Статья "Игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
статья на тему

Статья "Игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ридецкая Виктория Сергеевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 9 «Алёнушка»,

 г. Коряжма

ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье изложены актуальность и последовательность работы по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: ориентирование в пространстве.

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их не сформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

В свете этих данных актуальным представляется развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Психолого – педагогические  исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качества предмета.

Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой. Для решения данной проблемы организовала углубленную работу по формированию пространственных представлений у детей с 4 до 7 лет.

Цель работы: формирование пространственных представлений у дошкольников. Для реализации цели решались следующие задачи:

  1. Закрепить ориентирование на собственном теле;
  2. Обучить ориентированию в микропространстве;
  3. Обучить пониманию и употреблению предлогов;
  4. Обучить ориентированию на листе бумаги;
  5. Обучить ориентированию в макропространстве (помещении группы).

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

Развитие пространственной ориентировки осуществляется в несколько этапов:

1 этап. Обучение детей ориентировке «на себе». Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Шло формирование у детей четких представлений о своем теле и его симметричности. Дети учились различать парно противоположные стороны своего тела. В ходе упражнений и игр у детей формировались представления о пространственном расположении частей тела.

Дети овладевают ориентировкой «на себе» в младшем возрасте, закрепляют в среднем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволило детям овладеть в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но и от любых других объектов, «от другого человека». Это, во-первых. Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам – передним (лицевым), боковым, верхним и т. д. И, наконец, в-третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя». На основе знания своего тела, т. е. ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево. Ребенок может устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня – стол, позади – шкаф, справа – дверь, а слева – окно, вверху – потолок, а внизу – пол).

И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети отгадывали, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняли игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно формировался первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраивалось восприятие самого пространства.

Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка «от объектов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Ориентировки «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяли детям уяснить значение таких пространственных предлогов, как «в», «под», «на», «за». Предлог «на» обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог «под» – с нижней стороной; предлог «в» воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта. Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивало у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление «вверх – вниз» («вверху – внизу») позволяло ребенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления «направо – налево» («справа – слева») помогло лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю. Направление «вперед – назад» («впереди – сзади») способствовало уяснению таких пространственных отношений, как «впереди», «перед», «напротив», «за», «позади», «посередине» и «между» при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета. Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки «на себе» и «на внешних объектах».

3 этап. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений. На этом этапе детей учили анализировать и самостоятельно создавать простейшие пространственные построения из игрушек. С целью подготовки детей к самостоятельному соотношению пространственных построений, детей учили обследовать пространство. Обучение моделированию помещений начинается с совместного обследования, с определенной точки отсчета (от двери, слева – направо). Это дает детям возможность запомнить расположение мебели в помещении. Такое обследование лучше проводить индивидуально и неоднократно.

Для моделирования использовали детали конструктора, строительного материала. С помощью педагога дети обследовали детали и выбирают те, формы которых соответствуют форме предметов мебели. Анализировали форму помещения и соотносили с формой стола или листа картона. Форма модели должна соответствовать форме комнаты.

4 этап. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Обучение на этапе развитие ориентировке в пространстве с помощью схем проводится по следующим направлениям:

  • Обучение ориентировке по картинке – плану;
  • Знакомство детей с условными изображениями предметов;
  • Формирование у детей умений соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой;

Использовался такой прием «Оживи картинку». Подбирали цветную картинку, на которой ребенок все может узнать, подбирали такие же игрушки и детей учили располагать игрушки как на картинке.

Для обучения ориентировкам в пространстве важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомить их с графиками, схемами, моделями. Для этого включали в работу кубики Никитина («Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех»), палочки Кюизенера.  

Использованные литературные источники

  1. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Методические рекомендации / [Сост. Л.А. Дружинина и науч. ред. Л.А. Дружинина].  – Челябинск: АКИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
  2. Математика от трех до семи: для воспитателей детских садов / Авт. – сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: «Акцидиент», 1997.
  3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  4. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008, – 384 с.
  5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2004, – 80 с.

   6.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. Учеб.  Пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр  «Академия», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"

Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Умение ориентироваться в пространстве — важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространствен...