"Творческое развитие дошкольника"
консультация на тему

Шипачева Альбина Загитовна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_razvitie_doshkolnika.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое развитие дошкольника

Пояснительная записка.

У каждого из нас

Внутри талант таится

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.

 

Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Опираясь на свой опыт для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я выбрала приёмы и средства арт – терапии, которые наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка.

Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

1 – комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;

2 – многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

3 – относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.) ;

4 – способностью к интеграции, трансформации.

Ребёнок в арт – терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация развития, личностный рост. Важным в этой работе является контакт, как основа продуктивного взаимодействия.

Цели:

- создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;

- стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка;

- расширение границ творческого восприятия мира;

- реализация творческих способностей в реальной жизни.

Задачи:

- раскрытие творческого потенциала, оригинальности мышления;

- стимулирование творческого самовыражения;

- стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

- развитие уверенности в себе;

- сплочение детского коллектива.

В решении поставленных целей и задач я руководствовалась принципами арт – терапевтического взаимодействия:

- поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я».

- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка;

- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми;

- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»;

- не навязывать ребёнку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.

Главное в работе с детьми важно взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию. Я выбрала в своей работе с детьми по развитию творческих способностей именно средства арт – терапии, т. к. это ещё и облегчает процессы адаптации к школе застенчивых, замкнутых, тревожных детей.  

Творческое мышление дошкольников.

С древних времен и до нашего времени актуальным являлся и является вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации. Творчество содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении «играть» на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Любому виду человеческой деятельности не чужд творческий подход. Не обязательно, чтобы все сочиняли стихи или пели песни, были свободными художниками или актёрами. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Воображение – это умение конструировать в уме что – либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие мира природы, - все это является продуктом творческого воображения. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Для формирования устойчивых интересов должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствуют не только созданные определенным образом условия, но и включение дошкольника в совместную со взрослыми деятельность.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям.

Приёмы творческого воображения.

Существует ряд приёмов творческого воображения.

Склеивание. Путём мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр, химера и др.)

Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

Аналогии. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи.

Например, ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким – то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.

Преувеличение и преуменьшение. Рассказ о каком – то событии, с преувеличением одного и преуменьшением другого.

Акцентирование. Умение подметить и выделить главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т. д.) .

Типизация. Один из самых сложных приёмов творческого воображения, который используется в художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую) .

Превращение незнакомого в знакомое.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка.

Существует множество приёмов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Способы развития фантазии и творчества.

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение.

1. Сформировать мотивацию.

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда получая удовольствие ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить ребенка в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются

5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Ведь воспитатель авторитет для ребенка

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: в нежном возрасте (2-6 лет) – сказки. Фантастические рассказы, в отрочестве (7-14) приключенческие фантастические романы, в юности и зрелые годы – научно-фантастическая литература.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приемам развития воображения и фантазировании.

Основные направления развития творческих способностей

в дошкольном возрасте.

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность, такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

В дошкольном учреждении реализовать данные направления можно реализовать через комплекс мероприятий :

- Занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

- Занятий по изобразительной деятельности, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера

-Использование игр развивающих творческие способности.

-Работа с родителями.

Пластилиновые книги.

Арт-терапевтическая работа с детьми.

Изобразительная деятельность для детей дошкольного возраста естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребёнка и таким образом может служить показателем психического развития.

Детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщённое знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций.

Рисование — творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться о конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой. Это не только отражение в сознании ребёнка окружающей социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя ребёнок даёт выход своим эмоциям, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

В проективном рисовании используются следующие методики /классификация С. Кратохвила/:

1. Свободное рисование

2. Коммуникативное рисование

3. Совместное рисование

4. Дополнительное рисование

Функции проективного рисования могут быть реализованы в директивной форме.

Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребёнком в виде темы рисования, руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективной форме ребёнку предоставляется свобода, как выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время взрослый (ведущий) оказывает ребёнку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости — техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребёнка.

Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:

1. Предметно-тематические

2. Образно-символические

3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.

4. Игры и упражнения с изобразительным материалом.

5. Задания на совместную деятельность

Предметно-тематическое задание — это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми (Темы: «Моя семья», «Я в детском саду», «Я сейчас», «Я в будущем», «Что я люблю») .

Образно-символические задания представляют собой изображение ребёнком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребёнка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т. д. Этот тип задания требует более высокой символизации, чем предшествующий, т. к. изображаемое понятие не обладает внешней физической оболочкой, в основу символизации не может быть положен какой-нибудь внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу нравственного содержания событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, и, значит, переосмысливать значение этих событий.

Упражнение на развитие образного восприятия, воображения, символической функции. Эти задания направлены на структурирование неоформленного множества стимульных раздражителей. В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и придать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «весёлые кляксы» и т. д.) .

Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работы предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т. д. с целью изучения их физических свойств и экспериментальных возможностей. Эффект упражнений заключался в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшении эмоциональной напряжённости, формировании чувства личной безопасности, повышении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познавательной потребности. Типичным для этого типа заданий является рисование пальцами, манипулирование пластилином, экспериментирование с цветом.

Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений.

В своей работе я использовала следующие направления:

1. Проведение диагностики по развитию творческих способностей.

2. Проведение занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления.

3. Совместная и индивидуальная работа с детьми.

4. Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребёнка:

- консультирование родителей.

- организация и проведение занятий.

В работе с детьми я использую арт – терапевтические правила:

• В арт – терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения;

• В арт – терапии принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида;

• В арт – терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Участник арт – терапевтического занятия (ребёнок) :

• может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе;

• вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога) ;

• имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем – либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

Структура занятия:

1. Настрой («разогрев») .

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы) .

4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации) .

5. Рефлексивный анализ.

Структура занятий.

Первая часть.

Настрой.

Начало занятия — это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации.

Вторая часть.

Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Здесь можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников.

Третья часть.

Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Некоторые дети пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное «рисовальщика», его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.

Четвёртая часть.

Активизация вербальной и невербальной коммуникации.

Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начинать рассказ можно словами «Жил-был человек, похожий на меня… ».

Пятая часть.

Рефлективный анализ.

Заключительный этап. В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческое развитие дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности.

Использование логико - математических игр в работе с дошкольниками:  игры Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, математический планшет, игры  голово...

Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

Консультациядля педагогов«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческомразвитии дошкольников»...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческая разработка по теме: «Ритмопластика как средство творческого развития дошкольников»

В творческой разработке проведен подробный  анализ   рекомендованных методик и программ по данной теме, определены приоритетные цели и задачи   в  области ритми...