"Мы такие разные"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Реализация проекта строится на основе дополнительной развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Мы такие разные»

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость формирования у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о многообразии стран и народов мира.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования разрабатывается в соответствии с современными основными документами, регламентирующими деятельность ДОО, и строится на основе следующего нормативно – правого обеспечения:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155  «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3.049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Актуальность и особенности данной программы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Кемеровская область является многонациональным субъектом РФ, на её территории проживают более 100 народов (наций, народностей, этнических групп). Самые многочисленные национальные группы: татарская, украинская, чувашская.

 Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков. С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит, это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Поэтому возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Культура народов Кузбасса является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Кузбасса, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы по приобщению дошкольников к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы заключается в подборе и систематизации познавательного материала, адаптированного для дошкольников о многообразии народов России, в том числе и Кемеровской области. Программа отражает новые идеи, подходы и рекомендации к образованию детей и не дублирует программы дошкольного учреждения.

Практическая значимость представленных в программе материалов заключается в возможности их применения в условиях вариативных форм дошкольного образования.

Данная программа включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.

Сочетание различных видов деятельности дошкольников позволяет наиболее глубже прочувствовать ребенку принадлежность к культуре своего народа.

 В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами, орнаментами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором, национальными музыкальными инструментами народов России.

Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Результатом реализации данной программы является Фестиваль национальных культур «Народов мира дружная семья»,  а также выставки детских работ, фото презентации.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные и такие похожие

Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...

Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )

Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....

НОД «Снежинки такие знакомые и такие разные»

Цель: закрепить знания о зимнем явлении — снежинке...

Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"

Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....

Папка-передвижка "Ксилофон - такой простой и такой разный!"

Для родителей и всех интересующихся предлагается красочная папка-передвижка по одному из самых популярных инструментов для детского музицирования - ксилофону. Из нее вы узнаете, какие разнообразные и ...

"Такие разные и такие похожие"

Такие разные и такие похожиеНе всегда дети наследуют черты характера родителей, скорее, наоборот. Да и между собой братья и сестры часто бывают столь не схожи, что остается только удивляться. Даже ког...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...