Главные вкладки

    Статья на тему:
    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМЕНАРЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩИХ И СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КЛУБЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДОКЛАДОМ НА ТЕМУ: «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».

    Королёва Алевтина Геннадьевна

    В докладе рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_emotsionalnoe_blagopoluchie_v_seme.docx145.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    http://pravotnosheniya.info/images/original/3jUOC5fMq7U.jpg

     ВЫСТУПЛЕНИЕ

    НА РАЙОННОМ СЕМЕНАРЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩИХ И СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КЛУБЕ ТВОРЧЕСКОЙ  ПЕДАГОГИКИ С ДОКЛАДОМ НА ТЕМУ:

     «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».

    СОСТОВИТЕЛЬ: педагог-психолог МБДОУ

    детского сада комбинированного вида №14

    Королева А.Г.

    ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

     БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ ОБСТАНОВКА КАК УСЛОВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

       Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. 

    Аннотация. В докладе рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи».

    Ключевые слова: семейное воспитание; дошкольники; методика Р. Бернса и С. Кауфмана.

         Семья всегда была важным социальным институтом, оказывающим влияние на воспитание ребёнка. Поведение родителей, семейные традиции, взаимоотношения между представителями разных поколений способствуют формированию у детей как позитивных личностных характеристик, так и негативных и зависеть это будет в целом от того какой психологический климат в конкретной семье.

    И.А. Зайцева отмечает, что ребёнок в семье приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи)[1, с. 30]. Он адаптируется к системе семейных и родственных отношений, что даётся не всегда легко, именно это является его первым жизненным опытом и сказывается на отношении с социумом. И если в семье есть какие-либо отрицательные моменты, то они обязательно отразятся на мировосприятии и самочувствии ребёнка.

       Под семейным воспитанием понимают процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми, в рамках которого должны быть созданы необходимые социальные и педагогические условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка, формированию у него жизненно важных качеств и свойств личности.

        В современном обществе функционирование семьи имеет свои специфические особенности, что связано с рядом условий.  В.В. Чечет [2] выделяет несколько факторов, обусловливающих жизнедеятельность семьи и, как следствие – семейное воспитание:

    1.  Социально-культурные факторы, которые являются стержнем семейных отношений, мерилом гражданственности супругов и смыслом их личного существования. Сегодня, всё чаще мы наблюдаем тенденцию передачи эти функций бабушкам и дедушкам.

    2.  Микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие, благополучие всех членов семьи.

    3. Уровень образования и профессиональной квалификации родителей – понимая важность получения качественного образования, многие родители стремятся загрузить ребёнка с самого детства посещением различных центров развития, забывая о том, что он очень много трудится каждый день на занятиях в детском саду.

    4.  Общая культура семьи. На мой взгляд, не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное и моральное единство семьи, которая чувствует потребность не только в родственном объединении, но и в духовном единстве её членов.

        Современный ритм жизни требует большей занятости родителей на работе. В связи с этим не у всех хватает времени поиграть с ребёнком, сходить на прогулку, отвести в кружок дополнительного образования. Можно сказать, что некоторые родители видят своих детей «на бегу». Следствием этого является их отчуждение друг от друга, эмоциональная холодность в отношениях и как итог – отсутствие чувства общности со своей семьёй.

        Структура и состав семьи – количество детей, наличие обоих родителей, других родственников, также определяют особенности воспитания. Но, к сожалению, в настоящее время всё чаще встречаются неполные семьи, возникновение которых связано с повышением уровня разводов, ранней беременностью, кризисом, вызванным внешними событиями. Всё это, оказывает также негативное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

         Чтобы изучить субъективную семейную ситуацию ребёнка и выявить взаимоотношения в семье я использовала  методику Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи». Каждому ребёнку индивидуально был предложен лист бумаги и карандаши, он должен был нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.  Результаты данного теста  проанализировав по пятисимптомокомплексам: первый – благоприятная семейная ситуация, второй – тревожность, третий – конфликтность в семье, четвёртый – чувство неполноценности в семейной ситуации, пятый – враждебность в семейной ситуации. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6 лет, 5 мальчиков и 5 девочек. Результаты обследования представлены в таблице 1.


    Таблица 1

    Показатели дошкольников по тесту «Кинетический рисунок семьи»

    Дети

    Благоприятная семейная ситуация

    Тревожность

    Конфликтность в семье

    Чувство неполноценности в семейной ситуации

    Враждебность в семейной ситуации

    А-7       ♂

    0,9

    0,3

    0,2

    0,2

    0

    А-4        C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

    0,9

    0,1

    0

    0

    0

    А-1        ♂

    0,8

    0, 2

    0,1

    0

    0

    А- 8      C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

    0,4

    0,2

    0,5

    0,4

    0,4

    А-5       C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

    0,1

    0,3

    0,9

    0

    0,6

    А-3       C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

    0,7

    0,2

    0,

    0,2

    0,2

    А- 10    C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

    0,7

    0,1

    0,2

    0

    0,1

      А- 2       ♂ 

    0,9

    0,2

    0,2

    0,4

    0

    А- 6      ♂

    0,2

    0,2

    0,6

    0,3

    0,9

    А- 1     C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

    0,8

    0,1

    0,3

    0,5

    0,1


     

    Анализируя рисунки детей, мы видим, что в рисунках 70% детей  преобладает благоприятная семейная ситуация, что позволяет сделать вывод, о том, что в семье созданы комфортные условия. В своих рисунках дети были заняты с родителями одним и тем же видом деятельности, на лицах были изображены улыбки. Свои рисунки дети сопровождали рассказами о том, как и где они вместе с родителями проводят время (ходят в парк, на природу, ездили на море и т.д.). Самый высокий показатель конфликтности в семье выявлен у 20% детей. На одном рисунке ребёнок не нарисовал себе уши, часто использовал ластик, чтобы стереть, только что нарисованное; на рисунках преобладали предметы, а не люди. Отсутствие ушей ребёнок объяснил тем, что его часто дома ругают. Чувство неполноценности в семейной ситуации не испытывают только 40% ребят. Дошкольники рисовали себя между родителями, взявшись с ними за руки. Остальные нуждаются в заботе и внимании со стороны родственников. Враждебности в семейной ситуации не испытывают 40%детей, у 30% он не ярко выражен и у 30% наблюдается высокий уровень данного показателя. Дети рисовали фигуры с шипами, колючками, некоторые дети не нарисовали своих младших братьев. Дети отмечали, что их часто ругают и наказывают родители. Хотелось бы отметить такой показатель, как тревожность. Он был выявлен у всех детей в той или иной степени. В рисунках тревожность проявлялась в штриховке, некоторые рисовали пол, использовали линии с сильным нажимом. Несколько детей в процессе рисования спрашивали, всё ли правильно они рисуют.

       Таким образом, мы видим, что семья оказывает влияние на эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к окружающим детям и взрослым. В результате он или принимает социум или считает его враждебным. Воспитатель, это тот человек, который проводит с ребёнком много времени. Он видит его переживания, психологическое состояние, взаимоотношения с другими, поэтому его задача вовремя заметить проблему и помочь решить её вместе с родителями.

            По окончании обследования были розданы памятки для родителей

    об эмоциональном благополучии ребенка в семье.

    Список литературы:

    1. Зайцева И.А. Семья — ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. -  №1. – 2014.

    2. Чечет В.В. Педагогика семьи: учеб.пособие // В.В.Чечет. – Минск: БГПУ, 2015.

    3. Юденкова И.В., Воронцова Н.И. Влияние внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка //  Материалы II Международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований». - Пенза: «Социосфера», 2011 (5-6октября 2011г.).- С.135-138.

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 
    Юденкова И.В., Хохлова В.А. Благоприятная семейная обстановка как условие эмоционального благополучия дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 11-15.

    Приложение 1

    Памятка для родителей

    об эмоциональном благополучии ребенка в семье.

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

    Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

    • наличии чувства доверия к миру;
    • способности проявлять гуманные чувства;
    • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
    • наличии положительных эмоций и чувства юмора;
    • способности и потребности в телесном контакте;
    • чувстве удивления;
    • вариативности поведения;
    • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
    • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
    • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

        Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

        Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

    Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

    биологические - врожденные особенности психологического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;

    психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

        Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

         Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

    • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
    • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
    • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
    • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
    • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
    • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

    Признаки здорового эмоционального состояния у детей:

    (От четырех до шести лет)

    • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
    • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
    • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
    • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
    • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

    (От шести до семи лет)

    • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
    • очень восприимчив к эмоциональным травмам;
    • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
    • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
    • начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
    • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
    • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. 

    Симптомы эмоциональных проблем:

    (От трех до шести лет)

    • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
    • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
    • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
    • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
    • нежелание разговаривать и договариваться;
    • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
    • постоянная меланхолия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Заседание семейного клуба на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"

    Заседание семейного клуба проведен на базе детского сада с консультативной целью в форме тренинга для родителей....

    Статья на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

    Статья на тему:«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»...

    Консультация для педагогов на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"

    Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеоб­разный калейдоскоп впечатлений и пере...

    Заседание родительского клуба «Семейный лад» на тему «Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?»

    В конспккте представлены разнообразные формы взаимодействия с родителями на тему "Эмоциональное благополучие ребенка"...

    Семинар для заведующих и старших воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

    5 декабря 2017 года в соответствии с планом работы Управления образования администрации Барабинского района был проведен семинар для заведующих ДОУ по теме «Развитие творческого п...