Цикл занятий по духовно - нравственному воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Палочкина Елена Витальевна

Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию в подготовительной группе  на тему:

«Семья и семейные ценности».

          Цель: формирование ценностных ориентаций детей.

         Задачи:

           Обучающие:

            1.        формировать у детей представление о семье, как о людях, которые   любят друг друга и заботятся друг о друге;

2.Формировать представление о составе семьи; расширять и закреплять представления о родственных отношениях;

3.Совершенствовать умение составлять рассказ о себе и своей семье, называя свою фамилию; имена и отчества родителей.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление; память, внимание;
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа:

• Знакомство и разучивание пословиц о семье;

• Разучивание и повторение стихотворений и потешек о семье «Наша доченька», «Ладушки-ладушки», «Расти коса до пояса…», «Из-за леса, из-за гор…», Е.Благинина «Посидим в тишине», «Мамины помощники», «Наш дедушка», «Бабушкина забота», И. Косяков «Мама», Н. Саконская «О маме» и др.;

• Беседа с детьми о семье;

• Выставка рисунков «Моя семья», изготовление альбома «Моя любимая семья»;

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная.

 

ХОД НОД.

1.Организационный момент.

Дети проходят в группу и присаживаются в кружочек на ковре.

Воспитатель: Дети, приготовьте свои руки, теперь прикоснитесь другу к другу ладошками. Почувствовали, какие у вас тёплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым сегодня наше общение. Ребята, сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы мне расскажите о чём оно (воспитатель читает завораживающим голосом).

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Воспитатель: О чём моё стихотворение?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать с вами? (О семье.)

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое семья, кого можно назвать семьей? (Рассуждения детей.) Семья – это самые близкие и любимые люди, которые заботятся друг о друге. Семьи есть разные, маленькие и большие.

 (слайд№1)

 Давайте перечислим всех членов семьи.

Я предлагаю поиграть в игру «Ты мне кто?» 

Кто нам брат, кто нам друг,

Становись скорее в круг.

Воспитатель-  водящий встаёт в середину круга и называет себя одним из членов семьи, например, «Я твоя мама, а ты мне кто?»  дочка.  Воспитатель подводит итог.

Дети, а для чего нам нужна семья? (ответы детей)

Я предлагаю вам поселить вместе тех людей, которые являются самыми важными для вас. Игра «Создай семью» (игра носит аспект диагностики внутрисемейных отношений). Дети по личному выбору распределяют картинки.

 (слайд №2)

Воспитатель: У каждой семьи есть свой дом. Давайте и мы с вами построим дома для своих семей (дети строят дома из плоскостных геометрических фигур). Какие замечательные дома у вас получились. Молодцы! Ребята, а кто хочет рассказать нам, о своей семье?  Что делает мама, что делает папа? Кто еще живёт в ваших домах?

(слайд №3, 4)

(Рассказы детей.)

Воспитатель: Как же много забот у ваших родителей. Когда они только все успевают? Я предлагаю отдохнуть. Динамическая пауза «Мамины и папины дела».

Дети встают в круг, звучит ритмическая, веселая музыка, воспитатель называет мамины и папины дела. Мальчики изображают папины, а девочки мамины.

Воспитатель: Ребята, ваши близкие целый день трудятся, устают, но когда наступает вечер, наступают те драгоценные часы, минуты, когда вся семья собирается у домашнего очага.

   Я приглашаю вас пройти к камину и зажечь домашний очаг. (Дети и педагог подходят к камину, садятся на диван, зажигают фонарь.)

(слайд №5)

Игра «Огонь волшебный...»

Воспитатель:

Огонь волшебный и могучий,

Развей над нами злые тучи,

Сердца детишек обогрей,

Заворожи нас поскорей.

(Дети вспоминают самые смешные, веселые события, происходившие в их семьях.)

Воспитатель: Ребята, а кто хочет нам рассказать, как вы проводите вечера дома вместе с родителями, чем занимаетесь?

(слайд №6)

Воспитатель: У меня в руках мягкий клубочек. Передавая его по кругу, назовите по очереди все ласковые имена, которыми называют вас дома.

(Передавая клубочек, дети называют свои ласковые имена.)

Воспитатель: Замечательные и такие добрые имена! А как вы называете своих родителей? (ответы детей). Есть такая пословица: «Когда семья вместе, так и душа на месте». Как вы ее понимаете? (Ответы и рассуждения детей.)

Воспитатель: Ребята, 8 июля в нашей стране отмечают праздник «День семьи, любви и верности». В этот день принято поздравлять те семьи, которые прожили  вместе долгую, счастливую, семейную жизнь. Символ этого праздника - ромашка. Я вам тоже хочу подарить ромашки, как символ семьи и любви. Самое ценное в жизни - это любимые и близкие люди.

(слайд №7)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в   подготовительной группе на тему:

«Семейные традиции в Древней Руси»

Цель: Познакомить с семейными ценностями древней Руси.

Задачи:

Обучающие 

1.Расширить представления детей об укладе семейной жизни славян, их семейных традициях.

2.Познакомить с особенностями их быта и воспитания детей.

3.Пополнение словарного запаса детей.

Воспитательные

1.Воспитывать любовь и уважение к семье, старшему поколению.

2.Воспитывать уважение к традициям своих предков.

Развивающие

1.Развивать интерес к истории своего народа.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок

Обсуждение поговорок и пословиц о семье.

Рассматривание иллюстраций: «Славянская семья», «Русская изба и её быт», «Ремесла древних славян» и др.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая

Ход НОД:

Вводная часть

В-ль: Ребята, скажите , пожалуйста , что такое семья? (ответы детей).У всех вас семьи разные и в каждой семье свои правила: как трудиться, как помогать друг другу, как воспитывать детей, как отдыхать ,как отмечать праздники и т. Д. У каждой семьи есть дом.

(слайд №1)

 Ребята, посмотрите на этот дом, он похож на  дома, в которых вы живёте со своими мамами и папами? (ответы детей)

Таких домов сейчас  нет, так жили люди в Древней Руси. Их дома очень отличаются от современных, а хотели бы вы узнать, какие у них были семейные традиции и обычаи? (ответы детей)

(слайд №2)

Семьи в Древней Руси были большие и дружные. В каждой семье было много детей (5,10 и более). Бабушки и дедушки жили вместе с молодой семьей и передавали им свой опыт.

Главой семьи был отец, его уважали и во всём слушали. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство.

(слайд №3)

С малых лет детей воспитывали в строгости, приучали почитать и уважать старших. Маленькие дети помогали вести хозяйство. С 6-7 лет выполняли всю работу наравне со взрослыми: работали в поле, пасли скот, ловили рыбу, носили воду, ходили в лес.

В-ль: Ребята, а вы помогаете своим родителям? Давайте поиграем в игру «Я помощник» (Дети садятся в круг и, передавая друг другу клубочек, называют, как они помогают дома). Я вижу, что вы тоже все хорошие помощники. Давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о труде? (ответы детей)

(слайд №4)

Все предметы в избе были сделаны своими руками, поэтому отец с детства обучал сыновей разным ремеслам: плести лапти, делать посуду, мастерить мебель и домашнюю утварь. Мать учила дочерей шить, вышивать, ткать, прясть и готовить еду.

В-ль: Я предлагаю поиграть в игру «Как называется этот предмет и для чего нужен?» (На столе лежат карточки с изображением предметов быта: ухват, прялка, скалка, кринка, туесок, сечка, чугун.)

В-ль: подводит итог игры. В старину все делали руками, а сейчас появилась бытовая техника, которая облегчила труд. «Игра найди пару».

Воспитатель подводит итог игры.

(слайд №5)

Приём пищи у наших предков считался святым делом. Стол накрывали белой скатертью, и во главу стола садился отец. За столом нельзя было вертеться, спорить, смеяться. Особенно почтенно относились к хлебу и соль.

 (слайд №6)

 Хлеб и соль стали символом русского гостеприимства. Уходя из дома, хозяин не закрывал дверь, а оставлял на столе еду для гостя.

 (слайд №7)

Славяне огромное внимание уделяли бережному отношению к природе, особенно к земле.

Ребята, как вы думаете, почему они так трепетно относились к земле? (ответы детей)

Земля была их кормилицей и давала им урожай.

(слайд №8)

Русский народ умел не только трудиться, но и отдыхать. Люди тщательно готовились к большим праздникам: мыли избы, наряжались, пекли пироги, приглашали гостей, а на счастье дарили друг другу обереги.

(слайд №9)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Мала пчелка, да и та работает. Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Маленькое дело лучше большого безделья. Больше дела, меньше слов.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно – нравственному

воспитанию в подготовительной группе

на тему «Современные семейные традиции».

Цель: Показать ценность семейных традиций в современной семье.

Задачи

Обучающие:

  • раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
  • формировать навыки ответственного поведения в семье;

Развивающие:

  • развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
  • развивать творческих способностей.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Предварительная работа: домашнее задание: рисунок на тему «Традиции  нашей семьи», беседа с детьми на тему «Праздники в нашей семье», «Как мы проводим выходные».

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательная, восприятие художественной литературы, игровая.

Ход НОД:

1.

Воспитатель приветствует детей, читает стихотворение

(слайд №1)

Воскресенье — вот везенье! 
Воскресенья так нужны! 
Потому что в воскресенье 
Мама делает блины. 
Папа к чаю чашки моет. 
Вытираем их вдвоем, 
А потом мы всей семьею 
Чай с блинами долго пьем. 
А в окошко льется песня, 
Я и сам запеть готов, 
Хорошо, когда мы вместе, 
Даже если нет блинов.

2.

О чём это стихотворение? (ответы детей)

Вот какое правило в этой семье – пить по воскресеньям чай с блинами, всем это приносит радость.  А можно ли его назвать семейной традицией? (ответы детей) Что такое семейные традиции? (ответы детей)

Традиции – это правила, которые принято соблюдать в семье: вместе ужинать, ходить в походы, украшать дом к празднику, печь пироги, ходить в лес и многие другие. Какие ещё могут быть семейные традиции?

 (слайд №2)

Воспитатель: А почему ребята их назвали «семейными»? (потому, что их придумали в семье, и все члены семьи соблюдают свои традиции, им это приносит радость). Ребята, а для чего нужны семейные традиции? (ответы детей)

(слайд №3)

Ребята, а вы любите, когда вся семья собирается вместе?

Посмотрите на ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с вашими родителями и расскажите, как вы проводите вместе время.  (рассказы детей).

(слайд №4)

Молодцы. Воспитатель подводит итог беседы.

Я предлагаю отдохнуть и собраться в поход.

(слайд №5)

Игра «Что возьму в поход?» (две команды собирают вещи в рюкзак, выбирают нужные предметы).  

Воспитатель подводит итог игры.

Молодцы, дети, в поход отлично собрались, настоящие туристы.

3.

Дети, вы сегодня много узнали о семейных традициях, но в каждой семье есть свои. Давайте нарисуем символ своей семьи, это какой-то значок, который покажет, что любят в вашей семье.

(слайд №6)

(дети рисуют фломастерами)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

традиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по духовно- нравственному воспитанию в средней группе. Из цикла «Читаем детям о войне».

Знакомить детей с произведениями о войне. Вызвать чувство уважения и гордости за защитников Отечества....

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Разработка занятия по духовно- нравственному воспитанию в средней группе. Из цикла «Читаем детям о войне».

Познавательный м-л о ВОВ. Знакомство с произведением Е. Благининой "Шинель"...

Разработка занятия по духовно- нравственному воспитанию в средней группе. Из цикла «Читаем детям о войне»."О чём рассказал старый альбом?"

формировать у  детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Воспитать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных и...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...