Консультация для родителей "Устное народное творчество (сказка) - как средство нравственного воспитания в современном мире".
консультация на тему

Устное народное творчество - уникальная самобытная культура наших предков, благодоря которой осуществляется преемственность поколении, их приобщение к национальным жизненным истокам.Устное народное творчество вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, честности и мудрости.

Одним из важных воспитательных средств, в течение столетий выработанным и проверенным народом, являются сказки.В народной сказке заключено богатое содержание- и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности,которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению,  но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrav.vosp_.pechat.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Устное народное творчество (сказка) – как средство нравственного воспитания в современном мире».

Устное народное творчество – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.

Устное народное творчество вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, честности и мудрости.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт родного народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства. Видный педагог В.Н.Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, колыбельные песни, потешки, заклички, пестушки, прибаутки, пословицы.

Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего родного народа, получает первое представление о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, восстанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством усвоения социальных ценностей.

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть особый вид духовно-нравственного освоения действительности человеком. Произведения всех жанров устного народного творчества создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

 Используя словесное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью произведений народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Рассмотрим в отдельности значение одного из жанров народного творчества – сказки, в нравственном воспитании дошкольников.

Одним из важных воспитательных средств, в течение столетий выработанным  и  проверенным   народом,  являются  сказки.  Жизнь, народная система воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, их роль в формировании детей. В сказках даны нравственные законы  трудового народа: слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет от многих бед.

Со сказкой ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.

                  В народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих  дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин указывал, что «сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».

                    Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.

                         Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.

        Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании школьников. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим «низкий поклон тебе, бабушка», «здравствуй, бабушка».

                        Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Через сказки дети получают иногда почти первые представления о природе, о животных: об их внешнем виде, условиях жизни и повадках. Из них дети узнают о том, что лиса хитрая, что волк зол и коварен, что медведь силен и неуклюж и т.д. Из сказок ребенок узнает об окружающем его мире: например, почему кузнецу для работы нужны угли, как из молока получить масло и пр.

                      Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное нравственное воспитательное воздействие на ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей

     Содержание: 1.     Подбор и изучение методической литературы.2.     Подбор дидактических игр.3.     Развитие дете...

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

«Сказка и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания».

Проект в младшей группе "Сказки и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания"....

консультация для родителей старшей " А " группы " Русская народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка"

Данная   консультация   предназначена   для    родителей  и    направлена  на  то,  чтобы  помочь   родителям...

Консультация для воспитателей «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет»

В наше время теряются самые драгоценные качества - воспитание трудолюбия, стремление к знаниям, чувство уважения к своей истории, обычаям и традициям, теряется ценность таких понятий, как взаимопонима...