Тема по самообразованию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому музыкальному искусству»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа) по теме

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон.

 

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.
    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 333.docx20.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому музыкальному искусству»

Подготовила :

музыкальный руководитель

Гасникова Галина Евгеньевна

Москва  2017 год


Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон

     Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.
     Вопрос о взаимосвязях между объектом-музыкой и субъектом-ребенком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.
     Если бы можно было точно перевести на язык слов содержание музыкального произведения, объяснить словами смысл каждого звука, возможно, отпала бы потребность в музыке как таковой. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык — это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий возникновения какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.
     Может быть, понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.
     Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
       В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.         Пение — основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

Недаром, одним из главных жанров устного народного творчества является песня. Русская песня представляет собой синтез музыки, слова и движения. Это культурное наследие народа. Она доступна восприятию детей дошкольного возраста, её мелодический материал близок им и понятен. Неизменно в ходу принцип : переносить жизнь птиц и зверей на людские связи и отношения.

Народные песни  - благодатный материал в работе с детьми. Они способствуют эстетическому развитию ребёнка. Особые интонации, ритмичность и напевность позволяют ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка. С раннего возраста следует вызывать эмоциональный отклик на песню.

Главная цель моих занятий – заинтересовать детей народной песней. Так же  моё стремление было направлено на чистоту унисона, научить детей брать дыхание и экономно расходовать его, распеваться по полутонам вверх и вниз, петь простейшие попевки. Учить детей петь интонационно чисто, не перегружая голосовой аппарат.

Репертуар должен быть в удобной тесситуре, количество куплетов в песне должно быть ограничено. Трудность заключается в том, что нужно одновременно и петь и выполнять движения. При работе над песней можно сначала отдельно выучить с детьми сами слова, инсценирование песни, а потом соединить их с пением. Если дети расходятся в темпе при движении, можно порекомендовать, при разучивании пропеть песню в кругу с закрытыми глазами. Дети прислушиваются друг к другу и следят за своим пением , не отвлекаясь на движения.

Чтобы песня звучала более звонко можно поднять ее или опустить, т.е. транспонировать, чтобы детям было легче её петь.

Народную песню очень часто начинает солист или запевала. Она задаёт ритм, лад, характер, силу звука, интонирование должно быть естественным. И хоровой подхват должен всё это сохранить, не выкрикивать слова. Для этого можно попробовать пропеть песню шёпотом.

В народных песнях часто встречаются распевания одного слога на несколько слов. Следует обратить на это внимание и отдельно пропеть моменты, вызывающие трудность в исполнении.

Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного творчества.

Народная музыка обладает большими возможностями, она несёт в себе огромный духовный заряд. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа. Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам .

 Именно в фольклоре заложены большие возможности для воспитания творческого отношения детей к окружающему миру, усвоение нравственных норм из народных традиций.

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, но и способствует развитию таких психических процессов как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Народная педагогика выработала свои традиционные правила обучения детей. Удивительно точно они соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют своего рода систему. В ней столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить в ребёнке рано возникающую потребность в пении, художественном слове.

 Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Поэтому одним из приоритетных направлений коллектива детского сада  является приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Изученные на занятиях песни, игры и танцы становятся близкими и доступными ребёнку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь.

Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках перед родителями и на различных по тематике развлечениях. Педагог организует участие дошкольников в массовых играх и плясках, инсценирование шуточных песен, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности.

 В народных праздниках ярко выражается ощущение единства  народа с окружающей природой. Ребёнку необходимо дать почувствовать атмосферу весенних, летних, осенних и зимних праздников. Именно здесь  фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями.  

Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с различными сторонами жизни человека во всей целостности и многообразии.

Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение таких календарных праздников, как   «Праздник Урожая», «Святки», «Масленица», «Троица», «Иван Купала», «Ярмарка».

Народная культура формирует у детей эстетическое отношение к окружающему, закладывает основы будущего успешного обучения ребёнка в школе, развивает психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

Основными задачами являются:

- развивать устойчивый интерес к русской народной культуре

- развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе разных видов музыкальной деятельности

- формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

-развивать творческие способности в процессе музыкальной деятельности.

Музыкально ритмические движения:

Танцевать народные танцы для детей дошкольного возраста гораздо сложнее, чем петь русские народные песни. Тяжело усваиваются шаги, развороты, движение по диагонали, спиной назад. Методический приём, который можно посоветовать при разучивании – танцевать без музыки под счёт.

Задорные плясовые интересны детям, шутливый характер помогает лучше  раскрыть художественный образ.

Важно проводить репетиции в костюмах, хотя это сложно. Дети должны учиться ходить в сарафанах, носить головной убор, привыкнуть к костюму  и цветовой гамме.

Игра – своеобразная школа ребёнка, она воспитывает у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативу. В играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется пища для ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, постоять за себя и справедливость. Игры заставляют детей подчиняться воле коллектива. Особенно этим интересны считалки.

 Перед игрой  я обычно включаю считалку. Она настраивает детей на игру, помогает раскрыть  задорный радостный характер.  

Детям нравится сам процесс игры . Сначала нужно разучить игру без музыки, только когда дети запомнят условия игры, нужно переключить их внимание на трудную мелодию. В народных играх и песнях часто звучит параллельно переменный лад. Игра звучит без музыкального сопровождения, дети учатся петь, слушать свой голос и двигаться.

Сказка:

Мир фантазий и чары сказочных персонажей – могучая сила в воспитании детей.

В моём опыте много сказок в песенном изложении: Теремок, Колобок, Гуси-лебеди, Снегурочка, Сказка про козла. Например Репка.

После каждой строчки повторяется припев:барыня ты моя, сударыня ты моя. Пробовала присоединить второй голос. Исполняли инсценировку сказки с использованием шумовых народных инструментов.

В нашем оркестре есть самодельные народные инструменты: рубель, коробочка, трещотки, свистульки. Детям нравится оркестрировать народные песни.

Если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Слушание:  

Большую помощь педагогу могут оказать видео и аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором повышает уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор.

На занятиях я включаю запись профессиональных народных коллективов, детских фольклорных ансамблей и солистов, исполняющих русские народные песни и шутливого и лирического характера. Затем обсуждаем с детьми исполнение , содержание песен и костюмы.

С самых малых лет мы можем привить и развить в ребёнке любовь к народной песне, к народному творчеству. Через слово, интонацию, родную речь, движение научить детей общению друг с другом, дать возможность реализовать себя в пении, ощутить гармонию и красоту фольклора. Фольклор должен стать не просто предметом изучения, а частью детской жизни, делая её богаче, интереснее и красочнее.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом  способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным искусством "Петушок и Баба Яга"

Программное сод-е : Использование на занятии мотивов русских народных сказок. Исполнение русских народных песен, закличек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведен...

Проект. Тема: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмического воспитания.

ип: развивающий, творческий. Участники: дети старшей группы, педагог, музыкальный руководитель, родители. Актуальность: В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных дет...

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...

Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

                   Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...

План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»Актуальность выбранной т...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...