Мастер-класс "Формирование у детей нравственных ценностей через дидактические и развивающие игры"
учебно-методический материал по теме

Кочубей Нина Ивановна

В современных условиях, когда обществом потеряны существовавшие ранее принципы и нормы морали, а новые еще размыты, в числе важнейших задач воспитания стоит духовно-нравственное воспитание.

Духовно – нравственное воспитание на сегодняшний день - одно из самых востребованных понятий. Духовность – это высшая ценность, качество, достижение человека.

Раздел «Духовно- нравственное воспитание» включен во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи реализует дополнительную программу духовно-нравственного воспитания «Программу социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» под редакцией Людмилы Владимировны  Коломийченко на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Данная программа реализуется в нашем ДОУ с сентября 2015 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи

Дергачевского района Саратовской области

Выступление и мастер – класс на тему:

«Формирование у детей нравственных ценностей через дидактические и развивающие игры»

Подготовила:

Кочубей Н.И. – старший воспитатель

МДОУ детский сад «Солнышко»

р.п. Дергачи

Дергачи,

22 ноября 2017 г.

 Слайд 2. «Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий»

 Василий Александрович Сухомлинский

 

Слайд 3. В современных условиях, когда обществом потеряны существовавшие ранее принципы и нормы морали, а новые еще размыты, в числе важнейших задач воспитания стоит духовно-нравственное воспитание.

          Духовно – нравственное воспитание на сегодняшний день - одно из самых востребованных понятий. Духовность – это высшая ценность, качество, достижение человека.

Слайд 4. Раздел «Духовно- нравственное воспитание» включен во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи реализует дополнительную программу духовно-нравственного воспитания «Программу социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» под редакцией Людмилы Владимировны  Коломийченко на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Данная программа реализуется в нашем ДОУ с сентября 2015 года.

В преддверии выбора педагогическим коллективом данной программы было проведено социологическое исследование педагогов и родителей «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ».

Слайд 5.  Результаты социологического исследования показали следующие данные:  - 83% педагогов считают себя верующими;

- 17% - скорее верующими.

-  71% родителей и 100% педагогов считают, что дети должны  получать знания о традиционной православной культуре в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, результаты исследования выявили, что дети должны получать знания о традиционной православной культуре в дошкольном  образовательном учреждении и что необходимо работать над реализацией данной программы, с целью преобразования дошкольного учреждения в социальный институт, содействующий развитию духовно-нравственной личности ребенка – дошкольника.

Слайд 6-7. Педагогический коллектив МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи в   течение трёх лет работает над решением следующих задач по формированию у детей нравственных ценностей, которые представлены на следующем слайде:

(на слайде, все не зачитываю)

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
  2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.
  3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
  4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
  5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
  7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление  помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
  8. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.
  9. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Слайд 8.  Практика работы над решением данных задач показала, что в дошкольном возрасте именно игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, продавца, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Слайд 9.  Коллектив педагогов нашего ДОУ на протяжении 3-х лет постоянно следит за дидактическим сопровождением парциальной программы «Дорогою добра». (на слайде дидактическое сопровождение – это совокупность дидактических средств (дидактических игр, пособий, рабочих тетрадей) и технологий их использования в образовательном процессе). Так 30 сентября 2015 года педагоги нашего ДОУ приняли участие в вебинаре «Игра как ведущий вид деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» и 29 февраля 2016 года в вебинаре «Дидактическое сопровождение парциальной программы «Дорогою Добра».

Слайд 10.  На основе материалов данных вебинаров мы приобрели и используем в работе такие игры как настольная игра «Пожар в лесу» (следует отметить, что потенциал дидактических игр по программе «Дорогою добра» в половом воспитании – гендерном подходе), цель данной игры – активизировать мысль ребёнка в выборе адекватных средств для нахождения решения в различных ситуациях, способствовать осознанию нравственной ценности поступков людей разного пола, воспитание мужественности: перед мальчиком стоит выбор «Что нужно сделать? Позвонить или убежать играть в мяч».

Слайд 11.  Лото «Труд мужской и женский» данная игра более приемлема для решения задач, связанных с обобщением информации о характерных делах людей разного пола.

Слайд 12.  Домино «Мужские и женские принадлежности».

Правила, существующие в разных видах игр, имеют также большое воспитательное значение в процессе полоролевой социализации – они предопределяют специфику взаимоотношений между детьми, актуализируют у них такие проявления как доброжелательность, бесконфликтность, эмпатийность, миротворчество и таких как решительность, честность, принципиальность, благородство, твёрдость характера, умение достойно проигрывать.

Слайд 13. Хочется также отметить, что особое внимание по дидактическому сопровождению программы «Дорогою добра» уделяется блоку «Человек в своем крае». Именно по этому разделу разработан ряд дидактических игры с региональным содержанием (на слайде «Наше Прикамье», «Промыслы Прикамья», «Народы Прикамья», «Труженики Прикамья», «Путешествуем с Топтыджкой по Пермскому краю», «По родному Прикамью»).

Слайд 14.  Изучив материалы данных игр и ознакомившись с методикой их проведения мы стали использовать уже накопившийся в нашем ДОУ материал по изучению блока «Человек в своем крае» , а именно ЛЭПбук «Я горжусь своей малой родиной», который был изготовлен в рамках районного конкурса ЛЭП буков к празднованию 80-летия Саратовской области.

Слайд 15. Мы используем следующие дидактических игры с региональным содержанием: «Символика Саратовской области»,

Слайд 16. «Знаменитые люди Саратовской области», «Достопримечательности города Саратова» (игра собери картинку),

Слайд 17. «Мой дом на улочках Дергачей» (дети по фотографиям должны узнать свой дом, назвать полный адрес и кратко дать описание своего дома), «Достопримечательности р.п. Дергачи» (игра-лото: нужно заполнить большие карточки маленькими в соответствии с отраслями, назвать карточку и маленькие картинки),

Слайд 18. Педагогами нашего детского сада составлен и систематизирован методический материал:

- картотека игры по воспитанию духовно - нравственной личности;

- картотека дидактических игры по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Практически все материалы и оборудование для этих игр в нашем ДОУ изготавливаются воспитателями самостоятельно.

Слайд 19. Дидактическая игра «Мой ангел». Ход игры: 

1.        Рассказ педагога об ангелах (дать краткое представление о слове и о понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.).

2.        Вспомнить  у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела.

3.        Рассматривание шаблонов для изготовления ангелов.

4.        Самостоятельная работа детей.

5.        Выставка детских работ.

Слайд 20. Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко». Ход игры: 

1.        Рассказ воспитателя о пасхальных традициях (познакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью).

2.        Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.

3.        Самостоятельная работа детей.

4.        Выставка детских работ.

5.       Работа с родителями.

Слайд 21. Дидактическая игра «Укрась Рождественскую елочку». Ход игры: 

1.        Рассказ педагога о ёлке как о традиционном атрибуте празднования Рождества.

3.        Рассматривание картинок с изображением Рождественских ёлок.

4.        Самостоятельная работа детей по украшению Рождественской елочки приемом аппликации.

5.        Выставка детских работ.

Слайд 22. Дидактическая игра «Укрась храм» (в технике квиллинг- бумагокручение). Ход игры: 

  1. Рассматривание картинок с изображением храмов и церквей, выбор храма или церкви для игры.
  2. Изготовление модулей (скрученные длинные полоски бумаги в спиральки) для украшения храма, примерный расчет деталей модулей и выбор цветовой композиции).
  3. Украшение иллюстрации храма.
  4. Рассматривание и обсуждение.  

Слайд 23. Игра «Скажи вежливое слово»

На столе лежат сердечки с именами. Каждый ребенок должен найти сердечко со своим именем и сказать вежливое слово.

Это только часть игр, которые мы используем в своем ДОУ, с остальными вы можете ознакомиться полистав папку: Картотека дидактических игры по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.  А сейчас мне бы хотелось поиграть с вами в некоторые игры, показать на практике их применение.

Слайд 24. Дидактическая игра «Узнай и назови икону». Ход игры: 

Дети рассматривают образы икон, предложенные воспитателем, берут один из Образов, угадывают и называют его. Затем рассказывают всё, что о нём знают. По мере усвоения программы можно усложнить игру: ребенок выбирает Образ, рассказывает о нём детям, дети угадывают икону.

Слайд 25. Дидактическая игра «Назови православный  праздник». Ход игры: 

1. Рассматривание  картинок. Беседа о праздниках, их значении и традиции.

2. Дети берут одну картинку, угадывают и называют  праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают.(праздник введение во храм Пресвятой Богородицы, праздник крещения Господня, Рождество Христово)

Слайд 26. Игра «Пасхальный кулич»

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На экране  в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

Слайд 27. Дидактическая игра «Собери Храм».

Оборудование: два стола, две группы по 4 человека. Ход игры: 

При изучении темы «Крещение Руси» (1 группа)

Воспитатель: Ребята, мы только что узнали, как проходил обряд крещения на Руси, а знаете ли вы, где происходит обряд крещения людей в наше время?

Дети: В храме, церкви.

Воспитатель: Да, ребята, храмы, где крестят людей, построены великими мастерами много лет тому назад. Церкви в России настолько красивы, что ими приезжают любоваться люди со всего мира. Посмотрите на них. (слайд 28-29) В нашем поселке тоже есть храм. А как он называется? Называется он Храм во имя святого Архангела Михаила и построен он более ста лет назад (Слайд 30).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Собери храм»

По предложению воспитателя дети делятся на две группы, каждой из них нужно собрать по образцу одну разрезанную на части картинку с изображением  двух храмов.

Воспитатель: Давайте посмотрим на то, что у вас получилось и сравним с образцами. Слайд 31.

При изучении достопримечательностей города Саратова (2 группа)

Слайд 32.

Слайд 33. Игра «Подбери цвет»

 

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Ход иогы. Ребята, я вам прочитала стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». И теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери цвет». У вас в руках карточки 2-х цветов: белого и черного и давайте подберём цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет). Сейчас мы с вами послушаем стихотворение ещё раз, а вы будьте внимательны. Всё внимание на экран.

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-противоположенных по значению.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

         Слайд 34. Подводя итог,  хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на духовно-нравственное развитие ребенка дошкольника. А систематическая работа по использованию таких игр даёт свои  плоды. Все педагоги и практически все родители нашего детского сада, считают, что необходимо продолжать работу по духовно-нравственному воспитанию детей и по использованию дидактических игры по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста и игр по воспитанию духовно - нравственной личности.

         Слайд 35. И закончить свое выступление мне бы хотелось опять же словами  Василия Александровича Сухомлинского «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он- засушенный цветок».

Слайд 36. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

«Приобщение детей 4-5 лет к духовно - нравственным ценностям через педагогический проект «Моя родословная»

В проекте представлен педагогический проект "Моя родословная" направленный на решение познавательных, духовно - нравственных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

Конкурс на соискание ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"Номинация: «Больше, чем профессия»ПРОЕКТ«Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное вос...

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...

Привитие нравственных ценностей через приобщение дошкольников к отечественной культуре

quot;Задача современноного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, чтот несет ему окружающий мир, а с другой стороны - быть способным сохранить свою...

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...

«Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста через дидактические и подвижные игры»

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего д...