Консультация для родителей "Устное народное творчество (сказка) - как средство нравственного воспитания в современном мире".
консультация на тему
Устное народное творчество - уникальная самобытная культура наших предков, благодоря которой осуществляется преемственность поколении, их приобщение к национальным жизненным истокам.Устное народное творчество вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, честности и мудрости.
Одним из важных воспитательных средств, в течение столетий выработанным и проверенным народом, являются сказки.В народной сказке заключено богатое содержание- и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности,которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrav.vosp_.pechat.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Устное народное творчество (сказка) – как средство нравственного воспитания в современном мире».
Устное народное творчество – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.
Устное народное творчество вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, честности и мудрости.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт родного народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства. Видный педагог В.Н.Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.
Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, колыбельные песни, потешки, заклички, пестушки, прибаутки, пословицы.
Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего родного народа, получает первое представление о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, восстанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством усвоения социальных ценностей.
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть особый вид духовно-нравственного освоения действительности человеком. Произведения всех жанров устного народного творчества создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.
Используя словесное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью произведений народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
Рассмотрим в отдельности значение одного из жанров народного творчества – сказки, в нравственном воспитании дошкольников.
Одним из важных воспитательных средств, в течение столетий выработанным и проверенным народом, являются сказки. Жизнь, народная система воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, их роль в формировании детей. В сказках даны нравственные законы трудового народа: слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет от многих бед.
Со сказкой ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.
В народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин указывал, что «сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.
Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании школьников. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим «низкий поклон тебе, бабушка», «здравствуй, бабушка».
Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Через сказки дети получают иногда почти первые представления о природе, о животных: об их внешнем виде, условиях жизни и повадках. Из них дети узнают о том, что лиса хитрая, что волк зол и коварен, что медведь силен и неуклюж и т.д. Из сказок ребенок узнает об окружающем его мире: например, почему кузнецу для работы нужны угли, как из молока получить масло и пр.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное нравственное воспитательное воздействие на ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе, тема: "Народная сказка как средство нравственного воспитания".
данные на стадии обработки...
Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
Содержание: 1. Подбор и изучение методической литературы.2. Подбор дидактических игр.3. Развитие дете...
План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...
«Сказка и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания».
Проект в младшей группе "Сказки и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания"....
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»
Консультация для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников»...
консультация для родителей старшей " А " группы " Русская народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка"
Данная консультация предназначена для родителей и направлена на то, чтобы помочь родителям...
Консультация для воспитателей «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет»
В наше время теряются самые драгоценные качества - воспитание трудолюбия, стремление к знаниям, чувство уважения к своей истории, обычаям и традициям, теряется ценность таких понятий, как взаимопонима...