Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Болгова Ирина Викторовна

           Данная работа представляет собой технологическую карту образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

          Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

          Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, формирует  навыки самостоятельного  решения проблем; учит анализу и синтезу, классификации,  обобщению информации, что, соответствует требованиям ФГОС и что,  несомненно,  пригодится детям в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologich._karta_nod_magnit_bolgova.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

детский сад   общеразвивающего вида «Солнышко»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Группа, возраст: разновозрастная общеразвивающей направленности младшего возраста, 3-5 лет              

Воспитатель: Болгова Ирина Викторовна

Тема:   «Волшебные свойства магнита»                   

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «магнит».
  2. Формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита.
  3. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства, активизировать словарь детей.
  4. Развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность.
  5. Развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их.
  6. Воспитывать инициативность, самостоятельность, культуру игрового общения.

  Материалы и оборудование:

  • сюрпризная коробка в ней: волшебная рукавица с вшитым магнитом,
  • тарелка с фасолью и скрепками, магниты по количеству детей, стаканы    с водой, скрепки, карточки с изображением предметов, карточки-схемы,
  • настольный бассейн, удочки по количеству детей, магнитные листы.

Этап,

продолжительность

Деятельность педагога

Содержание деятельности

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап,

2мин.

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного, тактильного контактов и т. д.

Организация образовательного пространства

Ребята, посмотрите, у нас гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим тепло своих улыбок!

Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а я вам приготовила сюрприз (показываю коробку). Хотите узнать, что в ней? (достаю рукавицу,  в которой спрятан магнит, надеваю на руку).

У меня есть рукавица,

С ней я просто мастерица,

Повнимательней смотрите,

За рукой моей следите.

(демонстрирую тарелку с фасолью и скрепками)

Задают и отвечают на вопросы.

Психологическая готовность

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап актуализации знаний,

2 мин.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

С помощью моей «волшебной рукавицы» я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, скрепки примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).

Попробуйте разгадать это волшебство? Почему скрепки прилипли к рукавице?

Дети: в рукавичке находится магнит.

Если не ответят (спросить из чего сделаны скрепки и к чему они прилипают)

Воспитатель: Верно, ребята, перед вами обычный  магнит, много секретов в себе он хранит. Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

 Этап усвоения/ расширения имеющихся  знаний),

10 мин.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

В. -Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Предлагаю всем пройти в нашу мини- лабораторию.

Опыт 1 «Всё ли притягивает магнит»

В. - У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов. Ваша задача: проверить, притягивает ли этот предмет магнит и почему?

Зафиксируем результаты опыта: на лист бумаги приклеим картинки с изображением предметов, которые притягивает магнит.

В: Расскажите, ребята, какие предметы приклеили? Почему?

Дети: (перечисляют) потому что магнит их притянул.

А какие предметы остались на столе? Из чего они сделаны?

В: Ребята, какой мы можем  сделать вывод?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Молодцы, эксперимент был сложный, а теперь я предлагаю закрепить наши знания по этому опыту, поиграв в одну интересную игру. Игра «Магнитик»

Опыт 2 «Не замочи руку»

В: А вот вам задача посложнее. У вас на столах стоят стаканы с водой, а в воде скрепка. Вам надо достать оттуда скрепку, не замочив рук. Условие: воду сливать нельзя. Как нам это сделать?

Гипотезы детей и работа над подтверждением. Дети проводят по стенке стакана и достают скрепку.

В: У вас получилось вынуть скрепку из стакана, не замочив рук?

Д: Да

В: Расскажите, как вы это сделали

Д: При помощи магнита

В: Какое новое свойство магнита мы открыли?

Делаем вывод: магнит действует сквозь стекло и воду, поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук. Крепим ещё одну схему с результатами нашего опыта.

В: А теперь я загадаю вам загадку, а вы отгадайте её:

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой?

Д: рыбка

В: Я приглашаю вас на рыбалку. А с чем ходят на рыбалку? Верно, с удочками.

В: Вот вам удочки, только удочки не простые, вместо крючков магниты. А вот и наш водоёмом, но что мы видим?

Д: Он загрязнён, там гайки, болты, скрепки, монеты.

В: Как вы думаете, рыбкам нравится жить в такой воде? Как мы можем им помочь? Я предлагаю выловить не рыб, а мусор,  очистить водоём с помощью волшебных удочек. Ну что, молодцы, по моему работа уже близка к завершению, какой чистый стал пруд!.

В: Вот так можно с помощью магнита сделать доброе дело!

С помощью этой игры мы ещё раз убедились в том, что магнит действует через воду.

Опыт 3

Сейчас мы проведём опыт со скрепкой и посмотрим, может ли скрепка сама стать магнитом. Я к магниту подвешу скрепку. Она что делает? (прилипла). Сделайте так же. К этой скрепке я подношу аккуратно вторую. Попробуйте и вы. Что произошло? Верно, она притянулась к первой. Давайте возьмём ещё одну скрепку и поднесём её ко 2-ой очень аккуратно. А сейчас я возьму 1-ую скрепку и осторожно уберу магнит. Смотрите: цепочка не сломалась. Как вы думаете, почему? Скрепки притягиваются друг к другу, потому что, пока находятся рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитами. Но скрепки обладают магнитными свойствами недолгое время. Совсем скоро они распадутся и станут обычными.

Вывод: Скрепки находясь рядом с магнитом, намагнитились и сами стали магнитами.

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.

Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы

(с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т. д.

 

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки

и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Практическая работа 

3мин.

 Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Ребята, магнит не только помощник,  но и художник. Взрослые рисуют магнитом с помощью металлических стружек,  но так как этот предмет не безопасный, мы будем рисовать магнитом с помощью скрепок. У вас есть образцы, можете своё что-то придумать. Если раньше мы делали из скрепок рисунок, он у нас распадался, то сейчас, что нам помогает - магнит. Рисунки наши готовы!

Выполняют практическую работу,

 делятся впечатлениями,  делают выводы).         

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Заключительный этап. Рефлексия

3 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Итог.  Ребята, вы были настоящими исследователями, хорошо потрудились, много узнали о магните. Давайте вспомним, какими свойствами обладает магнит.

Магнит притягивает металлические предметы

Магнит действует через воду и стекло

Магнит оказывает действие через бумагу

         Скрепки находясь рядом с магнитом, намагнитились и   сами стали магнитами.

Ребята, подскажите мне, а в нашей группе магнит нам помогает чем-нибудь?

Высказываются по поводу полученной информации,

качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т. д.

Осознание себя как участника познавательно

го, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по освоению образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» - ФЭМП, для детей 2...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Данная работа представляет собой технологическую карту  образовательной деятельности.Такие занятия по экологическому воспитанию дошкольников дают возможность детям ближе знакомиться с природой. О...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия «семья». Помогает найти пути для формирования в дет...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». Тема "Как хлеб на стол пришел"

Технологичесая карта НОД "Как хлеб на стол пришел" предназначена для детей 5 лет. В ней используется форма организации - экскурсия в музей хлеба, в процессе которой дети познакомятся с видам...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема "Когда бывает стыдно..."

Данная технологическая карта предназначена для детей 5 лет. в ней используются такие методы формирования нравственных ценностей, как аксиологические ситуации, театральный этюд, игра социально-нраствен...

Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по освоению образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»

Учить развивать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет. Учить четко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тих...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе с элементами экспериментирования.Тема: «Мыльные забавы»

Цель:  Формировать активные поисковые действия, с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность....