Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема "Когда бывает стыдно..."
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кузнецова Татьяна Григорьевна

Данная технологическая карта предназначена для детей 5 лет. в ней используются такие методы формирования нравственных ценностей, как аксиологические ситуации, театральный этюд, игра социально-нраственного ориентирования, ритуал приветствия со свечой, история о девочке, что способствует детям применить свои знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon styd_tehkarta.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  детский сад   общеразвивающего вида «Солнышко»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по освоению образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

 Группа, возраст: разновозрастная группа детей младшего возраста, 3-5 лет              

 Воспитатель: Кузнецова Татьяна Григорьевна                      

 Тема:  «Когда бывает стыдно…»                                      

 Цель: приобщение детей к нравственным ценностям

 Программные задачи:

  1. Познакомить детей  с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение, прощение.
  2. Формирование мотивации к осознанному соблюдению нравственных норм.
  3. Воспитывать ответственность за свои поступки, уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

Предварительная  работа: рассматривание иллюстраций по теме «Эмоции», беседы, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: свеча, мольберт, корзина, картинки с ситуациями, игрушка-собачка, шляпа, галстук, платок, бантик.

Этап,

продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап,

2мин.

Ребята, сегодня у нас необычный день! Вы спросите, почему? Да потому что к нам на занятие пришло много гостей, и все они хотят увидеть какие вы умные и воспитанные. Давайте их поприветствуем. (Здравствуйте, уважаемые гости. Мы очень рады вас видеть!).

А теперь, ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга с помощью свечи, потому что свеча - это символ чистоты и успеха.

«Я тебя Алина, очень люблю. Мне приятно с тобой общаться» и передаю ей свечу. Ребенок принимает свечу, повторяет фразу, обращаясь к сидящему рядом, и передает ему свечу. И так далее. (Данное упражнение позволяет настроиться на спокойную работу.)

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного, тактильного контактов и т. д.

Организация образовательного пространства

Задают и отвечают на вопросы.

Психологическая готовность

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап актуализации знаний,

2 мин.

 Я вижу, что теперь вы готовы посмотреть, что я вам покажу. А показать я хочу фотографию девочки. (выставляю на мольберт). Вот она перед вами. Как вы думаете, какое чувство испытывает девочка? Что с ней могло произойти?..

        А для того, чтобы узнать, что же на самом деле случилось с Олей, послушайте историю  про нее:

 “Жила-была на свете девочка Оля. Хорошая вроде девочка, но очень ленивая – не любила Оля убирать свои игрушки. Однажды мама как всегда убрала ее комнату, все аккуратно сложила. Пришла Оля с прогулки, и захотелось ей поиграть в куклы, потом порисовать, затем построить домик из кубиков. Незаметно наступил вечер, уже и спать надо ложиться. Бросила все Оля, легла на кровать прямо в одежде. В это время в комнату зашла мама. Увидев опять неубранные игрушки, она очень расстроилась, ушла на кухню и заплакала. Оля, увидев мамины слезы, поняла, что она плачет из-за нее. Она подошла, обняла маму и пообещала ей всегда убирать за собой разбросанные вещи и игрушки”.

Скажите, ребята, что почувствовала девочка, когда увидела, что мама плачет из-за нее? Какое она испытывала чувство? Да, правильно, это чувство стыда и вины. А еще, почему ей было стыдно, и почему она чувствовала себя виноватой?

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

 Этап усвоения/ расширения имеющихся  знаний),

10 мин.

- Ребята, а вы испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)

- Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то плохое, обидел друга).

- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин, которые заставляют переживать чувство стыда и  все люди когда-то чувствуют себя виноватыми.

Воспитатель. Чувство вины и стыда это  тяжелые чувства. Как от них можно избавиться? (Не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел, нужно честно признаться в своем поступке и извиниться, пообещать больше так не делать.  Вспомните, как девочка Оля поступила, когда ей стало стыдно?

- Как можно извиниться,  попросить прощения? (Ответы детей - сказать) 

- Извините, пожалуйста!

- «Прости, пожалуйста, я нечаянно»

- Я прошу прощения (за то, что…)

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы

 

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, и т. д.

.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Практическая работа 

3мин.

 А сейчас  я предлагаю вам игру  «Корзина ситуаций».

В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. (Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в парах и проигрывают их). 

        Дети, вы молодцы, вы смогли найти выход из каждой ситуации.

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Выполняют практическую работу.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Заключительный этап. Рефлексия

3 мин.

Сейчас, послушайте музыку и вспомните все, чем мы занимались и что нового узнали, а потом поделитесь своими впечатлениями.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Высказываются по поводу полученной информации,

качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т. д.

Осознание себя как участника познавательно

го, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Данная работа представляет собой технологическую карту  образовательной деятельности.Такие занятия по экологическому воспитанию дошкольников дают возможность детям ближе знакомиться с природой. О...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия «семья». Помогает найти пути для формирования в дет...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

         Данная работа представляет собой технологическую карту образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». ...