вспомним какие эмоции и чувства переживает человек. Важно понимать, выражать свои эмоции так, чтобы другие люди вас правильно поняли.

А сейчас ребята, я вам загадаю загадку. Отгадайте и узнаете,какой необычный гость к нам сегодня придет!Хотите узнать, кто он?

Хоть с виду он и угловат,

Но очень строен, как солдат.

Вынослив, грамотен, умен-

Задачи все решает он.

И, если нужно, он готов

Осилить сотню языков.

К тому ж ему совсем не спится.

Он день и ночь готов трудиться.

Он по хозяйству помогает

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек!

А ведь совсем не человек.

( Робот).

Выслушиваются все вариантов ответов, воспитатель повторяет правильный ответ–робот.

В беседе взаимодействуют с педагогом- психологом.

Мотивация к познавательной деятельности

Ответы детей.

II.Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель предлагает детям подойти к роботу и поздороваться с ним.

Дети подходят, здороваются с роботом, рассматривают его. Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид робота.

- Робот обращается к детям: «Ребята, я многое умею: преодолевать препятствия, летать, выполнять различные поручения, люблю помогать людям, но мы роботы не умеем управлять своими эмоциями». На нашей планете произошел сбой в системе, мы растеряли все эмоции, роботы не понимают как им себя вести друг с  другом, людьми. Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение свое, своих друзей, взрослых. Научите меня пожалуйста, чтобы я смог показать это  другим роботам.

Участие в диалоге. Постановка детской цели

Выбор источников передачи информации  из личного опыта.

Ответы детей.

III. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения.

1.Разговор с детьми об эмоциях. Для чего они нужны.

Ситуация радости (подарок получил), а ребенок плачет. Видите, как важно понимать, выражать свои эмоции, чтобы другие люди вас правильно поняли. Важность эмоций, чувств. Мы должны помочь роботу, он ведь не знает как это сделать! Роботы выполняют все согласно алгоритму (определенной программе). Давайте ему покажем этот алгоритм.2. Педагог- психолог показывает лепестки веера, подсказки (заготовки). Первая эмоция (радость). Как это эмоция называется? Первое, что мы должны сделать- это найти нужный значок- смайлик с этой эмоцией. Нашли, приклеили. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Обратите внимание на выражение лица радостного человека. Второе- нашли нужное выражение лица на картинках. А теперь, рассмотрим ситуации, когда люди испытывают радость,  показываем роботу, прикрепляем. Вот наша подсказка первая (радость). Так мы с вами должны описывать каждую эмоцию (согласно этому алгоритму).

Фиксация затруднения.

Умение слушать поставленную задачу, предлагать варианты выполнения решений.

Ответы детей.

IV.

Открытие нового знания или способа действий.

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Объяснение и показ взрослого.

2. Следующая эмоция-удивление. Забегает персонаж под громкую музыку (лизун) с другой  планеты , что и робот. Пролетев, убегает. Замрите, посмотрите друг на друга.

Педагог- психолог: «Какие эмоции и чувства вы сейчас испытали? (удивление).

Эта эмоция называется удивление. Самая кратковременная эмоция. Возникает внезапно. Разговор об удивлении. Удивляться можно чему- то хорошему, или чему- то плохому. Давайте подойдем к столу, найдем нужный значок - смайлик, выражение лица, соответствующее этой эмоции. (глаза широко открыты, рот растянут, брови приподняты). Каждый из вас найдет картинки с ситуациями, где проявляется «удивление». Молодцы!  Вот еще одна подсказка для нашего робота, согласно алгоритму.

3.« Грусть». Какие вы еще знаете эмоции? Мы узнали радость и удивление.  Просмотр видео мультфильма «День рождение ослика ИА». Дети вместе с роботом отгадывают, какие эмоции там испытывает ослик ИА». Педагог: « А вы помните почему ослик  грустил»? (у него пропал хвост, никто не пришел на день рождение). А с какой погодой можно ассоциировать эту эмоцию? ( с плохой погодой, грозой, дождем). Эмоции, которые мы испытываем, мы легко прочитаем на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Эмоции бывают положительные и отрицательные! Примеры детей ( +радость, удивление, удовольствие, -- это страх, грусть, печаль, злость). Выполнение подсказки для робота, согласно алгоритму (значок- смайлик, нужное выражение лица, ситуации, в которых проявляется эта эмоция). (Вот тебе, Вертер еще одна подсказка с эмоцией «грусть»).

Надо быть повнимательнее друг к другу. У всех может быть такое эмоциональное состояние, когда они нуждаются в сочувствии и помощи других.

4. «Злость». Ребята, а если человек чем- то недоволен, раздражен, то, что с ним происходит?  (Он злится). Это еще одна эмоция, которую мы с вами рассмотрим, хоть и не очень приятную.

(Ссора, на что- то обиделись, разозлились).  Чувство злости может помешать  нам общаться?  Дети хотят играть с веселыми, добрыми детьми. Игра « Волшебная шляпа» ( проигрывание ситуаций со злостью).

-А если человек злится, как можно помочь? можно сказать «успокойся», «не злись, не сердись», можно поиграть в веселые игры, посмотреться в зеркало и улыбнуться, сделать вдох - выдох. Упражнение «Спаси птенца». Выполнение подсказки к эмоции «злость», согласно алгоритму (находим значок - смайлик, выражение лица соответствующей эмоции, ситуации, в которых проявляется злость). Вручение подсказки роботу.

Деление на команды (цветовое решение). Игра «Собери портрет» (радость, удивление, грусть, злость). Обсуждение каждого портрета с получившейся эмоцией.

Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов.

Наблюдение за процессом деятельности

Соблюдение правил в работе.

V. Введение новых знаний в систему знаний.

.

Закреплять новые знания и способы их применения.

Мы выполнили все задания, прикрепили подсказки. Смотрите, робот Вертер наш стал веселый и радостный. Дети по очереди повторяют, рассказывают роботу как проявлять эмоции, различать их. Закрепление. Дарят подсказки роботу в виде веера, который можно везде с собой носить, подсматривать, если забудешь. А какая эмоция понравилась больше? (радость, удивление). А какая тебе Вертер понравилась? ( радость- мне это нравится).- Я научился понимать, различать, изображать разные эмоции. Спасибо вам большое за это! Вы все ребята молодцы, справились со всеми заданиями!

Применение в практической деятельности и расширение полученных знаний. Двигательная активность.

Умение анализировать, сопоставлять информацию Умение работать самостоятельно

Соблюдение правил в работе и техники безопасности

VI Осмысление (итог)

Рефлексия

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

Рефлексия.

- Ребята, что сейчас делали? (помогали роботу). Что полезного они уяснили.

- Ребята вы смогли помочь роботу? (да)

- А знаете почему у вас все  получилось? ( вы вместе, дружно выполняли все задания). Вы узнали что такое эмоции, какие они бывают, как их определить, изменить настроение, чувства. Ключевым моментом здесь выступает та мысль, что не эмоции должны управлять нами, а мы ими!

Посмотрите, какой красивый веер у нас получился. Вручение подарков от Вертера.

Давайте вместе с нашим роботом встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг к другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем «До скорой встречи»!

Отвечают на вопросы воспитателя.

Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе «Дети имеют право на отдых»

Цель: - познакомить детей с понятием отдыха;- раскрыть возможное содержание отдыха;- учить интересно проводить свободное время;- учить детей заботиться друг о друге и о близких людях....

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

Открытое занятие в старшей группе детей с ОНР "Огород. Овощи"

Коррекционно-образовательные цели:Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках;Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свек...

Интегрированное занятие в старшей группе детей дошкольного возраста «Приключения Нолика»

Программное содержание:1. Учить решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.2. Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник,   т...

Конспект занятия в старшей группе детей дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешним видом; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о п...

Методическая разработка открытого занятие «Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»

Музыкальное занятие  в игровой форме с детьми дошкольного возраста старшей группы на развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, к...