ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМЕНАРЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩИХ И СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КЛУБЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДОКЛАДОМ НА ТЕМУ: «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».
статья на тему

Королёва Алевтина Геннадьевна

В докладе рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_emotsionalnoe_blagopoluchie_v_seme.docx145.82 КБ

Предварительный просмотр:

http://pravotnosheniya.info/images/original/3jUOC5fMq7U.jpg

 ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РАЙОННОМ СЕМЕНАРЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩИХ И СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КЛУБЕ ТВОРЧЕСКОЙ  ПЕДАГОГИКИ С ДОКЛАДОМ НА ТЕМУ:

 «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».

СОСТОВИТЕЛЬ: педагог-психолог МБДОУ

детского сада комбинированного вида №14

Королева А.Г.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ ОБСТАНОВКА КАК УСЛОВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

   Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. 

Аннотация. В докладе рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи».

Ключевые слова: семейное воспитание; дошкольники; методика Р. Бернса и С. Кауфмана.

     Семья всегда была важным социальным институтом, оказывающим влияние на воспитание ребёнка. Поведение родителей, семейные традиции, взаимоотношения между представителями разных поколений способствуют формированию у детей как позитивных личностных характеристик, так и негативных и зависеть это будет в целом от того какой психологический климат в конкретной семье.

И.А. Зайцева отмечает, что ребёнок в семье приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи)[1, с. 30]. Он адаптируется к системе семейных и родственных отношений, что даётся не всегда легко, именно это является его первым жизненным опытом и сказывается на отношении с социумом. И если в семье есть какие-либо отрицательные моменты, то они обязательно отразятся на мировосприятии и самочувствии ребёнка.

   Под семейным воспитанием понимают процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми, в рамках которого должны быть созданы необходимые социальные и педагогические условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка, формированию у него жизненно важных качеств и свойств личности.

    В современном обществе функционирование семьи имеет свои специфические особенности, что связано с рядом условий.  В.В. Чечет [2] выделяет несколько факторов, обусловливающих жизнедеятельность семьи и, как следствие – семейное воспитание:

1.  Социально-культурные факторы, которые являются стержнем семейных отношений, мерилом гражданственности супругов и смыслом их личного существования. Сегодня, всё чаще мы наблюдаем тенденцию передачи эти функций бабушкам и дедушкам.

2.  Микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие, благополучие всех членов семьи.

3. Уровень образования и профессиональной квалификации родителей – понимая важность получения качественного образования, многие родители стремятся загрузить ребёнка с самого детства посещением различных центров развития, забывая о том, что он очень много трудится каждый день на занятиях в детском саду.

4.  Общая культура семьи. На мой взгляд, не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное и моральное единство семьи, которая чувствует потребность не только в родственном объединении, но и в духовном единстве её членов.

    Современный ритм жизни требует большей занятости родителей на работе. В связи с этим не у всех хватает времени поиграть с ребёнком, сходить на прогулку, отвести в кружок дополнительного образования. Можно сказать, что некоторые родители видят своих детей «на бегу». Следствием этого является их отчуждение друг от друга, эмоциональная холодность в отношениях и как итог – отсутствие чувства общности со своей семьёй.

    Структура и состав семьи – количество детей, наличие обоих родителей, других родственников, также определяют особенности воспитания. Но, к сожалению, в настоящее время всё чаще встречаются неполные семьи, возникновение которых связано с повышением уровня разводов, ранней беременностью, кризисом, вызванным внешними событиями. Всё это, оказывает также негативное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

     Чтобы изучить субъективную семейную ситуацию ребёнка и выявить взаимоотношения в семье я использовала  методику Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи». Каждому ребёнку индивидуально был предложен лист бумаги и карандаши, он должен был нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.  Результаты данного теста  проанализировав по пятисимптомокомплексам: первый – благоприятная семейная ситуация, второй – тревожность, третий – конфликтность в семье, четвёртый – чувство неполноценности в семейной ситуации, пятый – враждебность в семейной ситуации. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6 лет, 5 мальчиков и 5 девочек. Результаты обследования представлены в таблице 1.


Таблица 1

Показатели дошкольников по тесту «Кинетический рисунок семьи»

Дети

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

А-7       ♂

0,9

0,3

0,2

0,2

0

А-4        C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

0,9

0,1

0

0

0

А-1        ♂

0,8

0, 2

0,1

0

0

А- 8      C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

0,4

0,2

0,5

0,4

0,4

А-5       C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

0,1

0,3

0,9

0

0,6

А-3       C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

0,7

0,2

0,

0,2

0,2

А- 10    C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

0,7

0,1

0,2

0

0,1

  А- 2       ♂ 

0,9

0,2

0,2

0,4

0

А- 6      ♂

0,2

0,2

0,6

0,3

0,9

А- 1     C:\Users\дмитрий\Desktop\75px-Venus_symbol.svg.png

0,8

0,1

0,3

0,5

0,1


 

Анализируя рисунки детей, мы видим, что в рисунках 70% детей  преобладает благоприятная семейная ситуация, что позволяет сделать вывод, о том, что в семье созданы комфортные условия. В своих рисунках дети были заняты с родителями одним и тем же видом деятельности, на лицах были изображены улыбки. Свои рисунки дети сопровождали рассказами о том, как и где они вместе с родителями проводят время (ходят в парк, на природу, ездили на море и т.д.). Самый высокий показатель конфликтности в семье выявлен у 20% детей. На одном рисунке ребёнок не нарисовал себе уши, часто использовал ластик, чтобы стереть, только что нарисованное; на рисунках преобладали предметы, а не люди. Отсутствие ушей ребёнок объяснил тем, что его часто дома ругают. Чувство неполноценности в семейной ситуации не испытывают только 40% ребят. Дошкольники рисовали себя между родителями, взявшись с ними за руки. Остальные нуждаются в заботе и внимании со стороны родственников. Враждебности в семейной ситуации не испытывают 40%детей, у 30% он не ярко выражен и у 30% наблюдается высокий уровень данного показателя. Дети рисовали фигуры с шипами, колючками, некоторые дети не нарисовали своих младших братьев. Дети отмечали, что их часто ругают и наказывают родители. Хотелось бы отметить такой показатель, как тревожность. Он был выявлен у всех детей в той или иной степени. В рисунках тревожность проявлялась в штриховке, некоторые рисовали пол, использовали линии с сильным нажимом. Несколько детей в процессе рисования спрашивали, всё ли правильно они рисуют.

   Таким образом, мы видим, что семья оказывает влияние на эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к окружающим детям и взрослым. В результате он или принимает социум или считает его враждебным. Воспитатель, это тот человек, который проводит с ребёнком много времени. Он видит его переживания, психологическое состояние, взаимоотношения с другими, поэтому его задача вовремя заметить проблему и помочь решить её вместе с родителями.

        По окончании обследования были розданы памятки для родителей

об эмоциональном благополучии ребенка в семье.

Список литературы:

1. Зайцева И.А. Семья — ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. -  №1. – 2014.

2. Чечет В.В. Педагогика семьи: учеб.пособие // В.В.Чечет. – Минск: БГПУ, 2015.

3. Юденкова И.В., Воронцова Н.И. Влияние внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка //  Материалы II Международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований». - Пенза: «Социосфера», 2011 (5-6октября 2011г.).- С.135-138.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 
Юденкова И.В., Хохлова В.А. Благоприятная семейная обстановка как условие эмоционального благополучия дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 11-15.

Приложение 1

Памятка для родителей

об эмоциональном благополучии ребенка в семье.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

  • наличии чувства доверия к миру;
  • способности проявлять гуманные чувства;
  • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
  • наличии положительных эмоций и чувства юмора;
  • способности и потребности в телесном контакте;
  • чувстве удивления;
  • вариативности поведения;
  • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
  • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
  • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

    Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

    Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

биологические - врожденные особенности психологического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;

психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

    Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

     Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
  • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей:

(От четырех до шести лет)

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

(От шести до семи лет)

  • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
  • очень восприимчив к эмоциональным травмам;
  • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
  • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
  • начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
  • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
  • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. 

Симптомы эмоциональных проблем:

(От трех до шести лет)

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...

Семинар для заведующих и старших воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

5 декабря 2017 года в соответствии с планом работы Управления образования администрации Барабинского района был проведен семинар для заведующих ДОУ по теме «Развитие творческого п...

Семинар для заведующих, заместителей заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «За здоровьем – в детский сад».

Цель: популяризация опыта работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.Задачи: Познакомить участников семинара с опытом работы учреждения с системой работы по сохранению и...

ДОКЛАД «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Цель: Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности и дать рекомендации по созданию эмоцио...

Выступление на РМО заместителей заведующих и старших воспитателей "Приобщение дошкольников к художественной литературе в ДОУ"

В наше компьютерное время И педагогами стало меньше уделяться внимание книге и детскому чтению. Поэтому в начале учебного года мы разработали примерный план мероприятий. Каждая группа подготовила спис...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на собрании нашей группы. Все мы с вами разные, но у нас есть общее – это наши дети наш детский сад, наша группа, наше постоянно...