ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
проект (средняя группа) на тему

Наталья Васильевна Кужекина

Создание предметно-развивающей среды в средней группе.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

 

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-развивающей среды.

 

ЦЕЛЬ:

 

 формирование предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

 

ЗАДАЧИ:

·        изучение и внедрение  новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках ФГОС, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.А. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой);

·        создание предметно-развивающей и предметно-игровой среды в группе с учетом возрастных особенностей детей;

·        организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

·        создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

·        комфортных условий пребывания воспитанников.

·        приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 

I. Этап – организационный.  (1месяц)

-          изучение проблем и постановка цели проекта;

-          определение принципов создания предметно-развивающей среды;

 - выбор оптимально-приемлемых вариантов  оформления помещения;

 - изучение литературы на тему проекта

    II. Этап – основной. (7 месяцев)

 - сотрудничество с родителями

 - оптимизация игрового пространства

 - рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности»: обновление и пополнение уголка природы, уголка экспериментирования.

 - пополнение физкультурно-оздоровительного уголка «Мы - спортсмены»

III. Этап – итоговый. (1 месяц)

 - завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям;

-          подведение итогов – определение задач для новых проектов.

 

ПРИНЦИПЫ создания предметно-развивающей среды

-       Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми.

-       Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения.

-       Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

-       Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

-       Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

-       Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

-       Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

-       Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В созданной предметно-развивающей среде, у детей активно развивается и усваивается информация об окружающем мире в ходе игр и других видах детской деятельности. Предметно-развивающая среда направлена на развитие познавательных качеств, социального взаимодействие, на формирование психологических качеств, а так же развитие исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями ДОУ, и использован в работе с детьми 4-5 лет.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А.Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.).

2. Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде ДОУ.

3. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).

4. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.

5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.

6. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.

8. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организац ова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003ии предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.

9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелк

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА:

Создание предметно-развивающей среды в средней группе.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-развивающей среды.

ЦЕЛЬ:

 формирование предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

ЗАДАЧИ:

  • изучение и внедрение  новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках ФГОС, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.А. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой);
  • создание предметно-развивающей и предметно-игровой среды в группе с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • комфортных условий пребывания воспитанников.
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I. Этап – организационный.  (1месяц)

  • изучение проблем и постановка цели проекта;
  • определение принципов создания предметно-развивающей среды;

 - выбор оптимально-приемлемых вариантов  оформления помещения;

 - изучение литературы на тему проекта

    II. Этап – основной. (7 месяцев)

 - сотрудничество с родителями

 - оптимизация игрового пространства

 - рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности»: обновление и пополнение уголка природы, уголка экспериментирования.

 - пополнение физкультурно-оздоровительного уголка «Мы - спортсмены»

III. Этап – итоговый. (1 месяц)

 - завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям;

  • подведение итогов – определение задач для новых проектов.

ПРИНЦИПЫ создания предметно-развивающей среды

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми.
  • Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения.
  • Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
  • Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
  • Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
  • Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В созданной предметно-развивающей среде, у детей активно развивается и усваивается информация об окружающем мире в ходе игр и других видах детской деятельности. Предметно-развивающая среда направлена на развитие познавательных качеств, социального взаимодействие, на формирование психологических качеств, а так же развитие исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями ДОУ, и использован в работе с детьми 4-5 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А.Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.).

2. Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде ДОУ.

3. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).

4. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.

5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.

6. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.

8. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организац ова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003ии предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.

9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...