Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"
    методическая разработка на тему

    Сухенко Татьяна Александровна

    Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"

    Презентация к мастер-классу "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

    Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Сухенко Т.А.

    Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования приемов арт-терапии для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

    Задачи:

    • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением в работе с детьми с ОВЗ;
    • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии в ходе мастер-класса;
    • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

    Ожидаемые результаты:

    • Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, необходимых в работе с детьми с ОВЗ.
    • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
    • Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

    Перед началом мастер-класса педагогам предлагаются следующие памятки:

    Пожелания участнику мастер-класса

     1. Получайте удовольствие!

    2. Позвольте себе быть свободным!

    3. Доброжелательно относитесь к себе и другим!

    4. Избегайте оценок и суждений.

    5. Говорите только о собственных чувствах, ощущениях,  настроениях.

    И всё получится!

    А теперь, позвольте перейти непосредственно к теме мастер-класса «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать окружающий их мир, полноценно, органично существовать и взаимодействовать в нем, познать свое «Я» и развиваться?

    В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

    Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

    В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.

    Арт-терапия  представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

    Основные принципы арт-терапии:

    • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
    • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
    • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

    Преимущества применения элементов арт-терапии:

    • работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;
    • помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
    • используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
    • помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;
    • царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;
    • помогает принять каждого ребёнка

    Упражнение 1: участникам мастер-класса предоставляется возможность вспомнить виды арт-терапии, с которыми они знакомы.(работа в группах)

    Да, вы правы, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:

    • Изотерапия, позволяет оказывать воздействие на развитие ребенка посредством изобразительной деятельности. Здесь используются все виды изодеятельности: рисование красками, карандашами, мелками, нетрадиционные техники рисования, лепка из пластилина и т.д.Изотерапия помогает обнаружить скрытые способности ребенка, избавляет его от различных страхов и внутренних конфликтов.
    • Игротерапия. Игра у ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игра для детей является средством коммуникации.
    • Сказкотерапия. В ее основе лежит использование различных сказочных историй, сюжетов. Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами. Сказкотерапия  способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
    • Музыкотерапия –это использование  музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание, игра на элементарных музыкальных инструментах, пение. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
    • Танцетерапия позволяет выразить свои и чувства и эмоции в свободном движении и импровизации под музыку.
    • Песочная терапия– один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

    Существуют и другие виды арт-терапии, остановимся более подробно на широко распространенных.

    • А чтобы нам лучше познакомиться, предлагаю перейти к технике «Визитка».Каждый участник оформляет собственную визитку, где указывается свое имя и схематическое изображение себя в виде любого образа: предмета, цветка, животного и т.д. Далее каждый участник коротко представляется, называет, что он изобразил и с чем это связано.

    Упражнение-игра «Серый волк и золотая рыбка»

    Три человека (от каждой группы) получают простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

    После того, как герои утверждены, ведущий даёт второе задание всей группе: придумать и рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

    Упражнение «Танец отдельных частей тела»

    Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

    Время: 3 мин.

    Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

    Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет    по очереди части тела, танец которых будет исполнен

             - танец кистей рук

             - танец рук

             - танец головы

             - танец плеч

             - танец живота

             - танец ног

             Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

    Схемы обсуждения:

    - какой танец было легко исполнить, какой трудно?

    - почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

    Упражнение  «Ведущий и ведомые»

    Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

    Материалы: Музыкальные записи разных стилей, что стимулирует танце-    вальную экспрессию.

    Время: 5 мин.

    Описание проведения: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

    Схема обсуждения:

              - что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?

              - что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?

              - когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или, когда сами были ведущими?

    Техника «Рисуем круги...»

    Данное занятие подходит для завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

    Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола, вокруг которых расставлены стулья.

    Материалы:

    Два ватмана или можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

    Ход игры:

    1 Индивидуальная работа.

    • Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

    • Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

    •Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

    • Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

    • Обведите контуры рисунков.

    • Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

    • Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

    2. Коллективная работа.

    • Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

    • С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам поправились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

    • Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

    3. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

    Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.


    Посмотрите, каких красок больше в вашем рисунке?

    • Если синих – значит вам хочется тишины и покоя. Может вспомнить поэзию? Стихи серебряного века будут созвучны вашему настроению.
    • Если преобладает сине-зеленый цвет – то вы давно не отдыхали, вам желательно повысить самооценку.
    • Если алый, ярко-красный – дерзайте, вы хотите победить и у вас для этого достаточно сил и энтузиазма.
    • Если в вашей «живописи» много оранжево-красных оттенков, вы возбуждены и готовы к серьезным переменам в жизни.
    • Если преобладает сочный желтый цвет, значит вы не уверены в завтрашнем дне, помечтайте.. , вспомните, что мечты имеют свойство сбываться)
    • Много светло-желтого много? Значит вам хочется общаться и веселиться. А для этого сначала надо улыбнуться
    • Если зеленые краски на вашей картине – вы мягкие и гибкие, вы можете разрешить любой конфликт.
    • А если много фиолетового, то вы тянитесь к знаниям, вам хорошо бы открыть книгу с лучшими цитатами мудрых людей или прочитать притчу о смысле жизни.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мастер-класс «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Сухенко Т.А.

    Слайд 2

    Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном , социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

    Слайд 3

    Цели арт-терапии: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости; и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости)

    Слайд 4

    Принципы арт-терапии : Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»; Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

    Слайд 5

    Преимущества применения приемов арт-терапии работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности; помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию; используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность; помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе; царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

    Слайд 6

    Виды арт-терапии

    Слайд 7

    Изотерапия – терапевтическое воздействие посредством изобразительной деятельности

    Слайд 8

    Игротерапия – способ выражения себя в игровой деятельности

    Слайд 9

    Сказкотерапия –психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности

    Слайд 10

    Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека

    Слайд 11

    Танцетерапия – способ выражения себя в танце

    Слайд 12

    Песочная терапия Игра с песком– это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения

    Слайд 13

    « Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично , часто представляет собой творческий процесс» ( К . Роджерс ) «Научившись распознавать в себе скрытого художника, защищать его и заботиться о нем, вы избавитесь от боли и психологической зажатости» (Дж. Кэмерон )


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс для педагогав "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми"

    12 ноября 2013 г. в рамках ММО на баде МБДОУ №13 "Улыбка" в г. Балашиха, был проведен мастер - класс для педагогов города на тему «Рисуем без кисточки» (знакомство с нетрадиционными формами рисования ...

    Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

    В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

    Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в педагогической работе с детьми"

    Данный материал дает педегогам обоснавание,для чего необходимо использовать мнемотаблицы в работе с детьми.Можно использовать и как консультацию для родителей.Педагоги могут подчерпнуть информацию о т...

    Мастер-класс для педагогов "Элементы арт терапии в работе с детьми"

    Использование элементов  арт терапии в продуктивной деятельности с детьми....

    Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

    И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...

    Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

    Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

    Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...