Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Болгова Ирина Викторовна

Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия «семья». Помогает найти пути для формирования в детях понимания о правильных  взаимоотношениях  с  близкими  людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_nod_moya_semya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

детский сад   общеразвивающего вида «Солнышко»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по освоению образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

Группа, возраст: разновозрастная общеразвивающей направленности младшего возраста, 3-5 лет              

Воспитатель: Болгова Ирина Викторовна                    

Тема:  «Моя семья»                                      

Цель: продолжать формировать представления детей о семье, ее членах.

Программные задачи:

  1. Учить правильно, называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня».
  2. Учить детей использовать приём моделирования при составлении семьи из кругов,  сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения.
  3. Развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
  4. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи.

Материал и оборудование: картинка семьи, три медведя, солнышко и тучка из картона; круги из картона разных размеров, клей, листы бумаги, салфетки.

Предварительная работа: беседа о семье в нерегламентированное время, рисование дома для всей семьи, лепка посуды для всей семьи, рассматривание иллюстраций и фотографий  членов семьи, различных сюжетов из жизни семьи, разучивание стихотворений  о маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брате, чтение рассказов о семье.

Этап,

продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап,

2мин.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их и подарим им тепло своих улыбок.

Собрались сегодня с Вами, 
Чтобы всем нам стать друзьями. 
Поиграть, повеселиться 
И чему-то научиться! 
Без чего на белом свете 
Взрослым не прожить и детям? 
Кто поддержит вас, друзья? 
Ваша дружная... (семья). 

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного, тактильного контактов и т. д.

Организация образовательного пространства

Задают и отвечают на вопросы.

Психологическая готовность

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап актуализации знаний,

2 мин.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья? 
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. 
   Воспитатель: Как можно сказать одним словом о тех, с кем вы живете в одном доме?

  Дети: (семья, родные, родственники).

  Воспитатель: Да, действительно, самые родные люди — мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры — ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы -самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.

А теперь отгадайте загадку: 
Возле леса на опушке 
Трое их живёт в избушке. 
Там три стула и три кружки, 
Три кровати, три подушки. 
Угадайте без подсказки: 
Кто герои этой сказки? (Ответы детей) 
«Три медведя» 
Мишутка из сказки «Три медведя» ещё маленький, и, поэтому, он живет не один, а вместе со своей семьёй: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло  Потапычем. Его семья небольшая: всего трое.
Они любят друг друга и заботятся друг о друге

  Воспитатель: Семья Мишутки живёт в берлоге, дети,  а где живёт ваша семья?(Дом)

 Воспитатель: Какой красивый домик! (на мольберте картинка дома с фото семей детей) . Хотите узнать, кто в домике живёт?

Ребята, расскажите о вашей семье, о том, как вы живёте (2-3 рассказа)

Воспитатель: Молодцы ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

 Этап усвоения/ расширения имеющихся  знаний),

10 мин.

Игровое упражнение «Составь семью»

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам с помощью кругов составить семью (большой синий круг-дедушка, папа, мальчик; большой красный круг-бабушка, мама. девочка )

Воспитатель: Молодцы, отлично справились и с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем и расскажем «Кто как трудится в вашей семье?» Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или вы.

— ходит на работу? Кто?

— готовит пищу?

— ходит в магазин за продуктами?

— учит уроки?

— вяжет носки, варежки?

— наводит дома порядок: пылесосит, вытирает пыль,

моет полы?

— играет в игрушки?

— смотрит телевизор?

— Какие заботы по дому есть у вас?(мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать, кормлю курочек, рыбок)

Воспитатель: Молодцы, какие же растут помощники! А теперь ребята,  давайте поиграем. Игра называется «Скажи ласково».

Воспитатель:  Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково.

Например: «Мама — мамочка… (мамуля)»;

Папа — папочка, папенька, папуля;

Дочь-доченька, дочурка;

Сын — сынок, сыночек;

Сестра — сестрёнка;

Брат — братишка;

Бабушка — бабуля;

Дед — дедушка, дедуля».

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных и  никогда нельзя их огорчать.

Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Кирилл, для папы и мамы ты  кто? (сынок). А ты кто, Аня для папы и мамы? (дочка).

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для дедушки и бабушки

Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье, если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если разочарование, то тучку.

Воспитатель:

— Девочка моет посуду

— На прогулке мальчик  испачкал лицо и одежду

— Дети убрали за собой игрушки.

— Мальчики подрались

             Дети разбили мамину любимую вазу

— Дети поздравили дедушку с днем рождения

Воспитатель: Молодцы вы умеете радовать своих родителей, знаете как себя вести.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы,

моделируют, составляют связные высказывания, делают выводы

 

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, и т. д.

.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Динамическая пауза.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба,  все держаться друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

Проведение игры. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Участвуют в игре

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Практическая работа 

3мин.

 Воспитатель: В сказке есть волшебная птица, называют её – птица счастья, если эта птица залетит в чей-то дом, то будет там много здоровья, радости, успехов и я хочу, чтобы вы сейчас сделали таких птиц и подарили своим родителям, сказали пожелание: Пусть птица счастья принесёт вам удачу, здоровье, смех….

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Выполняют практическую работу.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Заключительный этап. Рефлексия

3 мин.

 Итог занятия:

Воспитатель: Друзья мои,  о чём мы с вами сегодня говорили? А что вам больше всего понравилось или запомнилось?

Воспитатель: У нас у всех есть семья. У кого — то большая, у кого — то по- меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Высказываются по поводу полученной информации,

качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т. д.

Осознание себя как участника познавательно

го, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Данная работа представляет собой технологическую карту  образовательной деятельности.Такие занятия по экологическому воспитанию дошкольников дают возможность детям ближе знакомиться с природой. О...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема "Когда бывает стыдно..."

Данная технологическая карта предназначена для детей 5 лет. в ней используются такие методы формирования нравственных ценностей, как аксиологические ситуации, театральный этюд, игра социально-нраствен...

Технологическая карта НОД, тема "Эмоции и настроение", образовательная область "социально-коммуникативное развитие"

Технологическая карта мероприятия НОД, образовательной области "социально-коммуникативное развитие"...