Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема "Когда бывает стыдно..."
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Данная технологическая карта предназначена для детей 5 лет. в ней используются такие методы формирования нравственных ценностей, как аксиологические ситуации, театральный этюд, игра социально-нраственного ориентирования, ритуал приветствия со свечой, история о девочке, что способствует детям применить свои знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
styd_tehkarta.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Группа, возраст: разновозрастная группа детей младшего возраста, 3-5 лет
Воспитатель: Кузнецова Татьяна Григорьевна
Тема: «Когда бывает стыдно…»
Цель: приобщение детей к нравственным ценностям
Программные задачи:
- Познакомить детей с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение, прощение.
- Формирование мотивации к осознанному соблюдению нравственных норм.
- Воспитывать ответственность за свои поступки, уважительное отношение друг к другу, к окружающим.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Эмоции», беседы, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: свеча, мольберт, корзина, картинки с ситуациями, игрушка-собачка, шляпа, галстук, платок, бантик.
Этап, продолжительность | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Результат деятельности |
Организационно-мотивационный этап, 2мин. | Ребята, сегодня у нас необычный день! Вы спросите, почему? Да потому что к нам на занятие пришло много гостей, и все они хотят увидеть какие вы умные и воспитанные. Давайте их поприветствуем. (Здравствуйте, уважаемые гости. Мы очень рады вас видеть!). А теперь, ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга с помощью свечи, потому что свеча - это символ чистоты и успеха. «Я тебя Алина, очень люблю. Мне приятно с тобой общаться» и передаю ей свечу. Ребенок принимает свечу, повторяет фразу, обращаясь к сидящему рядом, и передает ему свечу. И так далее. (Данное упражнение позволяет настроиться на спокойную работу.) | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т. д. Организация образовательного пространства | Задают и отвечают на вопросы. | Психологическая готовность Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Этап актуализации знаний, 2 мин. | Я вижу, что теперь вы готовы посмотреть, что я вам покажу. А показать я хочу фотографию девочки. (выставляю на мольберт). Вот она перед вами. Как вы думаете, какое чувство испытывает девочка? Что с ней могло произойти?.. А для того, чтобы узнать, что же на самом деле случилось с Олей, послушайте историю про нее: “Жила-была на свете девочка Оля. Хорошая вроде девочка, но очень ленивая – не любила Оля убирать свои игрушки. Однажды мама как всегда убрала ее комнату, все аккуратно сложила. Пришла Оля с прогулки, и захотелось ей поиграть в куклы, потом порисовать, затем построить домик из кубиков. Незаметно наступил вечер, уже и спать надо ложиться. Бросила все Оля, легла на кровать прямо в одежде. В это время в комнату зашла мама. Увидев опять неубранные игрушки, она очень расстроилась, ушла на кухню и заплакала. Оля, увидев мамины слезы, поняла, что она плачет из-за нее. Она подошла, обняла маму и пообещала ей всегда убирать за собой разбросанные вещи и игрушки”. Скажите, ребята, что почувствовала девочка, когда увидела, что мама плачет из-за нее? Какое она испытывала чувство? Да, правильно, это чувство стыда и вины. А еще, почему ей было стыдно, и почему она чувствовала себя виноватой? | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Этап усвоения/ расширения имеющихся знаний), 10 мин. | - Ребята, а вы испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да) - Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то плохое, обидел друга). - Если я правильно вас поняла, то существует множество причин, которые заставляют переживать чувство стыда и все люди когда-то чувствуют себя виноватыми. Воспитатель. Чувство вины и стыда это тяжелые чувства. Как от них можно избавиться? (Не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел, нужно честно признаться в своем поступке и извиниться, пообещать больше так не делать. Вспомните, как девочка Оля поступила, когда ей стало стыдно? - Как можно извиниться, попросить прощения? (Ответы детей - сказать) - Извините, пожалуйста! - «Прости, пожалуйста, я нечаянно» - Я прошу прощения (за то, что…) | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. | Участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы
| Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, и т. д. . Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Практическая работа 3мин. | А сейчас я предлагаю вам игру «Корзина ситуаций». В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. (Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в парах и проигрывают их). Дети, вы молодцы, вы смогли найти выход из каждой ситуации. | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Выполняют практическую работу. | Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
Заключительный этап. Рефлексия 3 мин. | Сейчас, послушайте музыку и вспомните все, чем мы занимались и что нового узнали, а потом поделитесь своими впечатлениями. | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т. д. | Осознание себя как участника познавательно го, творческого процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"
Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Данная работа представляет собой технологическую карту образовательной деятельности.Такие занятия по экологическому воспитанию дошкольников дают возможность детям ближе знакомиться с природой. О...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия «семья». Помогает найти пути для формирования в дет...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Данная работа представляет собой технологическую карту образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» на те
Конспект непосредственно образовательной деятельности...
Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Трудовая деятельность с детьми
Преспективный план работы с детьми, по трудовому воспитанию....
Планирование совместной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Беседы с детьми
Перспективное планирование "Беседа с детьми"...