Консультация для воспитателей Тема: "Воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста"
консультация по теме

Некрасова Оксана Викторовна

Основными задачами экологического образования являются:

- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

- Формирование знаний о природе;

- Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_ekologiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

www.logoped.ru

       

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. 

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М. Камшилов.

Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.

Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:

- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

- Формирование знаний о природе;

- Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.

Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства. 

Работа ведется по двум направлениям:

- Формирование начал экологической культуры у детей;

- Развитие начал экологической культуры у взрослых.

В своей работе использовала следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:

- самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций;

- постановка опытов и экспериментов;

- стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изо деятельности, в труде по уходу за животными и растениями.

Наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них.

Наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их.

Совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков.

Чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе.

Еженедельное проведение занятий по экологии, использование ИОС (игровых обучающих ситуаций), беседы, развивающие игры развивают положительное эмоциональное отношение к природе.

Работая воспитателем в старшей группе, выбрала направление: «Воспитание у детей экологической культуры».

Изначально была проведена диагностика знаний и умений детей по экологии, на основе которой позже и был разработан проект под названием «Зеленый наряд Земли», в который я включила и опытно – исследовательскую работу, и изо деятельность, и активную деятельность родителей воспитанников.

Цель проекта – актуализировать знания детей о разнообразии растительного мира.

Реализацию проекта начала со знакомства детей с овощами и фруктами, их разнообразием, сходством и отличием, пользой для человека.

На занятии «Чудесная корзиночка» дети учились называть, различать, описывать овощи и фрукты, а затем рисовали и наклеивали по желанию в импровизированную корзинку.

Проводила дидактические и настольные игры «Кто быстрее соберет фрукты (овощи)», «Съедобное, несъедобное», «Что лишнее?», «Как зовут тебя деревце?» и др. Систематическая и последовательная работа помогла мне научить ребятишек классифицировать овощи и фрукты, называть их, включить в свой словарный запас. Совместно с родителями я организовала выставку под названием «Дары природы» из овощей, фруктов, природного материала.

На следующем этапе проекта я знакомила детей с сезонными изменениями в природе. Ежедневные наблюдения помогли детям анализировать, сопоставлять, делать выводы. Ребята отражали свои наблюдения в рисунках, в календаре природы.

Большую роль играет совместная деятельность педагога и детей. Вместе с детьми мы учились ухаживать за растениями в группе, мыли листья, поливали и рыхлили землю, проводили подкормку цветов, сажали лук в сухую и сырую землю, наблюдали, где быстрее вырастет перо. Дети с огромным интересом наблюдали за процессом роста лука и с восторгом рассказывали каждое, замеченное ими ново изменение.

Проводились опыты с водой, снегом, воздухом, как они влияют на развитие и рост растений. Интерес детей был огромный, они с увлечением делились впечатлениями со своими родителями.

На третьем этапе я познакомила ребятишек с лесом, его обитателями. Мои ребятки узнали, что такое кладовая природы, рисовали деревья, грибы, ягоды, научились их различать и называть.

На каждом занятии использовала художественное слово, народный фольклор (потешки, загадки, песенки и др.), материал из детской энциклопедии и другой познавательной литературы.

Дети узнали произведения писателей – природоведов В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина и др.

Использовала и музыкальный материал. (П. Чайковский «Времена года», детские песенки)

Привлекались и родители, с которыми проведен конкурс экологического плаката, конкурс моделей одежды из бросового и природного материала.

Параллельно с ознакомлением с природой мною проводились занятия по изо деятельности. Дети рисовали, наклеивали, лепили то, что увидели, что запомнили, что сами захотели сделать своими руками. Это «Грибная полянка» и «Кисть рябины», и «Овощи для щей», и «Зайкина морковка».

Завершением проекта стал стенд с фотографиями под названием «Экология и я – лучшие друзья», а также альбом с работами детей.

Не были забыты и родители, которых мы с детьми приглашали на занятия. Для них проведены консультации на экологические темы, и КВН «Природа вокруг нас», на котором подведены итоги конкурса экологического плаката, моделей одежды из бросового материала.

Из результатов проведенной мною работы сделала вывод:

- Дети научились самостоятельно наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, делиться своими мыслями.

- Стали проявлять интерес к комнатным растениям, ухаживать за ними.

- Наметилось позитивное изменение поведения детей в природе.

- Дети начали проявлять интерес к познавательной литературе.

Таким образом, повышение определенного уровня экологических знаний детей – это результат работы над проектом, результат моих педагогических усилий, которые и мне помогли повысить свой профессиональный уровень и помогут планировать свою работу в будущем.