«Использование современных образовательных здоровьесберегающих технологий в развитии двигательных действий"
учебно-методический материал на тему

Черненко Елена Александровна

выступление на пед.совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_tema_zdorovesberegayushchie_tehnologie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных образовательных здоровьесберегающих технологий в развитии двигательных действий"

Отдельно образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Физическое развитие», которая включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Физическое развитие», но и интегрировано, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», применение которых возможно, если будет, осуществляется корректировка технологий, в зависимости  от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано в ДОУ здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивности технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействия детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально – педагогической деятельности.

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в области физического развития:

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Выделяют три группы технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технология эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
  2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, физкультурные занятия на свежем воздухе, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.
  3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемые в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Одна  из технологий  направления на здоровьесбережение, это проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 – 7 лет в дошкольных организациях.

Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого внимания со стороны всего персонала дошкольной организации: заведующей, врача, медицинской сестры, воспитателя, помощника воспитателя. Должна быть хорошо продумана организация работы, подготовлены условия для проведения занятий, обеспечен тесный контакт с родителями.

Методика  организация физкультурных занятий в течение всего года на открытом воздухе предусматривает проведение их в старшей и подготовительной группах, т.е. с детьми 5-7 лет. Проводят занятия воспитатели групп.

Медико – педагогический контроль над проведением занятий осуществляют врач, медицинская сестра и заведующая ДОО.

Важным является создание в ДОО условий для проведения занятий на воздухе. Для этого используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории ДОО и в округ здания. Вокруг площадки нужно разместить гимнастическую стенку с 8-10 пролетами, гимнастические бревна, гимнастические скамейки, мишени для бросков, яму с песком для прыжков; иметь в достаточном количестве мячи, скакалки, обручи и другие физкультурные пособия. Все это позволит повысить эффективность занятий, сделать их более интересными.

Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей.

При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшем к холоду, можно несколько облегчить одежду, а детям, вновь приступившим к занятиям, часто болеющим, плохо переносящим холод («зябким»), вначале нужно разрешить заниматься в более теплой одежде.

Обувь следует подбирать на 1-2 размера больше стопы ребенка, чтобы не нарушать кровообращение не стеснять ногу. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной.

Рекомендуется после занятий  (особенно в сырую погоду) просушивать одежду и обувь детей в сушильных шкафах.

В средней полосе России занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха - 15 –180С. При температуре воздуха ниже – 180С продолжительность занятия должна быть сокращена  до 15-20 мин., а заниматься могут группы детей 2-3 года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах, чтобы не снижать достигнутого уровня закаливания детей. После физкультурных занятий дети в раздевальных или групповых помещениях растираются сухим полотенцем, полностью переодеваются в повседневное белье и одежду.

Начинать занятия на открытом воздухе следует в теплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие переохлаждения, и происходит приспособление к меняющимся условиям внешней среды и повышается закаленность детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Проводить занятия надо регулярно, а не от случая к случаю, и стремиться, чтобы все дети их посещали.

Продолжительность занятий на воздухе соответствует  СанПиН 2.4.1.3049-13 гл. 12, п.12.5. структура занятий традиционная: вводная, основная и заключительная части.

Группа

Продолжительность частей (мин.)

Общая продолжительность занятия (мин.)

вводная

основная

заключительная

Старшая

3-4

19-23

3-4

25-30

Подготовительная

4-5

22,5-26

3,5-4

30-35

Круглогодичные занятия физкультурой на воздухе способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно – психического развития детей, развитию движений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО

Одной из форм здоровьесберегающей деятельности в нашем детском саду  осуществляется в виде проведения физкультурных занятий на открытом воздухе. Физические упражнения на свежем воздухе способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются комплексы физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по сезону), на случай дождливой погоды, порывистого ветра.

Задачи этой деятельности:

  • Развить физические качества;
  • Оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
  • Осуществлять профилактику нарушений опорно – двигательного аппарата;
  • Прививать привычку повседневной физической активности;
  • Накопление знаний о здоровье и умений оберегать его.

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров;
  • Недопустимо проведение закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакциях (страха, плача, беспокойства);
  • Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно;
  • Систематичность и постоянство закаливания.

Условия эффективности закаливания:

  • Рациональная, неперегревающая детей одежда;
  • Четкое отслеживание температуры воздуха;
  • Гигиенические процедуры после занятий на воздухе.

В нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме;
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
  • Занятия – соревнования, эстафеты;

Занятия проводятся в конце прогулки, т.к. дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении. После физкультурных занятий дети в раздевальных или групповых помещениях растираются сухим полотенцем, полностью переодеваются в повседневное белье и одежду. Обязательно воспитатели, помощники воспитателя  контролируют соответствие одежды детей температуре воздуха в групповых помещениях.

Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается путем включения в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтальные и групповые способов организации детей при выполнении основных движений, подбору эстафет и игр. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное чередование нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Вводная часть начинается (в теплое время года) с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение проводится в помещении, и вводная часть начинается с выхода детей на улицу. После непродолжительной ходьбы дается бег (медленный) по площадке в течение 2-4 мин. (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляется подготовка к предстоящей интенсивной мышечной деятельности.

Основная часть занятия включает в себя общеразвивающие упражнения, после которых проводится бег, со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 сек. До 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением: для выполнения упражнений в основных движениях.

На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях, которые чередуются с бегом со средней скоростью. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра – эстафета. Дозировка физических упражнений осуществляется воспитателем с учетом конкретных условий. Особое внимание нужно обращать на качество выполнения движений, использование упражнений, способствующих формированию правильной осанки и развития свода стопы, следить за правильным дыханием детей. Подвижная игра обеспечивает наибольший эмоциональный подъем, самую большую двигательную активность детей и в связи с этим наибольшие сдвиги физиологических показателей основных функций организма.

В заключительной части занятия происходит снижение физической нагрузки, переход детей к более спокойному состоянию. Здесь проводится медленный бег, который переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6-8 дыхательных упражнений.

Физкультурные занятия на открытом воздухе предусматривает использование 50 % времени для выполнения беговых упражнений. Бег является самым доступным физическим упражнением и обеспечивает развитие различных мышечных групп и тренировку детского организма. Воспитатель, врач, медицинская сестра, наблюдая во время занятий за детьми, отмечают наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции не должны быть чрезмерны: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

Сочетание таких занятий  с утренней гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке позволяет полностью освоить программу по развитию движений.

Обеспечение высокой эффективности занятий может быть достигнуто только при тесном контакте коллектива детского сада с семьей каждого ребенка. На родительских собраниях решаются вопросы преемственности в осуществлении закаливающих мероприятий, проведение физических упражнений на открытом воздухе в детском саду и в семье. Конкретно обсуждается состояние здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода.

Таким образом, круглогодичные занятия физкультурой на воздухе способствует повышению общей неспецифической резистентности детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшения нервно – психического развития детей, развитию движений. Все это позволяет достичь выраженный оздоровительный эффект. Дети хорошо себя чувствуют при различных меняющихся метеорологических условиях, резких перепадах температуры в помещении и на открытых площадках; они не боятся холодного воздуха, воды, умеют преодолевать трудности.

Все это свидетельствует о том, что проведение физкультурных занятий на открытом воздухе в течение всего года является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего развития.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации для детей дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях/ Авт.-сост.  Юрко Г.П. и др.
  2. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13
  4. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.
  5. Тимошкина О.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Инструктор по физкультуре. 2013. № 2.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)

Конспект  занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с  использованием муль...

Конспект интегрированной НОД « Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в средней группе» «Прогулка в зимний лес»

Цель: Продолжать формировать представления детей о жизни диких животных. Задачи: 1. образовательные Расширить представления детей о диких животных. Развивать связную речь, совершенствовать грамм...

Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.

В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих кул...

Конспект непрерывной образовательной деятельности: речевое развитие с использованием современных образовательных игровых технологий и технологии "ТРИЗ"

конспект занятия  речевое развитие с использованием современных образовательных игровых технологий и технологии "ТРИЗ"...

Консультация на тему:Использование современных образовательных ИК технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптиро...