Проектная деятельность
статья на тему

Гадеева Людмила Владимировна

Особенности педагогической технологии «метод проектов»:

1.  Предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исход из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого).

2.  Предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, т.к. ориентирована на практически методы приобретения знаний.

3.  Позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.

Основные этапы педагогической технологии «метод проектов»

1.  Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2.  Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.

3.  Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4.  Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5.  Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиций.

6.  Оценочно-рефлексивный этап: предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Алгоритм действий детей и взрослых на каждом этапе проектной деятельности

Алгоритм действий

Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности

Развивающий этап проектной деятельности

Творческий этап развития проектной деятельности

Шаг 1

Определение проблемы, отвечающей потребностям детей

Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Шаг 2

Постановка цели проекта, его мотивация

Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата

Самостоятельное определение детьми цели проекта

Шаг 3

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого, определение средств реализации проекта

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера, определение средств реализации проекта

Шаг 4

Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого

Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.

Шаг 5

Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Шаг 6

 

Совместное определение перспектив развития проекта

Определение перспектив развития проекта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_proekta.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Структура проекта. Жизненный цикл  проекта как временная структура деятельности

(по В.Н.Буркову, Д.А.Новикову)

Структурные компоненты (фаза, стадии, этап)

Содержание

1.Фаза проектирования (включает в себя построение модели проекта и план ее реализации)

Стадия: Концептуальная

1.Выявление противоречия.

 

2.Формулирование проблемы.

 

3.Определение проблематики.

 

 

4.Определение цели.

 

5.Выбор критериев.

1. Противоречие в практике. Определение главного звена проблемной ситуации.

2.Проблема как крупная практическая задача.

3. Проблематика как определение последствий разрешения проблемы как среды, надсистем, подсистем.

4.Определение целей проекта как антипода проблемы: без проблемы нет системы. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно.

5.Критерии эффективности проекта устанавливаются самими участниками проекта, возможно с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе. Являются «количественными моделями качественных целей».

Стадия: Моделирование

Этапы:

1.Построение моделей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оптимизация моделей

 

 

3. Выбор модели (принятие решения)

1. Прагматические модели как рабочие представления будущего проекта.

Условия дальнейшей реализации моделей:

- согласованность со средой;

- простота модели;

- адекватность цели критериям.

Методы построения моделей:

- метод сценариев

- графические методы

- метод структуризации

- метод дерева целей

- морфологический метод

- деловые игры

- метод мозгового штурма и др.

2. Нахождение среди множества альтернативных моделей наилучших в заданных условиях. Сокращение альтернатив, проверка отобранных моделей на устойчивость.

3. Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы. Методы: экспертизы, оценки качества экспертизы.

Стадия: Конструирование системы.

Этапы:

1.     Декомпозиция

 

 

 

2.     Агрегирование

 

 

 

 

3.     Исследование условий

4.     Построение программы

1.               Процесс построения общей цели проекта на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс возникающих задач. Основной метод – построение древа целей.

2.               Агрегирование (объединение в целое) как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы – определение конфигуратора, использование классификаций.

3.               Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и других условий реализации проекта в целом и по каждой его задаче в отдельности.

4.               Создание программы реализации проекта как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные сроки. Основные методы: определение основных вех, календарное планирование, сетевое планирование, диаграмма Ганта.

2. Технологическая фаза

Стадия: Реализация модели системы

Опытная работа по реализации проекта. Методы: обучение и воспитание, педагогические (образовательные) технологии, методы оперативного управления, контроль выполнения планов, внесение коррективов, дополнительное ресурсное обеспечение.

3.Рефлексивная фаза

Итоговая оценка (самооценка) результатов, рефлексия.

 

Самооценка результатов реализации проекта. Экспертиза с привлечением независимых экспертов.

Рефлексия как способ осознания целостности собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «Объективизация», «оборачивание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...