АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА ОВЗ
рабочая программа на тему

пашина ольга анатольевна

АДАПТИРОВАННАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 44 «ДЮЙМОВОЧКА»

 663600 г. КАНСК, УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ, 9 (ТЕЛ. 83916127229)

ИНН 2450021251 / КПП 245001001

ЛИЦЕНЗИЯ А № 284305 (1076-Л)

ОГРН 1062450002383

сайт: www. доу_44.канск24.рф

эл. почта: doy44dyimovochka@yandex.ru

СОГЛАСОВАНО

Законный представитель (мать)

__________

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ № 44 «Дюймовочка»

___________

 

Адаптированная образовательная программа

ФИО (ребенка)

Сроки реализации программы: 26.12.2016 - 31.05.2018г.

Авторы:

Педагог-психолог:

Учитель-логопед:.

Воспитатели:

Музыкальный руководитель:

 Специалист ПМПк:

Законный представитель

г. Канск 2017г.

Содержание

№п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел. Пояснительная записка.

3-5

1.1

Общие сведения о ребенке.

3

1.2

Психолого-педагогическая характеристика.

3-4

1.3

Цели и задачи.

4-5

1.4

Ожидаемый результат.

5

II

Содержательный раздел

5-9

2.1

Образовательная деятельность

5-6

2.2

Коррекционная деятельность

6-7

2.3

Воспитательная работа

7-9

III

Организационный раздел

9-11

3.1

Режим дня

9-10

3.2

Расписание специалистов

10

3.3

Методические пособия

11

3.4

Кадровое обеспечение

11

2.Целевой раздел

Пояснительная записка.

       Адаптированная образовательная программа на ФИО РЕБЕНКА (дата рождения) воспитанника  МАДОУ № 44 «Дюймовочка» (далее ДОУ) разработана в соответствии с:

  • ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации»)

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. № 1155)
  •  Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”
  • Заключением городской ПМПК (имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе социальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями.)  № 26 от 21.12.2016 г.
  • ООП ДО МАДОУ № 44 «Дюймовочка»
  1. Общие сведения о ребенке:

ФИО, дата рождения

Домашний адрес

МАДОУ № 44    подготовительная группа.

  Сведения о семье.

   Законный представитель (Ф.И.О ) (мать)

Возраст ,образование среднее.

Место работы: 

 Другие члены семьи:  бабушка

Атмосфера в семье

 Характер взаимоотношений родителей с ребенком.

В семье соблюдается режим дня.

  1. Психолого-педагогическая характеристика

   Внешне мальчик всегда опрятен и аккуратен. Хорошо идет на контакт как с детьми, так и со взрослыми. Дети группы относятся положительно к ребенку, всегда готовы принять его в свои игры. Взаимоотношения со всеми детьми группы ровные, поведение адекватно ситуации. Проявляет интерес к индивидуальным и групповым занятиям, в том числе и со специалистами. Общественные поручения выполняет с удовольствием.

     В образовательной деятельности -  активен, не усидчив, часто отвлекается.  

   Владеет обобщающими понятиями. Из геометрических фигур выбирает и называет фигуры. Разрезные картинки до 20 частей собирает по образцу. Соотносит число с цифрой, навыки устного счета до 10 и обратно сформированы в полном объеме. Может мысленно найти часть от целой фигуры, находить отдельные фрагменты.  Старается отвечать на вопрос полным предложением, умеет пересказывать. Охотно участвует в сюжетно – ролевых играх. Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности, к подвижным играм, любит конструировать.  Проявляет  инициативу в общении как со взрослыми так и со сверстниками группы

       Программный материал усваивает на среднем уровне.

Навыки общественного поведения сформированы не в полном объеме.

1.3.Цель Программы: создание специальных условий для получения образовании.  Коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Коррекция звукопроизношения.

Задачи:

- развивать артикуляционную моторику, правильное произношение и графические навыки;

- формирование ритмико – слоговой структуры слова;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- формировать грамматические категории;

- развивать фонематический слух, связную речь;

- формировать предпосылки к учебной деятельности.

1.4. Ожидаемые результаты:

-комфортно чувствует в условиях ДОУ;

- активно использует в речи сложные и простые предложения;

- расширится круг общих представлений;

- будет владеть соответствующими обобщающими понятиями;

- мотивационно и психологически готов к обучению в школе.

2.Содержательный раздел.

2.1. Образовательная деятельность

      Воспитанник посещает комбинированную группу подготовительного дошкольного возраста, которую посещают 21 ребенок, 11мальчиков и 10 девочек, два  ребенка с ОВЗ. Программа разработана на один учебный год.        Учитывая психофизические особенности возраста, особенности развития ребенка и постепенность усвоения новых навыков, занятия дублируются.

Раздел деятельности

В начале учебного года

В конце учебного года (результат)

Оценка

Коммуникативное развитие

Развиты в соответствии с возрастом

Развиты в соответствии с возрастом

Социальное развитие

Сформированы в соответствии с возрастом.

Сформированы в соответствии с возрастом.

Речевое развитие

Не достаточно хорошо владеет устной речью, не может использовать речь для выражения своих мыслей. Затрудняется в составлении рассказа из личного опыта, в сочинении коротких сказок на заданную тему, не может говорить спокойно не повышая голоса. Мало –знаком с произведениями детской литературы

Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, составления рассказа, коротких сказок, говорит спокойно не повышая голоса. Складываются предпосылки грамотности, знаком с произведениями детской литературы

Познавательное развитие

Не достаточно обладает элементарными представлениями в области математики, не способен к принятию собственных решений

Путает право-лево,  часто не включается в образовательную деятельность, если включается, то быстро утомляется.

Достаточно обладает элементарными представлениями в области математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания

Различает понятия право-лево,  включается в образовательную деятельность, меньше отвлекается, повышается работоспособность.

Художественно – эстетическое развитие

( музыка)

Не проявляет активность в доступных видах музыкальной деятельности(песни,

Муз. Игры, танцы)

Активно участвует в разных видах музыкальной деятельности (пение, муз.игра, танцы)  повторяет движения.

Физическое развитие

Сформированы в соответствии с возрастом.

Сформированы в соответствии с возрастом.

Социально-бытовое развитие

Сформированы в полном объеме

Сформированы в полном объеме.

2.2. Коррекционная деятельность (из программы педагога-психолога и учителя- логопеда).

Перспективное планирование воспитательно – образовательной деятельности

месяц

Индивидуальная работа

Задачи

Сентябрь

Речевые д/игры «Закончи слово», «Поймай звук», «Веселый поезд»

Графические диктанты, ориентировка по клеточкам

- развитие артикуляционной моторики

- формирование ритмико – слоговой структуры слова, лексико – грамматических средств языка.

развивать графомоторные навыки

Октябрь

Работа с картинками

устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель)

раскрашивание, дорисовывание, аппликация, работа с пластилином и т.д

Д/игра «Слепой лабиринт»

развивать мышление, память, внимание

совершенствовать  умение свободно использовать различные приемы усвоенные ранее в продуктивных видах деятельности(вырезание, дорисовывание, раскрашивание и.т.д)

закрепить умение ориентироваться на ограниченной территории, развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами.

Ноябрь

Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д

Копирование заданного образца(работа в тетрадях)

Графические диктанты, ориентировка по клеточкам

Игра «Шнурочки»

Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух.

развивать мышление, память, внимание.

развивать графомоторные навыки.

Развивать мелкую моторику рук

Декабрь

Речевые игры «Назови больше качеств», «Как сказать иначе», «Чем похожи(не похожи)предметы»

Графические диктанты, ориентировка по клеточкам

Упражнения на активизацию словаря и разнообразных грамматических форм

развивать графомоторные навыки

Январь

Речевые игры: «Скажи(произнеси)любое слово», «Назови слово, которое обозначает предмет, действие, цвет и т.д»

Работа с картинками

устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель)

Развивать фонематический слух и связную речь

развивать мышление, память, внимание

Февраль

Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д

Копирование заданного образца(работа в тетрадях)

Графические диктанты, ориентировка по клеточкам

Игра «Шнурочки»

Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух.

развивать мышление, память, внимание.

развивать графомоторные навыки.

Развивать мелкую моторику рук

Март

Игра «Поймай звук», «Назови лишний слог», «Определи место звука»(по карточкам), «Будь внимателен»

Проговаривание и заучивание поговорок, чистоговорок и т.д

Закреплять правильное произношение звуков в словах, упражнять в звуко – слоговом анализе и синтезе слов.

Развивать интерес к художественной литературе, пополнять словарный запас, развивать фонематический слух.

Апрель

Речевые игры: «Скажи(произнеси)любое слово», «Назови слово, которое обозначает предмет, действие, цвет и т.д»

Работа с картинками

устанавливать последовательность по серии картин, составлять рассказ, (по тематике недель)

Развивать фонематический слух и связную речь

развивать мышление, память, внимание

Май

Закрепление пройденного материала.

  1. Воспитательная деятельность

Для формирования инициативы в общении и взаимодействии с детьми и педагогами, воспитателями группы и специалистами ДОУ запланирована воспитательная работа на 2017 – 2018 уч.г. в рамках АОП:

Сентябрь:

1.День Знаний «День знаний»!

Цель: воспитание положительного отношения к детскому саду, к детям и взрослым, создание положительного эмоционального состояния у ребенка.

2.Формировать навыки в изобразительной деятельности.

3. Расширять представления о предметном окружении.

Октябрь:

  1. Интегрированное занятие. Познавательное развитие « В гостях у сказочницы»

Цель: развитие творческих способностей и умения включаться в коллективные игры, систематизировать и проверить знания детей.

2.Формировать предпосылки к учебной деятельности;

Ноябрь:

  1. Спортивное развлечение «Дружная семейка»

Цель: упражнять в ходьбе и выполнении упражнений на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

  1. Развивать мышление (мыслительные операции)
  2. Развивать пространственно – временные отношения.

Декабрь:

  1. Новогодний утренник  «Сказочный снегопад».

Цель: создание праздничного настроения, развитие умения декламировать стихи для зрителей (родители и дети).

  1. Формировать предпосылки к учебной деятельности;
  2. Развитие социально – бытовых навыков.

Январь:

  1. Развлечение «В поисках здоровья».

Цель: Формировать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками и родителями.

Развитие графомоторных навыков и зрительно -  двигательную координацию.

Февраль:

  1. Выставка плакатов «День защитника Отечества».

Цель: воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества.

  1. Развивать пространственно – временные отношения
  2.  Развитие и коррекция артикуляционной моторики
  3. Обогащение и активизация словарного запаса (через разные виды деятельности)

Март:

  1. Музыкальная программа «Мамочка моя – самый лучший друг».

Цель: развивать умение и потребность заботиться о близких женщинах.

  1. Формировать элементарные математические представления в пределах программы.

Апрель:

  1. «Неделя здоровья»

Цель: воспитание элементарных навыков ведения здорового образа жизни, правил и норм поведения.

  1. Развитие наглядно – образного мышления.

Май:

  1. Чтение стихов, посвященных Дню Победы.

Цель: развитие умения декламировать стихи для зрителей (дети).

  1. Беседа «Правила поведения на улице».

Цель: формирование правил и норм поведения на дороге и тротуаре.

Работа с родителями:

 Рекомендации по подборам таких дидактических игр, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у ребенка  желание заниматься умственным трудом.

1.Консультация о необходимости закреплять изученный материал в детском саду и дома.

2.Беседы на морально-этические темы.

3. Рекомендации по формированию стремлений добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

 

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ребенка с ОВЗ

Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях

Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ

Индивидуальное консультирование

Совместная работа по выстраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях

Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ

Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения  в отношении ребенка с ОВЗ

Групповое и индивидуальное консультирование

3.Организационный раздел.

3.1 Режим дня

      Так как воспитанник посещает группу комбинированного вида, то выполняет режим 12-ти часового пребывания в детском саду.

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯГРУППА

(С 6 -7 Л.)

Прием, осмотр, игры,  дежурство

7.00-8.25

Утренняя гимнастика

8.25-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.40-8.55

Подготовка к НОД

8.55-9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9 00-11.00

Второй завтрак

10.30-10.40

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

11.00-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.15

Игры, самостоятельная деятельность детей. Дополнительные образовательные услуги.

15.15-16.10

Уплотненный полдник

16.10-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка, наблюдения, труд, игры. Дополнительные образовательные услуги.

16.30-18.45

Прогулка, уход домой

18.45-19.00

     Непосредственно-образовательная деятельность по образовательным областям осуществляется в соответствии с методическим содержанием программ и пособий, перечисленных в ООП МАДОУ № 44 «Дюймовочка» и расписанием, утвержденным заведующим ДОУ.

    Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксе,  также реализуется через рабочие тетради библиотеки программы «Обучения и воспитания»: прописи (развитие моторики), развитие речи, математика, уроки грамоты, что позволяет в полном объеме, при индивидуальной работе с детьми добиться позитивной динамики усвоения программного материала.

         В подготовительной группе – 17 видов непосредственно образовательной деятельности:  3 «Физическое развитие», 4 «Познавательное развитие», 2 «Музыкально-художественная деятельность», 2 «Конструктивно-модельная деятельность» и 1 «Художественная деятельность» (1 рисование, 1 лепка, 1 аппликация), 2 «Речевое развитие». 1 «Художественная литература» 2 «Социально-коммуникативное развитие».   В свободной деятельности 1 «Социально-коммуникативное развитие» и 1 «Познавательное развитие».

Особенности организации совместной деятельности в ходе режимных моментов

День недели

Формы работы

1

2

Комбинированная группа

Понедельник

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Дидактические игры по теме «Я – человек».

Ознакомление с новой сюжетно – ролевой игрой.

Игры на развитие движений.

Продуктивная деятельность детей (рисование).

Свободное общение детей со взрослыми.

Самостоятельная деятельность.

Вторник

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Приобщение к изобразительному искусству.

Разучивание песен, танцевальных движений.

Формирование представлений об этике.

Работа по экономическому воспитанию.

Свободное общение детей со взрослыми.

Самостоятельная  деятельность детей.

Среда

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Познавательно – исследовательская деятельность.

Игры на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Сюжетно – ролевые игры.

Игры на развитие движений.

Свободное общение детей со взрослыми и сверстниками (развитие грамматического строя  речи).

Продуктивная деятельность детей (лепка).

Четверг

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Индивидуальная работа по конструированию.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Театрализованная деятельность.

Сюжетно – ролевые игры.

Свободное общение детей со взрослыми (рассматривание иллюстраций, картин).

 Самостоятельная деятельность детей.

Пятница

Игры на развитие лексико – грамматических категорий.

Индивидуальная работа над звукопроизношением.

Игры на развитие мелкой моторики.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков.

Хозяйственно – бытовой труд (оказание помощи взрослому и сверстнику).

Игровые ситуации.

Обучение сюжетно – ролевой игре.

Игры на развитие движений.

Индивидуальная работа по обучению грамоте.

Свободное общение детей со взрослыми.

Самостоятельная деятельность детей.

 

  1. Расписание специалистов.

   

   Коррекционная и воспитательная работа осуществляется, чаще в форме индивидуальных занятий по расписанию.

Специалист

График

Учитель-логопед

Вторник  – с 15.15 до 15.35 часов

Пятница  – с 15.15 до 15.35 часов

Педагог –психолог

Среда  – с 09.30 до 10.00 часов

Воспитатели

Понедельник с 10.30 до 11.00 часов

Среда с 15.30 до 16.00 часов

3.3 Кадровое обеспечение.

Ф.И.О.

Должность

Квалификация

3.4 Методические пособия.

        Для реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы с ребенком-ОВЗ организуется развивающая предметно-пространственная среда, которая создаётся в соответствии с определёнными принципами. Она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна:

- кабинет для индивидуальной работы (со специалистами);

- рабочее место для ребенка (стол, стульчик по ростовым показателям);

- материалы для продуктивных видов деятельности (цветная бумага, картон, клей, пальчиковые краски, карандаши, восковые мелки,  пластилин и т.д.);

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры и игрушки.

Используемая литература:

  1. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, Москва, Просвещение 2009 г.;
  2.  «Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты» - СПб.: Дельта, 2009
  3.  Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 4 – 7 лет. – М.: Махаон, Азбука  - Аттикус, 2014. – 112 с.
  4.  Лекомцев А. Учимся быть внимательными: стихи загадки на внимание. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 45с.
  5.  Круглова А.М. Простые упражнения для развития логического мышления. М.: РИПОЛ классик 2013. – 96 с.
  6.  Иншакова О.Б Альбом для логопеда. – 2 – е изд., и доп.испр. т доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2015. – 279.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...