Мастер -класс "Формирование экологической культуры и экознаний через ознакомление с природой"
материал на тему

Мингазова Тамара Федоровна

Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологическая проблема стала центром внимания научных исследований. Человек и природа – актуальный вопрос современности. Массовое движение за чистоту окружающей среды привело к некоторой девальвации (потере, снижению). Обратимся к словарю: «Экология – греческое слово. Эко - дом, жилище, Родина; логос – учение. Иначе говоря – экология – наука о доме, Родине. Сегодня наш общий дом в опасности. Сколько лет назад прошла Чернобыльская авария, а ее последствие сказываются до сих пор. Более того, появляются новые зоны бедствия. В земле, в воздухе, воде обнаруживают токсичные вещества, гибнут от пожаров леса, в водоемах рыба. Исчезают ручьи, идет уничтожение «золотого запаса» жизни – генофонда редких животных. Но ведь природа – это не какое-то символическое богатство, это прежде всего труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее потомкам. Природа – богатство материальное, и без него, если оно оскуднеет по какой-то причине или обеднеет, мы беднее в буквальном смысле слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_formirovanie_ekologicheskoy_kultury.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА № 2

Автор:   воспитатель - Мингазова Тамара Федоровна

Тема ( проблема):   Формирование экологической культуры и экознаний через ознакомление с природой.

Цель мастер-класса: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов. проявлять заботу об окружающей природе, экологическое сознание, чуткость и неравнодушное отношение к изменениям, происходящих по вине человека.

Участники: педагоги образовательных учреждений

Время и место проведения: 22 февраля 2011г, МДОУ детский сад № 20 «Снегурочка»

План проведения мастер-класса:

  1. Презентация педагогического опыта
  2. Проведение имитационной игры
  3. Совместное моделирование
  4. Рефлексия

  1. Презентация педагогического опыта

Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологическая проблема стала центром внимания научных исследований. Человек и природа – актуальный вопрос современности. Массовое движение за чистоту окружающей среды привело к некоторой девальвации (потере, снижению). Обратимся к словарю: «Экология – греческое слово. Эко - дом, жилище, Родина; логос – учение. Иначе говоря – экология – наука о доме, Родине. Сегодня наш общий дом в опасности. Сколько лет назад прошла Чернобыльская авария, а ее последствие сказываются до сих пор. Более того, появляются новые зоны бедствия. В земле, в воздухе, воде обнаруживают токсичные вещества, гибнут от пожаров леса, в водоемах рыба. Исчезают ручьи, идет уничтожение «золотого запаса» жизни – генофонда редких животных. Но ведь природа – это не какое-то символическое богатство, это прежде всего труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее потомкам. Природа – богатство материальное, и без него, если оно оскуднеет по какой-то причине или обеднеет, мы беднее в буквальном смысле слова.

Остановить опасность, уберечь наш общий дом от катастрофы – задача будущих жителей планеты. Может быть старшее поколение, да и среднее, еще помнит из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением природы. Мы бегали босиком по росистой траве, собирали цветы, ели с кустов все, что съедобно, радовались снегу и солнцу. Кому не довелось испытать щемящее  чувство тоски и счастья, услышав перекличку лебедей. А пробовали ли вы лежать на душистом  лугу, раскинув руки и смотреть в темно-синее небо? При этом охватывает такое чувство невыразимого покоя и единения с этим небом. В такие минуты человек может сказать «Остановись, вот оно, настоящее счастье». Но редко выпадают такие минуты на нашу долю. Где же оно настоящее счастье? Где потерянный рай?

Еще мудрецы предупреждали: «Остановитесь, посмотрите, что же вы творите?» Люди сами себя осиротили, навсегда порвав с живым и прекрасным миром природы. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, желание сделать свой край краше. Любовь к природе, прежде всего, определяется бережным отношением к ней. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе – это сложное чувство, включает эмоциональную отзывчивость, интерес к природе, желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек независимо от возраста должен рачительно и бережно относиться к природе, сохраняя ее для будущих поколений.

Природа нашего края суровая и не похожая на природу других мест. (Слайды).

И сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное, познавательное путешествие в таинственный, неизвестный и чарующий мир природы.

  1. Проведение имитационной игры

Назовите составляющие природы. Правильно: это флора и фауна. Перечислите объекты живой и неживой природы (карта).

Природа – это бесценное богатство и наша задача не только сохранять и приумножать ее богатства. И так, мы начинаем путешествие по водным просторам (слайды).

- Кто знает, почему наше море называется Охотским? (ответы)

Все мы хорошо знаем, что коренные жители были нивхи, эвенки, ороки – они же и давали названия рекам, озерам, морю. Нивхи дали название «Пила керкк», что означает Большое море. Эвенкийское название «Ламу» – море. Японцы назвали «Охоцуку – кай» - первое – искаженное слово охотское, «Кай» – море. На картах землепроходцев море называлось по-разному. Москвитин именовал «Камским», сибиряки – назвали «Амурским», на карте Фалька в 1785 г. «Тунгусским» или «Ламским». А русские мореплаватели в 1811 – 1813 г. назвали Сахалинским морем. Современное  название появилось в 1949 г. и называлось Охотское и происходит от названия реки Охотки. Первые коренные жители устанавливали стойбища возле моря и охотились. Охотское море – одно из самых больших морей России. Его площадь 1,5 млн. километра. Оно омывает берега всей Сахалинской области. Охотское море очень холодное. Летом прогревается всего до глубины 25 метров. По богатству животного мира море не отличается от других морей.

- Как вы думаете, сколько видов рыб обитает в море? (300 видов рыб).

- Назовите какие виды рыб водятся в Охотском море. Молодцы, знаете обитателей моря. Воды Охотского  моря – это царство бычков, бельдюг, камбалы, мойвы, песчанки, сельди, лососи, горбуши, кеты, нерки, кижучи.

 Богато море и млекопитающими. Назовите, каких млекопитающих вы знаете. (Полосатый и пятнистый тюлень, нерпа, тихоокеанский лахтак (морской заяц), дальневосточная белуха). На скалистых островах птичьи базары: кайры, кулики, чайки, чистики. Охотское море часто называют «морским огородом», «кухней человечества». Как вы думаете, справедливы ли данные выражения? Обоснуйте.

Помимо морских обитателей в Охинском районе насчитывается 45 видов животных. Конечно, животный мир нашего края беден по сравнению с другими регионами. Мало видов земноводных и пресмыкающихся. Это серая жаба живородящая ящерица. Наиболее многочисленная группа – это птицы: тупик, утка, рябчик, сова, сокол, чистик, белая куропатка, дикуша (исчез вид), каменный глухарь.

Речная сеть севера острова отличается простым строением. Русла рек располагаются почти перпендикулярно к берегу моря. Реки небольшие 10-15 км длиной, русла извилистые, течение спокойное.

- Назовите речки, которые вы знаете (Волчинка, Лагурина, река Кыдыланьи протекает на месте бывшего Нефтегорска и  впадает в залив Пильтун.

Река Пильтун – «большой палец» - нивский.

Река Большая по длине вторая река, река Паромай – в долине реки бьет ключ.

Река Кента – от названия родов эвенков. Кента – стойбище располагалось в бассейне реки.

Река Чингай – в переводе деревянный божок.

    Немало в нашем районе и озер. Расположены они в основном в низовьях рек. Назовите какие вы знаете озера нашего края (Комсомольское, Светлое. Семиозерье, Сладкое, Медвежье). Но помимо этих озер есть еще не мало других, например: Теплое, Восьмерочное, Восьмое озеро, Большое асфальтовое озеро, Горькое, Длинное, Островное, Круглое, Великое, Тонкое, Рыбачье (кратко рассказываю об этих озерах)

   Группа млекопитающих на Севере обеднена.

- Назовите виды млекопитающих животных (заяц-беляк, белка, азиатский бурундук, лисица, соболь, бурый медведь, северный олень, лесная мышь). В озерах обитают - серая крыса, ондатра, норка американская, выдра, росомаха.

Животный мир Охинской природы не только разнообразен, но и уязвим. На протяжении многих лет истребляются животные, уничтожаются леса. Большие территории подверглись деградации и загрязнению нефтью, как это произошло с озером Пионерским, бывшей зоной отдыха. Все эти процессы не могли сказаться на популяции наиболее известных животных. В ХХ веке проблема сохранения и спасения наиболее редких и уязвимых животных стала всемирной.

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств – эти понятия в настоящее время приобрели особую актуальность. В результате хозяйственной деятельности человек вырубает леса, осушает болота, распахивает поля, строит фабрики, заводы – как итог, загрязняется окружающая среда, меняются привычные условия жизни диких животных, большая часть их обрекается на гибель.

Большинство видов животных и растений стали редкими или исчезающими в тех или иных частях планеты. Поэтому в борьбу за спасение животных и растений включились биологи-ученые, научные и общественные организации отдельных государств, а также международные общественные организации. Были подготовлены списки редких и исчезающих животных и растений, которые должны подлежать государственной охране.

Перед вами «Красная книга». Кто знает, в каком году появилась Красная книга (1966г). И что означает «красная» в данном случае (тревожная, опасная). А еще листы этой книги были окрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. В зависимости от того, насколько редок или уже исчезает данный вид, он заносился на соответствующий лист. Самые тревожные – красные листы. Самые отрадные – зеленые листы. Этот цвет означает, что после принятых мер положение с этим видом улучшилось, но пока его нельзя упускать из виду. Охраняемые территории Сахалинской области занимают площадь 800 тыс.га.

В области созданы два заповедника республиканского значения, один природный парк, 12 заказников, 47 памятников природы.

На территории Охинского района расположены два заказника и два памятника природы (рассказываю о них).

Мы с вами знаем немало представителей животного мира и сейчас, уважаемые коллеги, прошу вас побыть в роли ученых экологов.

Мы знаем 3 класса позвоночных - млекопитающие, земноводные, пресмыкающие. Перед вами картинки с изображением животных. Для этого нам необходимо разбиться на две команды.

        Задание для первой команды: отобрать картинки с изображением животных, которые  обитают в Охинском районе.

        Задание для второй команды: отобрать животных, которые занесены в Красную книгу Сахалинской области.

Выполняют задание.

  1. Совместное моделирование

А) Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)  Составление проектов по теме мастер-класса:

1 команда – «Сохранение водных ресурсов Сахалинской области»

2 команда – «Сохранение животного мира Сахалинской области»

Алгоритм создания проектов:

  • Название проекта
  • Проблема
  • Цель проекта
  • Задачи проекта
  •  Сроки реализации проекта
  •  Социальные партнеры проекта
  •  План реализации проекта:

             - организационный

             - практический

             - обобщающий

  •    Способы распространения информации о проекте
  •    Ожидаемые результаты
  •    Смета расходов по проекту

  1. Рефлексия

        1. Цели прихода на мастер-класс;

        2. Что взял полезного (интересного);

        3. Хочется ли что-то отметить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»

«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»...

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры через ознакомление с природой Мамонтовского района»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры  через ознакомление с природой  Мамонтовского района»средняя группа...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...