ЭССЕ на тему: "Мои педагогические находки"
статья на тему

Ганиева Лиана Ильясовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

 

ЭССЕ

на тему

«Мои методические находки»

Ганиевой Лианы Ильясовны,

воспитателя  МАДОУ «Березка»

 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

 

Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно поэтому, считаю, что в дошкольном учреждении должны работать активные, инициативные, творческие люди, которые личным примером ведут за собой детей, которые  способны раскрыть творческое начало в ребенке.

Я работаю с детьми на протяжении 8 лет. Это доказывает, что я «не случайный» человек в образовании, так как люблю свою работу, получаю от нее удовольствие. В работе с детьми я стараюсь быть доброй и в то же время строгой, открытой и понимающей. Все хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровение, радость, любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живем.

Дети моей группы (в прошлом году я выпустила подготовительную группу, а в этом году  у меня  средняя группа с 4 до 5 лет) любят лепить и рисовать. При этом я отмечаю, что уровень развития мелкой моторики очень слабый – им тяжело размять пластилин, раскатать колбаски или наоборот, скатать шарики. Очень заметно, что дома дети практически не лепят, и пластилин попадает им в руки только в детском саду.

 

 Исходя из возникшей проблемы, я   решила, не только провести работу с родителями по данной теме, но и сама предприняла определенные  действия.

Еще в прошлом году  я успешно реализовывала дополнительную образовательную программу «Пластилинография» в рамках кружка. Эта нетрадиционная техника рисования пластилином стала для меня тогда настоящей находкой.

Что же мне мешает продолжить данную работу с учетом возраста детей 4-5 лет?  И в этом году я адаптировала данную программу для детей средней группы.

Техника рисования пластилином привлекла меня тем, что она очень проста в исполнении, не требует больших затрат, вызывает интерес у детей и при этом не перегружает их. Пластилинография представляет собой создание лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Это целая область творчества, имеющая свои виды и техники, а не только приятный досуг. Благодаря пластилинографии возможно находить ответы на многие развивающие и образовательные задачи в процессе игры.

Для меня важно то, что лепка способствует:

во-первых, тренировке пальцев, развитию мелкой моторики, и активизации расположенных на кисти сенсоров, которые имеют связь с работой мозга;

во-вторых, снятию мышечного и эмоционального напряжения.

Для того, чтобы дети успешно освоили навыки пластилинографии, я применяю различные приемы. Вот некоторые из них.

Во-первых, игровая мотивация, которая является важным стимулом развития познавательного интереса. На каждом занятии мною создается проблемная ситуация. Перед детьми для того, чтобы разрешить данную проблемную ситуацию, ставится проблемная задача, которая наталкивает на то, чтобы искать пути и средства решения, вследствии чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Во-вторых, все движения предлагаю воспроизводить в воздухе. К примеру, детям предлагаю показывать движения в воздухе, раскатывать, к примеру, «бревнышки». 

В-третьих, совместные действия. Когда ребенок испытывает сложности в выполнении какого-либо приема самостоятельно, то я обязательно предлагаю ему свою помощь.

В-четвертых, работа детей на общем фоне. Для этого применяю форму коллективной деятельности - дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Вначале на своих рабочих местах дети делают «заготовки», а после уже подходят к фону. Пока ими не освоится техника прижима к фону, лист бумаги находится в горизонтальном положении; как только дети осваивают прижимать к нему детали, фон располагается вертикально. Данная последовательность действий позволяет детям менять позу во время занятия. 

В-пятых, подбор стихов, загадок к теме занятия. С моей точки зрения, с помощью их возможно дать представление детям о  характерных чертах, повадках животного, которые дети постараются отразить в поделках.. 

С моей точки зрения, знакомство детей с пластилином, его свойствами и освоение простых приемов пластилинографии – это очень важный подготовительный этап в работе.

Прежде всего детей необходимо научить правильной постановки пальцев, приему отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, скатыванию шариков между двумя пальчиками, надавливанию, размазыванию подушечками пальцев, а также работать на ограниченном пространстве.

Самые первые работы  детей достаточно просты:  «Солнышко», «Цветочек», «Грибочек», «Дождик». 

Далее дети уже совершенствуют технику рисования пластилином:

во-первых, они учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика, рисуя различные деревья, солнышко и т.д.;

во-вторых, учатся создавать изображения из большого количества одинаковых деталей (столбиков).

Со временем дети начали создавать композиции, при этом сочетать различные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию и пластилинографию (к примеру, для снеговика дети сначала подготавливали основу, рисуя снежную вьюгу, а уж затем размазывали пластилин по контуру снеговика). Чтобы придать работам выразительность дети закрепляли навык применения вспомогательных предметов (так, к примеру, крылышки и хвостик птички дети делали из пёрышек, цветок тюльпана выполняли из пластмассовой ложки).

Мною всегда организуется выставка детских работ, которую регулярно обновляю. Она привлекает детей и родителей, которые теперь дома  стараются чаще давать детям пластилин или тесто. Для родителей  я подготовила консультации и памятки на  такие темы как: «Как правильно выбрать пластилин, его разновидность», «Занятия с пластилином в домашних условиях». 

Анализ моей работы по использованию пластилинографии в работе с детьми в условиях кружка показал, что у детей наблюдается:

во-первых, рост в развитии сенсорных способностей;

во-вторых, рост композиционных навыков;

в-третьих, улучшение координации рук, мелкой моторики.

Мой творческий опыт невелик, рано ещё говорить о больших достижениях, но планы колоссальны, есть и небольшие победы. И уже сегодня испытываю чувство гордости за то, что в первых успехах моих воспитанников есть частичка моего труда, и что принадлежу к числу тружеников – воспитателей.